на главную страницу

25 Февраля 2010 года

Автоклуб

Четверг

Получить или научиться?

Из личного опыта приобретения водительских прав

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» - с такими чувствами семь лет назад мне, тогда еще курсанту, приходилось садиться за руль УАЗа-3151 во время практических занятий по автомобильной подготовке.

     Конечно, я понимал, что в военном вузе другого автомобиля для обучения просто нет, но ведь как такового и обучения не было. Едва ли не сразу после поступления мы знали, что права во время годичного курса автоподготовки, что предстоял нам на третьем курсе, мы все равно не получим. И особой мотивации заниматься вождением этого автомобиля не было. Поэтому обучение превратилось в мучение. «Пять минут позора, и свободен!» - так мы прозвали наши «сеансы» вождения на площадке. Как бы то ни было, сдав с превеликим трудом экзамены и получив оценку, я на пять долгих лет забыл об автомобилях и наслаждался спокойной жизнью пешехода, лишь по необходимости примеряя на себя ипостась пассажира и передвигаясь в основном на общественном транспорте.
     Но летом прошлого года у меня в голове что-то щелкнуло. Мне кажется, такое происходит со всеми. «А почему бы мне не сесть самому за руль?» - эта мысль однажды навестила и меня. Приобрести сейчас автомобиль - не такая уж и большая проблема, тем более если офицер получает выплаты по 400-му приказу. Но что делать со своими знаниями, умениями и навыками?
     Вариант с облегченным приобретением прав мне не нравился с самого начала. Хотя, признаюсь, возможности были, да и кое-кто из моих приятелей прибегал к такому способу. Но права - это не какая-нибудь справка или иная бюрократическая бумажка. К тому же я отдавал себе отчет, какие последствия могут ожидать меня от, мягко скажем, не очень законных действий. Решающим стало то, что с липовыми правами и нулевой практикой я могу представлять угрозу на дороге.
     Автошкола? Обязательно! А вот какая? Очень часто приходилось наталкиваться на объявления об экспресс-занятиях в автошколах. Оказывается, такие школы готовят водителей за... две недели. Бред какой-то - как за две недели можно успеть все освоить? Только если по 8 часов в день проводить с инструктором, но еще надо ведь как-то познать и теорию. Нет, такие конторы сразу вызывали подозрения: кроме зарабатывания денег, они ни на что другое не нацелены.
     Знакомые посоветовали мне одну автошколу ДОСААФ - учебно-спортивный центр Юго-Восточного округа Москвы. Сейчас, когда я уже завершил обучение в ней, могу смело сказать, что эти три месяца дали мне гораздо больше, чем целый учебный год на третьем курсе, когда у меня была плановая и обязательная автоподготовка.
     Первые три недели - теория. Два занятия в неделю в удобное время - с шести до восьми вечера. Затем к теории добавилась практика. Первый раз, идя на вождение, я в глубине души готовился к дышащим на ладан автомобилям с раскуроченными коробками передач и полусожженным сцеплением, а вдобавок ожидал нервно матерящихся инструкторов. Но реальность оказалась совсем другой: довольно новые машины и квалифицированные инструкторы, причем зрелого, а не юного возраста. Обращайте на это внимание, если пойдете в автошколу, - чем старше инструктор, тем он, как правило, опытнее, а значит, и квалифицированнее.
     Сев за руль, я подсознательно боялся по ошибке заглушить двигатель - за весь свой ничтожный опыт вождения мне никогда не удавалось нормально трогаться с места: я не чувствовал ни одной педали. И каково же было мое удивление, когда инструктор объяснил, что автомобиль будет трогаться уже при плавном отпускании педали сцепления. Вот она - разница между УАЗ-3151 и обычной легковушкой! Настроение улучшилось сразу же, когда это движение педали я довел до автоматизма. А потом стало интересно! Да-да, появилась какая-то особая тяга, какое-то увлечение этим делом. Во время занятий на «площадке» инструктор специально выходил из машины, чтобы я привыкал к самостоятельности. В течение нескольких недель все упражнения «площадки» были разучены вдоль и поперек. Труднее всего далась «эстакада» - здесь на одном сцеплении не поедешь. На стояночном тормозе нужно поддать газу, при этом сцепление не сбрасывать. И как только чувствуешь, что машина накренилась (ее удерживает только «ручник»!), сразу же отпускаешь ручку. Непривычно, но все приходит с опытом. Чем больше практики, тем больше уверенности в управлении автомобилем. Не забывайте это!
     А потом начался «город». Сначала чересчур осторожно, постоянно перестраховываясь, я словно крался по городским улицам под присмотром инструктора. Но с каждым занятием страх перед интенсивным уличным движением становился все меньше и меньше. Исчезла боязнь поворотов налево, разворотов. Я перестал смотреть под ноги, на педали или на ручку КПП - все то, что так часто делают новички.
     В моем активе - почти два с половиной месяца практических занятий, по два-три раза в неделю. Большая часть выпускников этой школы с первой попытки сдает экзамены в ГИБДД. Да, таких школ у нас пока немного, но все зависит от того, чего именно вы хотите - просто получить права или же научиться умело, а значит, безопасно водить машину.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex