на главную страницу

17 Февраля 2010 года

Корифеи

Среда

Рыцарь нашего времени

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
  Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



Недавно исполнилось 95 лет народному артисту СССР Владимиру Михайловичу ЗЕЛЬДИНУ. В день юбилея с ним встретился Президент России Дмитрий Медведев.
  - Я очень рад, что вы встречаете праздник в такой прекрасной форме, – отметил Дмитрий Анатольевич. – Это обстоятельство является прекрасным энергетическим зарядом для всех поколений, а особенно для старшего поколения, которое прошло Великую Отечественную войну.Президент также заметил, что на протяжении своей жизни артист сыграл столько ролей в театре и кино, что каждое поколение может найти среди них какого-то персонажа, который ему особенно импонирует. Заслуги артиста перед государством теперь отмечены орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
  В творческом активе у Зельдина более 40 ролей в кино и на телевидении. Уже в новом веке актер снялся в 7 фильмах и киносериалах. И есть среди них особая роль – в классической советской музыкальной комедии «Свинарка и пастух» замечательного кинорежиссера Ивана Пырьева.
   «Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу», – так расценивает Зельдин свое приглашение на главную
  роль пастуха Мусаиба Гатуева. Эта картина, увидевшая свет в суровом 1941 году, вошла в золотую классику отечественного кинематографа. Для миллионов зрителей она стала настоящей духовной поддержкой в борьбе с захватчиками, образом счастливой мирной жизни. Зальдин работал с Иваном Пырьевым еще в одном фильме – «Сказание о земле Сибирской». Позже были яркие роли профессора Серебрякова в картине Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова и судьи в фильме Сергея Говорухина «Десять негритят», снятом по роману Агаты Кристи. Сегодня в Центральном академическом театре Российской армии Зельдин играет в четырех спектаклях: «Приглашение в замок», «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», а теперь еще и в новой юбилейной постановке «Танцы с учителем». Этот спектакль был поставлен специально к юбилею Владимира Михайловича в родном театре и стал своеобразным театральным поклоном любимого Мастера своему зрителю. Названием он не зря перекликается с одной из самых знаменитых постановок армейского театра – спектаклем «Учитель танцев». Его в январе 1946 года по пьесе Лопе де Вега поставил талантливый актер и режиссер тогдашнего театра Красной Армии Владимир Канцель. Режиссером нынешнего спектакля выступил Юлий Гусман, который к 90-летию Зельдина создал замечательный мюзикл «Человек из Ламанчи», где Владимир Михайлович покоряет публику в роли Сервантеса – Дон Кихота. В новой постановке Зельдин покажет в главной роли самого себя. Как актера, который мечтает вернуть зрителю наслаждение словом, чтобы «не потускнела романтика понятий «любовь, дружба, честь, отвага, нежность».
  Корреспондент «Красной звезды» встретилась с юбиляром на одной из репетиций нового спектакля. То, что Мастера в эти дни буквально осаждают представители СМИ, понятно. Но удивило, насколько терпеливо, с каким профессиональным пониманием, даже доверительно относится Владимир Михайлович к нашему брату. И еще поразило его умение буквально за минуты собраться, зарядиться на работу, даже несмотря на понятную предъюбилейную суету. А уровень нагрузки стал понятен, когда Зельдин, как бы даже извиняясь за малое количество времени на разговор, сказал: «Репетируем практически каждый день по 6-7 часов. Вчера после репетиции поехал на телевидение, там был ночной разговор в программе «На ночь глядя». Потом вернулся в театр. И снова репетиция. Я даже не успеваю отдохнуть...»
  Но как только речь зашла о театре, Владимир Михайлович преобразился. Показалось, что от энергии, исходящей от него, в гримерной даже стало светлее.

     - Практически вся ваша творческая судьба связана со сценой Центрального академического театра Российской армии. Здесь 16 января 1946 года вы дебютировали в роли Альдемаро. И сразу столь блистательно, что проживали на сцене жизнь своего романтического героя еще не менее тысячи раз...
     - Я люблю свой дом, Театр Армии, нежно и преданно. В нем я прожил без малого 65 лет. Наш театр – уникальный и по истории своего возникновения, и по красоте архитектуры, и по тем артистам и режиссерам, что создавали его славу. Когда возник театр Красной Армии? Он же возник в 1929 году из той концертной бригады, которая уехала на КВЖД. Тогда там были опасные события, конфликт с Китаем и т.п. И из нее образовался театр. Но негде было играть. Зрители сначала приходили на площадь Коммуны, ныне площадь Суворова, в сегодняшний Культурный центр Вооруженных Сил. Театр Красной Армии тесно связан с именем Алексея Дмитриевича Попова, который руководил им с 1935 по 1958 год. Это выдающийся режиссер, мудрый и талантливый педагог, ученик Станиславского и Немировича-Данченко, соратник Вахтангова. Эта сцена, этот театр были построены уже в 1939 году. Попов говорил, что театр Красной Армии должен быть об армии, для армии. Но ратовал и за то, чтобы в нем был разнообразный репертуар. У нас, конечно же, шли военные спектакли. Но и классика русская шла, ставились постановки на зарубежном материале. Было задумано так, что в театре – две сцены. Малая хороша для камерных, небольших спектаклей. Большая – это огромная сцена, очень трудная для игры. Но там большие постановочные возможности, оркестровая яма. У нас ведь и свой оркестр имелся из 35 человек. А труппа была просто великолепная, поющая, хорошо двигающаяся. Таким образом, можно было ставить музыкальные спектакли на высоком уровне. И они пользовались большим успехом. Та закваска, которую дал Попов, и сейчас важна для тех, кто и сегодня продолжает здесь работать, творить, приносить людям радость. А это большое счастье – радовать. У нашего театра тоже юбилей. 80 лет! Это большая дата. Мы готовимся отметить ее в июне этого года. Ведь наш театр достоин любви. Для меня Театр Российской армии – памятник. Памятник тем воинам, которые не вернулись с полей сражения. Он и стоит на площади великого полководца Суворова.
     А со спектаклем «Учитель танцев» связан не только большой успех, но и практически единственный режиссерский опыт. Ведь мой Альдемаро должен был оставаться молодым. И я подготовил новый молодежный состав, своего героя доверил играть замечательному артисту, теперь уже народному артисту России Федору Чеханкову. Он выходил на сцену в этой роли 900 раз...
     - Нынешняя юбилейная постановка может стать неким посылом к появлению «Учителя танцев» на сцене ЦАТРА? На сцене вы об этом говорите. Сейчас в ее основе – оригинальная современная пьеса, написанная Юлием Гусманом и Исааком Фридбергом по мотивам вашей биографии. А что еще, по-вашему, можно было бы взять из прежнего репертуара?
     - Чтобы возобновить такой легендарный спектакль, как «Учитель танцев», нужно многое. Конечно, желание, любовь, увлечение. Но еще и актеры, которые могли бы в нем сыграть. Нужны новые декорации, современное прочтение, интересная идея.
     Сейчас у нас с успехом идет возрожденный уже в новом веке великолепный спектакль «Давным-давно». Он был поставлен Алексеем Дмитриевичем Поповым в эвакуации, в Свердловске во время войны. Долгое время у нас из его репертуара не оставалось ни одного спектакля. И я подсказал Борис Афанасьевичу Морозову, главному режиссеру театра, а он ученик Андрея Алексеевича Попова, сына Попова, что надо и можно возобновить этот спектакль. Ведь в нем так прекрасно говорится о любви к Отечеству, о войне 1812 года, нашествии Наполеона, он так созвучен времени. И так совпали желание и возможность, так удалось подобрать актерский состав, что спектакль ожил, заиграл новыми красками. И я бы, пожалуй, возобновил сейчас спектакль «Суворов», который шел у нас, Он тоже был поставлен в свое время Алексеем Дмитриевичем Поповым.
     А нынешние «Танцы с учителем» были поставлены не только в связи с моим юбилеем. На афише значится так: спектакль-посвящение. Это посвящение всем актерам, которые жили и живут этим театром. Кто любит его и своего зрителя. Кто понимал и понимает, что без духовных, нравственных ориентиров жить не годится. На самом деле получилась интересная постановка. Работал над ней и выдающийся балетмейстер, мой давний друг народный артист СССР Владимир Васильев вместе с заслуженной артисткой России Юлианой Малхасянц. Спектакль наполнен хорошей музыкой, в нем звучат мелодии как из прошлого спектакля «Учитель танцев», так и новые, написанные композитором Рубеном Затикяном. Мы, задействованные в этом спектакле актеры, не играем в нем. Мы в нем живем! Спасибо огромное народной артистке России Ольге Богдановой, она играет мою жену, близкого мне человека, и народному артисту России Федору Чеханкову. Это он в спектакле поддержал мою идею – снова сыграть «Учителя танцев» на сцене театра. Спасибо заслуженному артисту России Андрею Егорову, это ему я помогаю в предполагаемой новой постановке репетировать роль Альдемаро. Нет, я просто обязан назвать всех, кто принял участие в новой премьере! Спасибо заслуженному артисту России Сергею Комарову, Татьяне Морозовой, Анне Киреевой, Алене Фалалеевой, Юрию Сазонову, Сергею Колесникову, Константину Денискину, Вадиму Пожарскому, Ольге Тарасовой, Алексею Горячеву, Азамату Нигманову, Сергею Ефремову. И обязательно – артистам Большого театра, чьи великолепные балетные номера органично вписались в полотно спектакля. Думаю, «Красная звезда» расскажет подробнее об этом спектакле армейского театра? Он будет идти у нас два раза в месяц.
     - Вы часто играли перед сугубо военной аудиторией. Какие спектакли, по вашему мнению, пользовались особенной любовью?
     - Отличия по энергетике у такого зала на самом деле есть. Зритель военный все воспринимает как-то более открыто, непосредственно. Более радостно, может быть, реагирует на музыкальные спектакли, комедии. Очень горячо всегда принимаются военные спектакли. Помню хороший спектакль замечательного писателя-фронтовика Бориса Васильева. Он написал пьесу «Офицеры». Мы часто выступали в гарнизонах, в том числе самых отдаленных, с концертами, со спектаклями. Гарнизон – это как небольшой островок, где живут семьи военных, они варятся в своем соку. И наши актеры, актрисы, режиссеры со временем стали отчетливо осознавать, чем именно живут там люди. И вот в спектакле «Офицеры» мы показывали один из таких гарнизонов. Это был абсолютно точечное попадание. Сначала спектакль посмотрели те, кто учился в военных академиях в Москве, приглашали и зрителей из ближних воинских частей. Они были удивлены тем, как точно была передана атмосфера, быт гарнизонный. Они узнавали себя. Жаль, что этот спектакль запретила цензура. Я играл в нем Героя Советского Союза. Это были уже послевоенные годы. У моего героя случился в спектакле роман с официанткой. Посчитали, что такого не может быть. А там еще был интересно показан конфликт полковника, начальника гарнизона, и капитана, который окончил военную академию и приезжает в этот гарнизон. Новое сталкивается со старым. Спектакль шел на ура.
     - Актера обычно ассоциируют с его ролями. Приписывают ему качества его лирических героев. Вы можете сказать о себе: «Да, я в душе Дон Кихот»? В ваших ролях много личного?
     - Если говорить о «Человеке из Ламанчи», где я играю «рыцаря печального образа», то, пожалуй, да. Но я все тащу из нашей повседневной жизни. Все проблемы. И в этой пьесе я говорю о человечности, о доброте и милосердии. То есть о нравственности. И в спектакле «Танцы с учителем» мне тоже важно говорить о духовной стороне жизни. В «Учителе» я играю самого себя. Скрывать мне нечего. Я такой, какой есть. Есть такие слова в известной песне: «Мои года – мое богатство». Я очень богатый человек. По тем событиям, которые я пережил в течение всей своей жизни. А живу я, как признаюсь в одном из монологов, уже почти две жизни.
     Для меня небезразлично, что происходит вне театра, в жизни вокруг меня, какие события. Я не оставляю это за порогом театра. А переношу на себя, на свое отношение к этим событиям. И в каких-то ролях это состыкуется. И я это выношу на сцену. В «Человеке из Ламанчи», например, есть монолог, когда я говорю: «Я прожил более полувека. Видел жизнь такой, какая она есть: голод, страдания, нищета, безудержная жестокость». Вы понимаете, я все это пережил, я все это перечувствовал, я все это выношу на сцену, то же самое и сейчас есть, понимаете? Какая-то нравственная сторона нашей жизни очень низко опустилась. Деньги вышли на первый план. Что с народом стало? Я не понимаю. Деньги это же не главное.
     - На сайте театра ваши поклонники пишут: «Дорогой Владимир Михайлович! Вы – настоящий! Мы любим вас», «После спектакля с вашим участием хочется жить и творить добро», «Глядя на вас, испытываешь стыд за уныние и отчаяние. Спасибо за то, что вы есть». «Вы прожили столько жизней в своих ролях, вы стали рыцарем для нас, добрым волшебником для мечтателей! Спасибо вам, вы делаете нас добрее». «Впервые увидел вас на сцене в 1954 году, когда меня, тогда еще мальчишку, привели в Театр Советской Армии родители. Завтра я веду на ваш юбилейный спектакль внука. Так держать!»
     Как важно быть рыцарем, в том числе и в своей профессии, вы показываете практически во всех своих ролях. И вам верит зритель...

     - Я боюсь слов. Я человека в жизни всегда узнаю по поступкам. Слова, слова, слова... Можно красивые слова говорить, но... Как человек поступает? Хорошо или плохо? Для меня это самое главное в жизни. Я скажу так: для меня слова «великий», «гениальный» мало что значат. Главное, важное самое – это совесть человеческая. Бог – это совесть. Совесть – это Бог. Я считаю, что человек высокой культуры, а такие люди есть, их много, никогда не позволит себе украсть, обмануть или совершить какой-то иной неблаговидный поступок. Я не политик, я обыватель, но культура, мне кажется, воспитание имеют огромное, именно государственное значение.
     Мне есть что сказать своему зрителю, который мне дорог. Потому что я безмерно люблю своих соотечественников, люблю свое Отечество, Россию, в которой вырос. Я принадлежу к военному поколению. Скоро мы будем отмечать
     65-летие Победы над фашистской Германией. Мы все трудились на нашу Победу. И артисты тоже. Война – это не только, когда стреляют. Война – это огромный труд. Мы уезжали на фронт концертными бригадами к солдатам. И тоже вносили лепту в Победу, вдохновляя их на борьбу с врагом. Есть известные заповеди: не убий, не укради, не осуждай. И у моего Дон Кихота «В человеке из Ламанчи» тоже есть заповеди. Вот что он говорит. «Вдохни всей грудью живительный воздух жизни и задумайся над тем, как ты должен прожить ее. Не называй своим ничего, кроме своей души. Старайся все то, что жалко отдать, считать обузой на пути. Смотри вперед. В прошлогоднем гнезде птенцов уже не найти. Помочь. Торопись человеку помочь, рыцарь». Надо помогать друг другу. Надо беречь друг друга.
     От лица главного героя в новом спектакле, то есть от самого себя, Владимир Михайлович говорит такие слова: «Если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал!» Это так. И многие, кто пришел в день премьеры, чтобы поздравить Зельдина с юбилеем, на мое предложение задать вопрос Мастеру отвечали так: «Спросите, пожалуйста, у Владимира Михайловича, что он готовится поставить к своему 100-летию?»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex