Проблема морского пиратства по-прежнему не теряет актуальности. Взаимодействие в сфере противодействия этому злу XXI века стало одной из тем, которая, в частности, обсуждалась в Главном штабе Военно-морского флота, где состоялась встреча главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого с начальником штаба военно-морских сил Франции адмиралом Пьером Франсуа Фориссье.
Напомним, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и резолюцией Совета Безопасности ООН наши корабли с конца 2008 года осуществляют сопровождение российских и иностранных торговых судов, обеспечивая безопасность морского судоходства у побережья Сомали. Вклад Военно-морского флота России в коллективные усилия международного сообщества по борьбе с пиратами у берегов Сомали высоко оценен многими высокопоставленными международными лицами. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в докладе Совету Безопасности ООН некоторое время назад говорил о том, что операции по защите судов и граждан от актов пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали и в Аденском заливе проводятся в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и резолюциями Совета Безопасности, разрешающими странам применять силу для подавления морского разбоя у берегов Сомали.
На днях в Маниле завершил свою работу ежегодный саммит глав морских профсоюзов стран АТР, участие в котором приняли делегаты из 15 стран, в том числе и из России. Главная проблема, которой на встрече лидеров морских профсоюзов было уделено особое внимание, - это борьба с пиратством. Как известно, только за прошлый год было зафиксировано 406 пиратских нападений на гражданские суда, что на 39 процентов превысило показатели 2008 года. Более половины инцидентов связано с действиями сомалийских пиратов. Причем количество нападений современных флибустьеров увеличивается уже четвертый год подряд. По данным Международного морского агентства, в последней четверти 2009 года пираты переместили свою активность из Аденского залива, где несут вахты корабли ряда стран мира, в том числе и России, к непатрулируемому восточному побережью Сомали, где с октября зафиксировано свыше тридцати нападений на суда. Всего за прошлый год пиратам удалось захватить около полусотни судов с 1.052 членами команд на борту. Восемь моряков были убиты, и 68 получили ранения. До сих пор в плену у флибустьеров находятся свыше четырехсот человек, 30 из которых - российские моряки. Именно поэтому сегодня, как никогда, необходима консолидация всех сил и солидарность всех морских держав в борьбе с пиратами. На саммите глав морских профсоюзов особо отмечалось, что государствам необходимо выделять серьезные средства на обучение моряков приемам борьбы с пиратами, на оборудование судов защитными средствами.
О том, что победить пиратство сегодня крайне сложно, заявляют различные международные специалисты. В частности, командующий ВМС Великобритании адмирал Марк Стэнхоп некоторое время назад, отметив, что борьба международного флота с пиратами в районе Африканского Рога ведется успешно, в то же время подчеркнул, что к полному искоренению пиратства она не приведет. По словам Стэнхопа, истребить пиратство на площади 1,1 миллиона квадратных миль не под силу даже международному флоту. «Благодаря высокой численности сил флотов нам удалось значительно снизить количество успешных нападений пиратов на суда. ВМС стран мира делают все возможное в этом огромном регионе, но устранить сам источник пиратства они не смогут никогда», - подчеркнул Стэнхоп.
Пиратство у берегов Сомали обусловлено гражданской войной, нищетой и практически полным отсутствием возможностей законного труда в этом государстве. С конца 2008 года в Красном море, Аденском заливе и части Индийского океана борьбу с пиратами ведут корабли ряда стран.
Количество пиратских нападений также выросло в Южной Америке, где в ушедшем году было зафиксировано 37 подобных инцидентов. Также увеличилось количество пиратских нападений в Бангладеш, Южно-Китайском море и Сингапурском проливе.
Напомним, что некоторое время назад из Владивостока отправился очередной отряд кораблей Тихоокеанского флота, которому предстоит выполнять задачи по охране судоходства у Африканского Рога. Под флагом командира соединения капитана 1 ранга Ильдара Ахмерова взяли курс в Индийский океан большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», средний морской танкер «Печенга» и морской буксир МБ-37...