Состояние и перспективы развития экономики Китая, меры по противодействию мировому финансовому кризису, обеспечение долгосрочной стабильности в Тибете и Синьцзяне станут главными темами открывающейся сегодня в Пекине 3-й сессии ВСНП 11-го созыва.
Об этом заявил официальный представитель этого форума высшей законодательной власти КНР Ли Чжаосин. Выступая на первой пресс-конференции, посвященной этому событию, он остановился и на других темах, которые будут в центре внимания китайских парламентариев. В частности, говоря о предстоящем обсуждении оборонного бюджета КНР на 2010 год, Ли Чжаосин отметил, что темпы его роста имеют явную тенденцию к снижению. Если в 2008 году бюджет увеличился на 17,6 процента, то в прошлом – на 14,9 процента. В этом же году затраты на нужды армии увеличатся лишь на 7,5 процента. В реальных цифрах оборонный бюджет на 2010 год составит 532 млрд. 115 млн. юаней (1 доллар – 6,8 юаня).
По словам Ли Чжаосина, пропорция расходов на оборону в КНР довольно низка. Если его страна тратит на финансирование своей армии лишь 1,4 процента от национального ВВП, то в Англии и Франции этот показатель достигает 2 процентов, а в США превышает 4 процента. Поясняя, чем достигается эта разница, Ли Чжаосин отметил, что китайское правительство придает большое значение контролю над военными расходами и стремится сохранить их в разумных рамках для поддержания баланса интересов обеспечения национальной безопасности и экономического развития страны. Развитие и модернизация вооруженных сил КНР не представляют угрозы другим странам, а увеличение финансирования армии направлено лишь на обеспечение оборонных нужд Китая.
Выделяемые в 2010 году средства пойдут в основном на поддержание военной реформы с китайской спецификой, повышение способности армии к реагированию в ответ на разные угрозы безопасности и выполнению разнообразных военных задач, и в частности, на совершенствование систем вооружений, улучшение условий службы китайских солдат. Некоторые обозреватели полагают, что в основном увеличение оборонных расходов связано с необходимостью «защиты» Тайваня, который Пекин считает частью страны. Тем более что недавно администрация Барака Обамы одобрила сделку по продаже Тайваню вооружений на сумму 6,4 млрд. долларов.
Следует также отметить, что за последние годы власти Китая провели масштабную модернизацию своих вооруженных сил, превратив их в армию будущего, оснащенную самым современным оружием и лучшей электроникой. Что собой представляет сегодня НОАК в действительности, очень ярко было продемонстрировано на военном параде, который состоялся в Пекине 1 октября прошлого года. Принявшие в нем участие около 10.000 человек, в большинстве своем лучшие из лучших или из элитных частей и соединений всех видов и родов войск, показали, насколько далеко вперед продвинулась в своем развитии китайская армия. В частности, они представили 52 высокотехнологичных образца вооружения и военной техники китайского производства. При этом около 90 процентов из них были показаны широкой публике впервые. Это авиационные системы ДРЛО, боевые самолеты нового поколения, новые РЛС и БЛА, станции спутниковой связи и другое современное информационно-технологическое оборудование.
Кстати, Ли Чжаосин уклонился от ответа на вопрос по поводу намерения Китая построить собственный авианосец. О существовании таких планов в марте 2009 года говорил министр обороны КНР Лян Гуанлэ. Глава военного ведомства тогда сказал, что из всех крупных мировых держав КНР остается единственной страной, у которой нет авианосцев, поэтому он больше не может оставаться без этого вида вооружений. В свою очередь контр-адмирал Чжан Шаочжун заявил, что основной задачей китайского «плавучего аэродрома» будет обеспечение интересов КНР на ее отдаленных морских границах и в исключительных экономических зонах.
А пока в четверг Китай отправил новую группу своих военных кораблей в Аденский залив для сопровождения торговых судов. Отряд состоит из ракетного эсминца «Гуанчжоу», фрегата «Часху» и вспомогательного судна «Вэйшаньху». Они заменят действовавшие до сих пор вблизи сомалийского побережья корабли китайских ВМС.