на главную страницу

17 Февраля 2010 года

За кулисами истории

Среда

Выстрелы на заводе Михельсона



Более девяноста лет прошло с момента гибели Российской империи. Версий о причинах этой геополитической катастрофы, обернувшейся кровопролитной и разрушительной Гражданской войной на просторах нашего Отечества, выдвинуто немало. Но сегодня все больше исследователей склоняется к мнению, что Россия стало жертвой хорошо продуманной спецоперации ряда западных держав. Это следует, в частности, из интервью, которое писатель и историк Валерий ШАМБАРОВ дал журналисту Дмитрию Якунину (публикуется с сокращениями, полный текст на сайте писателя www.shambarov.ru).

     - До сих пор в покушении на Ленина на заводе Михельсона многое окутано тайной. Насколько известно, вы первый выдвинули версию, что за покушением на Ленина стоял Свердлов.
     - Первый или нет – не знаю, приоритетов я не фиксировал и не гонюсь за ними. Но к обстоятельствам покушения на Ленина мне приходилось возвращаться неоднократно, и получалось, что каждый раз на другом уровне открывались какие-то новые факты, позволяющие уточнить это дело, взглянуть на него под иным углом.
     - И какими же были истинные причины покушения?
     - Их надо искать не во внутренней, а во внешней политике большевиков. Как известно, шла Мировая война. И в советском руководстве существовали как «прогерманская», так и «антантовская» партии. «Антантовскую» возглавлял Троцкий. Еще во время пребывания в Америке он был завербован резидентом британской разведки МИ-6 (Military Intelligence 6. – Ред.) Вильямом Вайсманом, который работал и на спецслужбы США. Зимой 1917-1918 годов в Советской России были сформированы неофициальные представительства стран Антанты: американское во главе с полковником Робинсом, британское – с Локкартом, французское – его возглавил капитан Садуль. Все они тесно контактировали со Львом Давидовичем, помогали ему, через него шло финансирование революции американскими банкирами. А личным представителем Вайсмана в России стал Соломон Розенблюм, он же Сидней Рейли, прекрасно знавший Троцкого (до службы в британской разведке он являлся сотрудником родственника Льва Давидовича – банкира Животовского).
     - А Ленин возглавлял «прогерманскую» партию?
     - Не совсем. Поначалу он считал, что сможет балансировать между воюющими сторонами, играть на их противоречиях. Кончилось это плохо. Немцы и австрийцы захватили Украину, Белоруссию, Прибалтику, румыны – Молдавию, турки – Закавказье. Чтобы противостоять им, по инициативе Троцкого Советское правительство обратилось к странам Антанты, в Мурманске высадились англичане и американцы. Вовсе не для свержения большевиков, а по их официальному приглашению. Но западные державы требовали большего. Запустить их в Сибирь, Туркестан, отдать под контроль Транссибирскую магистраль, бакинскую нефть. Этого добиться Лев Давидович (в то время нарком по военным и морским делам. – Ред.) не смог.
     Угнездившись на Севере, интервенты вели себя там как хозяева, уже считали этот край своей колонией. Конечно, это не понравилось Ленину. На большевиков давили и немцы. Послу в Москве Мирбаху германское правительство выделило огромные средства, 40 млн. марок, для подкупа сторонников, создания агентуры. Германия грозила двинуть войска и свергнуть большевиков, если они продолжат уступки странам Антанты.
     Поэтому дальнейшие предложения Троцкого Ленин отверг. 1 мая 1918 года Вильям Вайсман писал в шифровке советнику президента США полковнику Хаусу: «Если мы решим, что Троцкий не хочет или не может пригласить нас, то мы можем призвать Керенского и других деятелей первоначальной республиканской революции побудить их образовать правительственный комитет... и делать то, чего Троцкий не пожелал или не смог бы сделать». Так и случилось.
     - Но Керенского вроде бы никто не призвал.
     - Керенского – нет, он был отработанной фигурой. Но была разыграна карта чехословацкого корпуса. Через 10 дней после упомянутой шифровки в Лондоне в резиденции Ллойд Джорджа (премьер-министра Великобритании. – Ред.) состоялось секретное заседание правительственного комитета, на котором было решено «рекомендовать правительствам стран Антанты не вывозить чехов из России», а снабдить их оружием, выделить опытных генералов и использовать «в качестве интервенционистских войск союзников в России». Троцкий тут же подыграл. Через две недели после этого совещания он издал провокационный приказ, обязывающий разоружать чехов и загонять в концлагеря. Корпус взбунтовался. А американцы, англичане, французы получили повод взять чехов «под защиту» и ввести войска в Сибирь. Во главе сибирского правительства был поставлен Авксентьев, бывший помощник Керенского. Как видим, все по сценарию Вайсмана – Хауса.
     - А какую позицию в этих играх занимал Свердлов?
     - Он, в отличие от Троцкого, не демонстрировал англо-американских симпатий, во всех вопросах безоговорочно поддерживал Владимира Ильича, завоевав репутацию «твердого ленинца». Но он был связан с теми же силами, что Лев Давидович. Зафиксированы его контакты с одним из крупнейших банкиров США Яковом Шиффом. Брат Свердлова Вениамин долгое время жил в Америке, имел банковскую контору в Нью-Йорке, через которую под видом переводов поступали деньги большевикам. После революции он вернулся в Россию, Яков Михайлович устроил его в правительство заместителем наркома (заместителя наркома путей сообщения. – Ред.). А закадычным другом Вениамина был не кто иной, как Сидней Рейли, – в Нью-Йорке их конторы располагались по одному адресу: Бродвей-120, причем в соседних кабинетах.
     Справка. У Якова Михайловича был еще один брат – Зиновий. В 1902 году в возрасте 18 лет его формально усыновил А.М. Горький, и он стал Зиновием Алексеевичем Пешковым. Служил офицером в Иностранном легионе французской армии. В годы Гражданской войны находился в качестве представителя Франции при ставке Колчака, а затем Врангеля.
     Стоит ли удивляться, что Свердлов, демонстрируя верность Ленину, в то же время вовсю подыгрывал спецслужбам Англии и США? 6 июля 1918 года доверенное лицо Троцкого Блюмкин (сотрудник ВЧК Яков Блюмкин расстрелян в конце 1920-х за тайные контакты с Троцким. – Ред.) убил германского посла Мирбаха – он мешал интригам стран Антанты и надо было поссорить большевиков с немцами. Свердлов являлся, видимо, одним из организаторов этой провокации. Расследовать убийство посла он назначил Виктора Кингисеппа – это была личная креатура Якова Михайловича. И он, конечно же, благополучно скрыл истину.
     - Но мы отошли от причин покушения на Ленина.
     - Наоборот, как раз подходим к ним. В ситуации, сложившейся после чешского мятежа и убийства Мирбаха, Ленин все же не склонился на уступки Антанте, а наоборот, пошел на дальнейшее сближение с Германией. Он исходил из чисто практических соображений. Во-первых, немцы, отхватив весь запад бывшей империи, не претендовали на остальное (остальную Россию они надеялись подчинить экономическим путем). А страны Антанты норовили оторвать под свою власть дополнительно огромные территории. Во-вторых, как рассчитывал Ленин, Германия проиграет войну и договоры с ней можно будет разорвать. А если на шею сядут англичане с американцами, попробуй от них избавиться. В-третьих, в Германии назревала революция. А после нее, как верилось Ленину, немцы станут вообще друзьями и братьями. И в августе 1918 года было подписано секретное соглашение «Брест-2». Германия получала огромные экономические выгоды, ей отправлялось продовольствие, золото, и большевики фактически заключали с ней военный союз против Антанты.
     - И из-за этого потребовалось убрать Ленина?
     - Совершенно верно. Данные о подготовке покушения стали поступать в ВЧК задолго до 30 августа. На след Рейли вышла контрразведка Красного флота во главе с лейтенантом Абрамовичем, а Дзержинский (председатель ВЧК. – Ред.) сумел внедрить в сеть Локкарта – Рейли нескольких своих агентов. Сеть эта была обширная, имела связи в различных советских организациях. Причем, если внимательно почитать документы о заговоре Локкарта, можно отметить: о свержении советской власти речь не шла, свергать ее западные державы вовсе не собирались. Говорилось лишь об убийстве Ленина и «замене правительства», то есть о верхушечном перевороте. 24 августа в генконсульстве США в Москве состоялось секретное совещание с участием генконсулов Америки, Англии и Франции – Пуля, Локкарта и Гренара. А через 6 дней раздались выстрелы на заводе Михельсона.
     - Ленин был выведен из строя, но переворота почему-то не последовало.
     - Потому что Дзержинский нанес немедленный контрудар. Как я уже отмечал, он собрал обширную информацию о сети Локкарта – Рейли, но пока не трогал ее, держал «под колпаком», хотел выявить дополнительные связи. Однако после покушения решил безотлагательно брать. В ночь на 1 сентября ВЧК произвела аресты по выявленным адресам. Была разгромлена вся сеть в Москве и Питере, захвачено больше сотни агентов и связанных с ними лиц. Только в одном здании, принадлежавшем британскому посольству, было арестовано около 40 заговорщиков, собравшихся там. Британский и французский генконсулы, Локкарт и Гренар, обладали дипломатической неприкосновенностью, но их задержали как бы для дачи показаний. Шпионам Рейли и Вертимону, осуществлявшим непосредственное руководство операцией, удалось бежать. Таким образом заговор был обезглавлен и на время парализован.
     - Но ведь в литературе покушение на Ленина и заговор Локкарта рассматриваются как два совершенно разных дела.
     - Тут уж постарался Свердлов. Накануне выстрелов в Ленина Дзержинский выехал в Питер расследовать убийство Урицкого (руководителя петроградской ЧК. – Ред.). А Яков Михайлович после ранения вождя сразу же захватил власть главы партии и правительства. Дзержинскому он приказал остаться в Питере. Опираясь на своего доверенного человека Петерса, заместителя председателя ВЧК, Свердлов подмял под себя следствие о покушении на Ленина. Случайно задержанную Фанни Каплан увезли с Лубянки (там размещалась ВЧК под руководством Дзержинского. – Ред.) в Кремль, и как раз там она дала требуемые признания. Впрочем, что она говорила на самом деле, ее ли подпись стоит под протоколами, неизвестно. Ее не опознал никто, не проводилось ни одной очной ставки. Объявив о признании Каплан, ее поспешили расстрелять и даже сожгли труп. Очевидно, чтобы было невозможно проверить, была ли эта женщина во дворе завода Михельсона.
     - Выходит, что Дзержинского отстранили от расследования?
     - Совершенно верно. Сперва Свердлов распорядился, чтобы он занимался только Урицким, а потом вообще отправил его в отпуск в Швейцарию. Отправил принудительно, якобы он переутомился и «плохо выглядел». Без него с помощью Петерса дела о покушении и заговоре Локкарта были оторваны друг от друга. Хотя вел оба дела один человек, все тот же Виктор Кингисепп. Он был членом коллегии ВЧК, но как член ВЦИК и следователь Верховного трибунала ВЦИК подчинялся непосредственно Свердлову. К расследованию Яков Михайлович подключил еще одного своего близкого подручного – цареубийцу Юровского. И они все отрегулировали как надо. Покушение свалили персонально на Каплан. А дело Локкарта по сути замяли.
     - Как же замяли? Оно рассматривалось Верховным трибуналом, был громкий процесс.
     - Громкий, но пустой. Из сотни с лишним арестованных большинство освободили еще в ходе следствия. Локкарта и Гренара отпустили на родину. На скамью подсудимых попали лишь 20 человек. Все – мелкая сошка. В показаниях агентов ВЧК и подсудимых несколько раз всплывала подготовка убийства Ленина, но Верховный ревтрибунал (орган ВЦИК, подконтрольный Свердлову) на этом внимания не заострял, обходил стороной. Ни разу не прозвучали фамилии Троцкого, братьев Бонч-Бруевичей, Вениамина Свердлова и других видных большевиков, взаимодействовавших с агентурой Локкарта – Рейли. И хотя для обвиняемых хватало других улик, по крайней мере в шпионаже, девять были оправданы, девять получили небольшие сроки заключения, двоих приговорили к расстрелу, но тут же была подана апелляция во ВЦИК, приостановившая исполнение приговора. Через год их отпустили. Не был казнен ни один. И это в период «красного террора», когда десятки тысяч людей расстреливали вообще без всякой вины.
     - Есть ли какие-то другие доказательства, что истина скрывалась преднамеренно?
     - Есть. Без Дзержинского Петерс и Свердлов провели реорганизацию ВЧК, «вычистив» многих сотрудников. Причем удалены были именно те, кто участвовал в расследовании дела Локкарта. А кроме того, Петерс вдруг раскрыл еще один «заговор» – в контрразведке Красного флота. Арестовали лейтенанта Абрамовича. Того самого, который сумел сесть на хвост Рейли и вскрыть его связи. Его и еще ряд контрразведчиков обвинили в «контрреволюции». Были многочисленные ходатайства моряков, адвокатов. Так же, как на суде по делу Локкарта, подавалась апелляция во ВЦИК. Но на эту апелляцию, в отличие от случая со шпионами, последовал отказ. Абрамович и его сотрудники были расстреляны. Как видим, факты весьма красноречивые.
     - Почему попытка убить Ленина не повторилась?
     - У зарубежных заказчиков отпала нужда в этом. Ведь Ленин на время выбыл из игры. А когда он начал поправляться и 17 сентября появился на заседании Совнаркома, Свердлов о его здоровье тоже «позаботился»: подключил врачей и провел через ЦК решение – отправить вождя на месяц отдыхать в Горки. Таким образом, военный союз большевиков и немцев остался только на бумаге. А к концу октября, когда Ленин вернулся к делам, международная ситуация изменилась. Германия и Австро-Венгрия проиграли сражения во Франции и на Балканах и рушились от начавшихся революций. При таком раскладе было выгоднее, чтобы Советская Россия считалась союзницей немцев – по окончании войны ее можно было пустить в раздел вместе с побежденными.
     - И правда о том, что в теракте на заводе Михельсона участвовали ближайшие соратники Ленина, осталась похороненной?
     - Нет. Она все же просачивалась. Так, в марте 1938 года на судебном процессе обвинение в соучастии в покушении на Ленина было предъявлено Бухарину. Это обычно считают фантастикой. Но почему? Уничтожить Бухарина можно было и без этого обвинения, вполне хватало других. Покушение не инкриминировалось никому, кроме него, – ни Каменеву, ни Зиновьеву, ни Тухачевскому. Зачем понадобилось бы придумывать «небылицы» для одного Бухарина? А Сталин к данному моменту уже многое знал из показаний Радека и Раковского, купивших жизни ценой исчерпывающих признаний. Очевидно, узнал он и тайну выстрелов 30 августа (день покушения на Ленина. – Ред.). Но для широких масс эти тайны и впрямь остались скрытыми. Ведь обнародовать их означало бы признать, какие силы стояли за Октябрьской революцией, подорвать авторитет советской власти и партии. И Сталин раскрыть эти дела не решился.
     На снимках: Фанни Каплан, 1918 г.; Я.М. Свердлов, 1918 г.; Ф.Э. Дзержинский, 1918 г.; З.А. Пешков (Свердлов) в форме французского майора, 1926 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex