на главную страницу

19 Февраля 2010 года

Армия и общество

Пятница

КОГДА ДЕТИ СТАЛИ БОЛЬШИМИ...

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Фото из семейного альбома.



О семье старшего прапорщика (теперь уже запаса) Василия Шевченко то и дело вспоминал все долгие годы, что прошли после нашей первой встречи. Не только потому, что редко кто может похвалиться таким богатством - 8 детей. Важно не количество, а качество: удалось ли их правильно воспитать, кем они стали, вступив во взрослую жизнь? Кстати, не всегда об этом говорят, чествуя многодетные семьи, но именно в этом, по мнению Василия Ивановича, главный результат родительского труда. Поэтому и пример семьи Шевченко показателен и поучителен.

     ...Познакомился я со старшим прапорщиком Шевченко в Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского (ВКА). Точнее, сначала с его сыном Максимом. Тот терпеливо ждал кого-то у двери кабинета начальника Военно-космического кадетского корпуса имени Петра Великого полковника Александра Мезенцева. Как оказалось, паренек из числа абитуриентов: это учебное заведение осенью 1996 года готовилось к открытию, а он мечтал стать кадетом.
     Когда беседовал с Мезенцевым, заглянул старший прапорщик - хотел из уст самого начальника узнать о шансах сына на поступление после завершившегося отбора.
     - Не волнуйся, Василий Иванович, берем твоего Максима, - успокоил его Александр Федорович. - Но если вдруг не потянет, не взыщи: первый набор самый ответственный, и спрос будет жесткий...
     Обрадованный отец ушел, а от полковника Мезенцева я узнал, что в семье старшего прапорщика Шевченко восемь детей. Через несколько дней напросился в эту семью в гости. В сравнительно небольшой, пусть и четырехкомнатной квартире все были на месте - сами родители, девятнадцатилетняя дочь Наташа и семь сыновей: Алеша, Максим, Артем, Станислав, Юрий, Кирилл и Денис. Самому старшему тогда было 15 лет, а младшему - 6.
     Помнится, пока Василий Иванович разбирался со школьной успеваемостью сыновей, я расспрашивал его супругу Ирину Олеговну: «Как удается справляться с детьми, тем более еще и постоянно работая?» К слову, сама она тоже не чужой армии человек - с 1979 года работает медсестрой в 442-м окружном военном клиническом госпитале ЛВО.
     - Главное - любить детей, тогда и остальное все приложится, - Ирина Олеговна была лаконичной. - Когда меня нет, дочь или старшие сыновья стараются подменить, муж по мере возможностей помогает. Хотя у него и своих забот хватает - служба. Но в академии стараются поддержать чем могут. Да и мне в госпитале всегда идут навстречу.
     Стоит вспомнить, что это было за время - середина 1990-х годов. Одни задержки с выплатой денежного довольствия и зарплат по нескольку месяцев чего стоили! Подспорьем служило то, что старшему прапорщику Шевченко в порядке исключения вместо не бог весть каких продовольственных денег выдавали паек в натуральном виде. Продукты закупали оптом на рынке - как-никак провиант на целое отделение.
     И все же тогда меня не покидала мысль, которой не стал делиться с радушными хозяевами: «Как поставить на ноги всех детей? Хватит ли сил? Время-то наступило непростое - рыночное...» Ведь некоторые папы и мамы в тот период опустили руки: в скольких многодетных семьях сыновья и дочери росли как в поле трава - куда ветер наклонит. Да и пример с родителей зачастую брать не получается: не все они могут служить образцом. Понятно, что в случае с Шевченко ситуация иная, но если один-два ребенка в семье - уже определенные проблемы, то что уж говорить о восьми...
     - Конечно, встречал родителей, чья позиция кратко формулировалась примерно так: наше дело родить, а там пусть государство заботится, - делился Василий Иванович. - Тогда зачем детей заводить? Чтобы помощь от государства получать? Это путь в никуда. Судьба каждого ребенка - это и твоя судьба.
     И вот я вновь в квартире по знакомому адресу на набережной Невы. О Василии Ивановиче уже все знаю: в конце 2002 года уволился в запас, но по-прежнему трудится в одном из подразделений ВКА им. Можайского. То и дело выезжает в командировки обеспечивать пуски ракет, готовится к защите кандидатской диссертации: «Не престижа ради, а чтобы не отставать от развития техники, надо и тут держать себя в форме». Ирина Олеговна тоже на прежнем месте: в прошлом году отметила 30-летие работы в госпитале.
     А как сложились судьбы детей? Наташа вышла замуж, работает в одной из торговых сетей.
     В том, как складывается биография сыновей, есть много общего. Сегодня Отечеству служит не только Максим, первым вслед за отцом надевший погоны, но и четыре его брата. Стоит коротко сказать о каждом. Максим после окончания ВКА служил в Плесецке, затем окончил адъюнктуру - в прошлом году стал кандидатом технических наук, назначен в одно из подразделений родной академии, капитан.
     В адъюнктуре его сменил старший лейтенант Артем Шевченко, поступивший туда тоже из Плесецка. Но на космодроме теперь служит очередной представитель этой «космической» семьи - лейтенант Станислав Шевченко, выпускник ВКА прошлого года. А в академии продолжает путь к лейтенантским звездам Кирилл, который сейчас на третьем курсе.
     Погоны носит и старший сын четы Шевченко Алексей. Правда, окончил он гражданский вуз - Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий. Но после срочной службы в РВСН пошел служить в милицию, сейчас старший лейтенант. А в его альма-матер учатся два брата: в магистратуре - Юрий, на третьем курсе бакалавриата - Денис. К слову, этот вуз считается одним из самых сложных в Северной столице - учиться там непросто, и отсев по неуспеваемости очень большой.
     Вот такие перемены в большой и дружной семье Шевченко. Простые приветливые люди, привыкшие всего в жизни добиваться своим трудом. Детям всегда было на кого равняться - родители учили их прежде всего своим примером, отношением к работе и друг к другу. И тогда не нужно многословных наставлений, излишнего контроля - есть с кого «делать жизнь».
     Прощаясь, столкнулись с проблемой: не так много оказалось снимков в фотоальбомах, где вся семья была в сборе. Детских хватает, а вот за последний период почти нет. Оно и понятно: в семье столько людей в погонах, да и в Петербурге нынче не все. Но одна сравнительно свежая фотография нашлась - сделана она полтора года назад.
     - А почему мама на снимке без ордена «Родительская слава»? - поинтересовался у Алексея Шевченко.
     - Родители считают, что не это главное, - ответил он. - Правда, отец все же решил собрать документы и отнести в администрацию района. Как-никак награда давно заслужена. А у нас будет повод собраться семейным кругом, поздравить родителей, поблагодарить за все, что они для нас сделали.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex