на главную страницу

3 Марта 2010 года

Армия и общество

Среда

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР

Беседу вел Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».



Кардинальные изменения в геополитической обстановке, свидетелями которых мы являемся в последнее время, не могут не затрагивать интересы России, в том числе касающиеся обеспечения национальной безопасности. Некоторыми соображениями на этот счет с нашим корреспондентом поделился президент Академии военных наук генерал армии Махмут ГАРЕЕВ.

     - Махмут Ахметович, как мы видим, происходящие в мире процессы глобализации в политике и экономике сопряжены с крупными геополитическими изменениями. В частности, одним из проявлений такой взаимосвязи можно назвать смещение центра тяжести деловой активности мира в сторону Востока. Что вы можете сказать по этому поводу?
     - Прежде всего, видимо, надо сказать, что данный процесс обусловлен целым рядом объективно действующих факторов. Капитал стремится туда, где живет большинство человечества, где дешевле рабочая сила. В этом смысле восточное направление выглядит весьма перспективным, в том числе с точки зрения привлечения инвестиций, создания благоприятных условий для развития высоких технологий. Не случайно деловые круги США и других западных стран все больше переводят производство и капиталы в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе в Китай.
     - Очевидно, это предопределяет перенос сюда и военных усилий?
     - Конечно, разворот на Восток экономических устремлений США и других западных стран, особая чувствительность капитала к безопасности требуют соответствующего силового обеспечения этого процесса. Перенос сюда военных усилий необходим также для обеспечения доминирования США в регионе, превращения НАТО в глобальную военно-политическую организацию. Да, сегодня вся территория мира покрыта американскими базами и поделена на зоны ответственности командований вооруженных сил США. Но ряд событий и предпринятых Вашингтоном шагов на мировой арене показали, что возможности США небезграничны. Доверие к Америке начало падать. Исчезновение советской военной угрозы в Европе как объединяющего общего врага сделало существование НАТО бессмысленным, привело к расшатыванию блока.
     В этих условиях нужно было событие, которое бы встряхнуло весь мир и сплотило большинство стран вокруг Америки. Таким событием явился теракт 11 сентября 2001 года, который по логике вещей был бы невозможен без участия определенных кругов внутри самих Соединенных Штатов. Далее главным противником объявляется международный терроризм, его основным логовом - Афганистан и организация «Аль-Каида». Всем странам бросается клич: «Кто не с нами, тот против нас». Осуществляется вторжение в Афганистан, затем в Ирак.
     Первоначально многие государства, в том числе Россия и страны Центральной Азии, оказали определенное содействие американцам, предоставили им базы на своих территориях. А с приходом к власти Барака Обамы натовцам предоставлены еще большие возможности по транспортировке грузов в Афганистан по воздуху и наземным коммуникациям. Сейчас в операциях в Афганистане задействованы около 60 тысяч солдат США и других натовских и ненатовских государств (всего 44 страны). В последнее время Обама принял решение о переброске в Афганистан еще 30-тысячного контингента. Войска несут потери, но больше всего страдает мирное население: убиты более 3 тысяч мирных жителей. В то же время натовские войска контролируют незначительную часть территории страны. Правительство Карзая держится лишь в Кабуле и некоторых провинциальных центрах. Талибы все больше активизируются, и боевые действия фактически перенесены на территорию Пакистана.
     При этом уже известно, что не только итальянцы, как сообщалось в печати, но и войска других натовских стран практически бездействуют и даже, чтобы по ним не стреляли, платят дань полевым командирам моджахедов. Например, для германского контингента установлены ограничения: они не могут действовать в снежной местности или выходить из казарм после 18 часов. Экономическая, социально-политическая жизнь населения парализована из-за отсутствия элементарной безопасности. В то же время никаких серьезных мер для политического урегулирования или восстановления хозяйственной деятельности в стране не предпринимается.
     - Тем не менее очевидно, что пребывание натовских войск в Афганистане выгодно для России и других центральноазиатских стран...
     - Да, иногда так и говорят: мол, натовцы в Афганистане выполняют нашу работу. На этот счет высказывается несколько тезисов. Что натовцы якобы сдерживают угрозу со стороны экстремизма для России и стран Средней Азии. Что они ведут эффективную борьбу с наркотрафиком. В действительности ситуация выглядит иначе. Мятежи в Оше, Андижане, вылазки террористических банд на узбекско-таджикской границе... А что касается борьбы с наркотрафиком, то перед натовскими войсками и вовсе такая задача не ставится. Они заявляют, что эта задача возложена на правительство Афганистана.
     В результате, по данным Федеральной службы по борьбе с наркотиками, за последние 8 лет производство наркотиков в Афганистане выросло в 44 раза и дает в год до 50 миллиардов долларов. Причем 90 процентов наркотиков идет через Среднюю Азию в Россию, где каждый год умирает до 30 тысяч человек, в основном из среды молодежи. Практически против нас запускается новое оружие массового поражения.
     Одновременно США и другие страны НАТО создают на территории Пакистана, Афганистана и других государств Центрально-Азиатского региона авиационные и прочие военные базы. И, судя по всему, надолго собираются закрепиться там.
     - И как это в целом отражается на обстановке в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
     - В военно-политическом плане это чревато созданием потенциальной возможности установления контроля за воздушным пространством региона и ударов по кратчайшим направлениям по важнейшим стратегическим объектам близлежащих государств, в том числе КНР. Наращиваются группировки сухопутных, военно-морских сил и авиации на этих направлениях. То есть главные усилия НАТО, которая из североатлантической военно-политической организации превращается в глобальную, перенацеливаются на кавказское, средневосточное, азиатско-тихоокеанское направления. Европа, которая была фронтом, передним краем НАТО, превращается в тыл и второстепенный театр военных действий.
     Все это нельзя не учитывать при оценке военно-политической ситуации вокруг России. Некоторые наши радикально настроенные эксперты в связи с этим даже говорят: когда советские войска были в Афганистане, американцы через Пакистан, Саудовскую Аравию снабжали моджахедов оружием, финансировали их. И теперь, мол, благоприятный момент для проявления «партнерской взаимности». Но на такую авантюру Россия, конечно, не может пойти. Это путь не только к «холодной», но и «горячей» войне.
     При подходе к современным проблемам надо учитывать и еще одно новое важное обстоятельство. Сейчас в мире в финансовой сфере, да и во многом в сфере политики, заправляют транснациональные корпорации. Они имеют во всех странах, в том числе и в США, свое лобби, которые проталкивают нужные им решения, иногда вопреки законодательным органам и главам государств. Это убедительно показано в книге Дж. Кларка «Война Чарли Уилсона в Афганистане». Тот же Обама не может провести в жизнь многие свои обещания, данные избирателям в предвыборный период.
     Нам нет надобности нагнетать антиамериканские настроения. В США есть воевавшие вместе с нами ветераны Второй мировой войны, есть трезвомыслящие, подлинные патриоты своей страны, которые не могут не понимать опасности стремления играть роль мирового жандарма. Надо сотрудничать с НАТО и по Афганистану, но через ООН и другие международные организации добиваться, чтобы США и прочие страны НАТО выполняли официально провозглашенные задачи по борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Добиваться, чтобы были установлены определенные сроки пребывания натовских войск в Афганистане, их военных баз в регионе.
     - То есть с учетом кардинальных изменений в геополитической обстановке нужны существенные коррективы и в обеспечении нашей национальной безопасности?
     -Здесь, на мой взгляд, есть несколько ключевых моментов.
     Во-первых, как уже было сказано, необходимо учитывать, что в современных условиях при прогнозировании военно-политической обстановки, оценке потенциала зарубежных стран нельзя ограничиваться изучением замыслов и возможностей отдельных стран или даже коалиции государств. Надо проникать и раскрывать тайны, замыслы транснациональных компаний, которые играют решающую роль в формировании направленности политики национальных государств.
     Во-вторых, при существовании угрозы применения ядерного оружия и возросших возможностях невоенных средств, особенно информационных технологий, угрозы, направленные против России, в первую очередь осуществляются политико-дипломатическими, экономическими, информационными и разного рода подрывными средствами и способами, устройством «цветных революций» и так далее.
     В стратегии национальной безопасности Российской Федерации сказано, что наша страна в деле обеспечения своей национальной безопасности приоритетное значение придает именно невоенным средствам. И, конечно же, различными государственными органами немало в этом отношении делается. Но по ряду направлений эта работа проводится разрозненными усилиями и недостаточно координируется и финансируется. Представляется целесообразным, чтобы задачу координации этих усилий в масштабе государства выполнял аппарат Совета Безопасности, что обуславливает необходимость уточнения соответствующим образом его оргструктуры и функций.
     Учитывая возросшее значение информационной борьбы, желательно иметь государственный орган, который координировал бы информационную деятельность в масштабе страны, занимаясь не только технологическими вопросами, но и проблемами духовной безопасности народа.
     В-третьих, внешние угрозы в том или ином регионе могут усугубляться внутренними угрозами национальной безопасности. Например, член нашей Академии военных наук генерал армии Анатолий Васильевич Квашнин прислал аналитический материал, в котором отмечается, что население Сибири уменьшается ежегодно на 100 тысяч человек. В результате уже в ближайшие годы исчезнет 20-25 тысяч малых и средних населенных пунктов. Разрушается и приходит в негодность дорожная сеть. Некоторые крупные предприятия останавливаются, а на действующих до 50-70 процентов устарело оборудование, что, как показала катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, чревато тяжелыми техногенными происшествиями. Высокие тарифы на автомобильные и железнодорожные перевозки постепенно отрывают население Дальнего Востока и Сибири от центральных районов страны. Массовое бесконтрольное проникновение в российские регионы зарубежных эмигрантов также не способствует закреплению населения на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
     Правительством принята федеральная целевая программа по экономическому и социальному развитию Сибири и Забайкалья. В рамках намеченной модернизации всей страны важно обеспечить приоритетное развитие Урала, Сибири и Дальнего Востока. Если весь мир поворачивается лицом к АТР, то и для нас евразийское направление должно стать приоритетным.
     В-четвертых, занятие Россией подобающего ей места в геополитическом пространстве Евразии и обеспечение ее национальных интересов возможно только в тесном взаимодействии со странами Кавказа и Центральной Азии.
     Один исторический пример. В конце 1944 года состоялась встреча генерала де Голля со Сталиным. В ходе беседы де Голль спросил у Сталина: «Что это за камень преткновения в вашей политике. Вы на всех переговорах настойчиво ставите вопрос о западных землях Польши». Сталин решил в беседе с генералом особенно не ударяться в дипломатию и прямо ему ответил: «Нужны такие границы между Польшей и Германией, чтобы они никогда не смогли договориться между собой». Он имел в виду, конечно, что, пока западные земли находятся у Польши, кто бы ни правил в этой стране, он будет искать защиту и поддержку у Советского Союза, то есть он этим шагом создавал преграду для антисоветских альянсов.
     Дело другое, что в последующем с распадом СССР новая Россия не дала гарантий безопасности ни Польше, ни Чехословакии и тем самым подтолкнула их в НАТО.
     В любом государстве сегодня могут быть у власти одни люди, завтра другие, с различными политическими воззрениями. Но по коренным вопросам договоренности должны быть такими, чтобы от них никто не мог далеко отойти. Отход от них должен быть невыгодным и практически невозможным.
     - Махмут Ахметович, а что можно сказать на этот счет относительно стран Центральной Азии?
     - Для республик Центральной Азии в настоящее время одной из самых острых становится проблема водоснабжения и производства электроэнергии. Источники воды в основном в Киргизии и Таджикистане, но у них недостаточно своих источников электроэнергии, строительство новых гидростанций уменьшает водосток в Узбекистан. При советском плановом хозяйстве все это как-то регулировалось. Сейчас для урегулирования данной проблемы в эти республики стали наведываться американские и британские эксперты.
     Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков написал умную книгу «Вода и мир», где довольно убедительно предложил вернуться к проекту о переброске части стока сибирских рек (не более 10 процентов) в Центральную Азию, который в 1986 году был не совсем обоснованно отвергнут. Тогда же была отвергнута программа по сохранению Аральского моря, хотя высыхание Арала и только ежегодный выброс в атмосферу более 1 миллиона тонн соли может привести к катастрофе континентального, а то и глобального масштаба.
     Осуществление подобных проектов с участием России позволило бы совместными усилиями не только фундаментально решать наиболее сложные проблемы, но и ставило бы участвующие в этих проектах страны в такую взаимовыгодную зависимость, от которой невозможно отказаться даже при временных колебаниях тех или иных руководителей. То есть нужна целая система таких договоренностей в политической, экономической, культурной, военной сферах, которые «заставляли» бы дружить, сотрудничать независимо от преходящих обстоятельств и политических настроений.
     При всех политических и других различиях в чем-то главном Россия может вызывать у стран постсоветского пространства желание разделить ее проблемы как свои собственные. Но для этого она должна предложить притягательную идею и пути консолидации вокруг нее.
     - А какие выводы для нашей страны напрашиваются в связи с теми изменениями, которые происходят в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
     - В свете рассмотренных выше новых угроз национальной безопасности России и с учетом того, что в ближайшем будущем центр тяжести международной торговли, экономических и финансовых отношений переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион, самыми приоритетными должны быть крупные комплексные проекты, связанные с экономическим развитием и укреплением безопасности на Кавказе, в Центральной Азии, а также в Урало-Сибирском и Дальневосточном регионах, тесно связанных между собой. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев назвал АТЭС «мощным двигателем интеграции и генератором свежих идей» и выразил пожелание, чтобы Сибирь и Дальний Восток были самым непосредственным образом вовлечены в эту региональную интеграцию.
     Это прежде всего ускоренное экономическое развитие данных регионов, приток населения, строительство дорог, аэродромов и других коммуникаций, ликвидация безработицы, информационное противодействие и преодоление сепаратистских и экстремистских устремлений, укрепление внутренней безопасности и пресечение вмешательства внешних сил в дела регионов. Со временем по мере консолидации вокруг России постсоветских республик, возможно, на повестку дня выдвинется и вопрос о местоположении главного административного центра страны. В свое время Нурсултан Абишевич Назарбаев уже размышлял на эту тему, мечтая о возникновении Евразийского Союза. Может быть, действительно, жизнь, новые геополитические реалии поставят вопрос о «третьей столице» где-то на Урале?
     Так или иначе Урал и Сибирь призваны стать важнейшим транзитным мостом между Европой и Азией. Параллельно нужно развивать Северный морской путь по Ледовитому океану, строить порты и дороги к ним.
     И последнее. В связи с перемещением центра тяжести мировых процессов в АТР, переносом главных усилий НАТО на кавказское и центрально-азиатское направление нужны корректировки конфигурации всей нашей оборонной инфраструктуры и соответствующего планирования. В условиях, когда весь мир разворачивается к АТР, Россия, оставаясь в принципе европейской страной, не может зацикливаться на Европе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex