на главную страницу

5 Марта 2010 года

Страна и мир

Пятница

Как поднять интеграционный потенциал

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Сегодня в Москве открывается Международный экономический форум Содружества Независимых Государств «Новые инициативы в год председательства России в СНГ». Его организаторами выступили Исполнительный комитет СНГ, Министерство экономического развития Российской Федерации и Деловой центр экономического развития СНГ. В работе форума примут участие руководители органов государственной власти государств – участников СНГ, общественных организаций, представители ведущих бизнес-структур и банков государств Содружества.
  Главная задача форума – обсуждение перспектив реализации стратегии и путей дальнейшего укрепления экономической интеграции СНГ. С этой целью планируется провести тематические секции по различным направлениям: взаимодействие в топливно-энергетической, транспортной и строительной отраслях, в финансово-банковской сфере, в IT и электронных торгах, а также фармацевтике, нано- и биотехнологиях. По сути, форум призван стать стартовой площадкой реальной модернизации СНГ, вывода его интеграционного потенциала на новый, более высокий уровень.

     
Россия, вперед!

     СНГ уникальная организация. Все ее критикуют, но никто пока так окончательно и не покинул (та же Грузия до сих пор участвует во многих ее структурах и проектах). Практически все согласны с тем, что Содружество нуждается в реформировании, но пока мало что делалось в этом направлении.
     Этому есть объяснение. В странах СНГ возлагали и возлагают большие надежды на Россию, полагая, что именно она может привнести новые импульсы в сотрудничество, выступить с новыми предложениями. От Минска и до Душанбе все однозначно говорят, что очень многое зависит от России. И объективно они правы. Россия к 2010 году прошла огромный путь. Сейчас это абсолютно другая страна, с построением совершенно иных экономических и социальных отношений. Мало кто еще на постсоветском пространстве оказался способен на такие глобальные и масштабные изменения. И если темпы этих изменений не снижать, работать последовательно, то страна может добиться многого.
     К примеру, по прогнозам PricewaterhouseCoopers LLP, Россия к 2030 году станет самой мощной экономикой Европы. Кроме того, к этому времени, по мнению данной организации, страны Е-7, то есть страны с новыми рынками emerging markets (Китай, Россия, Индия, Бразилия, Мексика, Индонезия и Турция), обгонят страны G-7 (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада) по совокупному ВВП на 30 процентов. То есть центр мирового прогресса неуклонно смещается на Восток, что в свою очередь позволит России как «локомотиву» СНГ через интеграцию в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с параллельным расширением и укреплением на постсоветской территории Единого экономического пространства претворить в жизнь идею о создании общего экономического пространства с Евросоюзом (ЕС). «Оно предполагает не просто гармонизацию законодательства наших союзов, но и постепенное снятие препятствий на пути движения товаров, капитала и граждан. Наша цель – Европа без барьеров и визовых режимов, Европа от Атлантики до Тихого океана», – озвучил задачи, намеченные в рамках укрепления СНГ, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, национальный координатор РФ по делам Содружества Независимых Государств Игорь Шувалов.
     
Пляшем от печки

     Следует сказать, что и СНГ в целом демонстрирует достаточно уверенные шаги в своем развитии. За последние несколько лет темпы прироста ВВП в среднем по странам СНГ существенно превысили среднемировые. Если в ЕС средний темп роста экономики составлял в 2000–2008 годах 1-3 процента, то в странах Содружества он был равен 6-8. Сегодня доля стран СНГ в мировом ВВП составляет около 2,69 процента, но согласно некоторым прогнозам в 2020 году этот показатель будет на уровне 5. Надо также учитывать и тот факт, что СНГ концентрирует сегодня на своей территории огромные запасы углеводородов (только на территории Сибири и Дальнего Востока находится 50-60 процентов всех доступных природных ресурсов планеты), а это гарантия экономического роста и благосостояния входящих в него стран.
     Естественно, мировой кризис привнес в эти планы и прогнозы свои коррективы. Он вызвал осложнения в торгово-экономическом взаимодействии стран СНГ (в частности, товарооборот в рамках Содружества в прошлом году снизился) и в ряде других сфер. Вместе с тем Российская Федерация готова работать по всем направлениям многостороннего взаимодействия и в полной мере способствовать реализации принятых в рамках СНГ решений и разработке новых договоров, соглашений, планов и программ, в том числе и по наращиванию противодействия последствиям мирового финансово-экономического кризиса. Были приняты совместные антикризисные меры в дополнение к тому, что предпринимается на национальном уровне.
     
Конкретные шаги

     В сфере экономического взаимодействия особое внимание Россией будет уделяться обеспечению благоприятных условий для расширения и упрощения движения товаров и услуг на внутреннем рынке СНГ. Речь идет прежде всего о договоре о зоне свободной торговли, разработанном Российской Федерацией.
     В сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности предусматривается проведение мероприятий, направленных на выполнение основных положений комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств – участников СНГ.
     В сфере транспорта первостепенное внимание будет уделяться реализации приоритетных направлений сотрудничества, утвержденных программой на период до 2020 года, которая на первом этапе предусматривает разработку и принятие гармонизированных нормативных правовых актов в области международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов, разработку предложений по механизмам контроля за соблюдением принципов добросовестной конкуренции на рынке международных автотранспортных услуг.
     Будет оказано активное содействие реализации концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики, завершению разработки рамочной программы по сотрудничеству государств – участников СНГ в области мирного использования атомной энергии «Сотрудничество «ATOM-СНГ», а также принципов взаимодействия и основных направлений сотрудничества по развитию возобновляемых видов энергетических ресурсов.
     Ключевой же задачей российского председательства будет выполнение решения Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 года об объявлении 2010 года в Содружестве Годом науки и инноваций. В этой сфере предусматривается осуществить разработку и принятие основных направлений долгосрочного сотрудничества государств – участников СНГ в инновационной сфере, межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на период до 2020 года, соглашения о формировании единой научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры, совместной инициативы по стратегии развития нанотехнологий.
     
Пояс безопасности

     Не останется без внимания и вопрос обеспечения безопасности. Это многогранная деятельность. Ее составными частями являются военная, продовольственная и экологическая безопасность, борьба с терроризмом и организованной преступностью, преступлениями в сфере финансовой деятельности, наркотрафиком, незаконной миграцией. Важно, что все направления обеспечения безопасности находятся в сфере внимания соответствующих органов СНГ.
     В сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами особое внимание будет уделяться выполнению в полном объеме межгосударственных программ по вопросам сотрудничества. Будет расширяться взаимодействие профильных структур СНГ (Антитеррористический центр, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью) с соответствующими структурами других региональных организаций (ШОС, ОДКБ, АСЕАН), а также Контртеррористическим комитетом и Управлением по борьбе с наркотиками и преступностью ООН.
     На заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) СНГ 26 марта в Москве планируется рассмотреть возможность совместной разработки договора о европейской безопасности и поддержки его в рамках СНГ.
     Помимо этого вопроса главы внешнеполитических ведомств СНГ планируют рассмотреть проект протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение о сотрудничестве в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы стран СНГ с государствами, не входящими в Содружество.
     А на очередном заседании Совета глав правительств СНГ, проведение которого запланировано на 21 мая в Москве, будут затронуты вопросы сотрудничества в военной сфере. Но уже сегодня реализованная Советом министров обороны СНГ Концепция военного сотрудничества до 2010 года, План совместных мероприятий вооруженных сил государств Содружества на 2010 год и формируемые концептуальные подходы на период до 2015 года позволяют говорить о сохранении преемственности и перспективности развития военной сферы СНГ.
     Собственно говоря, государства – участники СНГ сегодня отчетливо понимают, что гораздо выгоднее иметь жизнеспособный союз с заранее оговоренными правилами принятия решений, чем просто площадку для обмена мнениями по тем или иным вопросам. Постоянно натыкаться на непонимание, да и откровенное противодействие со стороны некоторых государств – себе дороже. Есть все основания полагать, что нынешняя реформа СНГ может вылиться в перспективе в создание сильного регионального союза, обеспечивающего военную, экономическую и энергетическую безопасность своих членов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex