на главную страницу

6 Марта 2010 года

Страна и мир

Суббота

И У АЛЬЯНСА ЕСТЬ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Доктор Стефани БАБСТ, заместитель помощника генерального секретаря НАТО по общественной дипломатии.



Слова «НАТО» и «женщины» в представлениях большинства людей сочетаются плохо. Все думают, что коридоры и конференц-залы штаб-квартиры альянса заполнены, скорее, сотрудниками в военной форме или в любимых дипломатами строгих темных костюмах и, куда важнее, что решения принимаются именно этими мужчинами.

     Действительно, на высшем политическом уровне НАТО прекрасная половина человечества представлена крайне мало. Единственная женщина, присутствующая за «круглым столом» в Североатлантическом совете, посол Франции Андреани, сразу бросается в глаза. Огромное большинство высших должностей в международном секретариате НАТО по-прежнему занимается мужчинами. Сейчас на женщин приходится только одна треть из 19 высших гражданских должностей. До настоящего времени в Североатлантическом союзе представительницы слабого пола никогда не назначались ни на должность высшего посланника или специального представителя, ни на пост генерального секретаря или его заместителя. Этот последний факт тем более удивителен, что во многих странах - членах альянса женщины занимают посты министров иностранных дел и обороны. Правительства Хорватии и Исландии возглавляются женщинами, а Германии - канцлером-женщиной.
     Но при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит более обнадеживающей. За последние годы штат организации неуклонно пополнялся представительницами слабого пола. Хотя женщины по-прежнему остаются в меньшинстве, они отлично справляются с любыми задачами как в политической, так и в военной сфере. Они занимаются оборонной политикой и закупками, работают советниками по политическим вопросам при главном представителе альянса в Кабуле и руководят программой «Наука ради мира и безопасности». Женщины готовят заседания комитетов НАТО, памятки для генерального секретаря и аналитические сводки по операциям, проводимым Североатлантическим блоком. Иными словами, женщины являются активными членами коллектива НАТО как в самой штаб-квартире, так и на местах.
     Осуществить прорыв в этой традиционно мужской сфере помогла женщинам, безусловно, гендерная политика и политика многообразия, принятая странами - членами НАТО в 2002 году. За последние годы постоянно росло число кандидатов-женщин на замещение вакантных должностей. Параллельно отдел по гендерным перспективам работает над реализацией специального плана действий, а военный комитет по гендерным перспективам НАТО содействует обмену по этим вопросам между странами НАТО и их партнерами.
     Более того, альянс начал прикладывать серьезные усилия к осуществлению Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности. Принятая 31 октября 2000 года, эта резолюция содержит в себе обширный комплекс мер. Она призывает государства и международные организации активно защищать женщин и детей от насилия во время вооруженных конфликтов, преследовать в судебном порядке лиц, виновных в совершении военных преступлений, связанных с сексуальным насилием, учитывать гендерные аспекты в миротворческих операциях, совершенствовать специальную подготовку и оказывать поддержку мирным инициативам, исходящим от женщин на местах. Кроме того, резолюция призывает государства обеспечить расширенное участие женщин во всех мероприятиях, направленных на поддержание и содействие миру и безопасности, повысить роль прекрасной половины человечества на всех уровнях принятия решений в национальных, региональных и международных институтах, больше выдвигать женщин в качестве кандидатов на должности специальных представителей и посланников ООН.
     Очень обнадеживает и то, что посвятить себя этому благородному делу решил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Выступая в конце января в Брюсселе в международной конференции, в которой приняли участие 400 специалистов по обеспечению безопасности, в большинстве своем женщины, он подчеркнул ту важную роль, которую прекрасная половина человечества способна и должна играть в процессе предотвращения конфликтов, мирных переговоров, в миротворческих операциях и на международном и национальном уровнях принятия решений. Его идея также нашла отклик в выступлениях недавно назначенной на пост специального представителя ООН по борьбе с сексуальным насилием против женщин и детей во время вооруженных конфликтов Марго Валлстрем, бывшего государственного секретаря США Мадлен Олбрайт и первого вице-президента Испании Марии Терезы Фернандес де ла Вега, подчеркивавших, что выполнение резолюции 1325 является не предметом выбора, а необходимостью.
     И в этом направлении многое уже сделано союзниками по НАТО. Ими утверждены конкретные руководящие указания по учету гендерных вопросов в процессе планирования и проведения операций НАТО в целом, включая разработку Кодекса поведения для военнослужащих. Были также созданы специальные должности консультантов по гендерной тематике при командующих МССБ в Афганистане. Сейчас обсуждается вопрос о способах улучшения профессиональной подготовки и сотрудничества по гендерным вопросам совместно с Евросоюзом, ООН и другими международными организациями. Помимо этого, многие члены НАТО реализуют собственные национальные планы действий по выполнению резолюции 1325. Наконец, политика НАТО по борьбе с торговлей людьми также помогает обеспечивать защиту женщин посредством разработки руководства по поведению и подготовке гражданского персонала и военнослужащих, задействованных в операциях НАТО.
     Все это выглядит очень позитивно, и теперь благодаря личному участию генерального секретаря можно попытаться достичь еще больших высот. В Афганистане и других районах своих операций НАТО сможет более систематически привлекать местные женcкие организации и помогать формированию у них соответствующих навыков. Крайне полезными могут также оказаться более тесные контакты с глобальными женскими ассоциациями. Существует очень много замечательных инициатив и программ, направленных на активизацию участия женщин в решении вопросов мира и безопасности. Например, установление партнерских связей с Мадридским клубом, Фондом Ханта или Глобальной женской группой, безусловно, позитивно скажется на внедрении НАТО комплексного подхода. Активизация усилий по стимулированию большей заинтересованности в вопросах трансатлантической безопасности среди молодых женщин, как в странах-членах, так и в странах-партнерах, уже входит в число главных коммуникационных приоритетов НАТО на будущее. Буквально две недели назад Управление общественной дипломатии НАТО пригласило в Брюссель группу из молодых специалисток по вопросам обороны. Сейчас в процессе разработки находится еще несколько других программ, направленных на расширение контактов с женщинами.
     В преддверии празднования осенью этого года 10-летней годовщины принятия резолюции 1325 у правительств, международных, неправительственных и других организаций будет много возможностей подумать о том, что еще можно сделать для повсеместного осуществления этого прогрессивного документа. Благодаря генеральному секретарю НАТО Расмуссену вклад альянса в выполнение резолюции 1325 останется одной из первоочередных задач Североатлантического союза. И это очень приятное известие для всех нас, включая работающих в НАТО, женщин.
     Доводы, содержащиеся в данной статье, выражают исключительно личное мнение Стефани Бабст и не отражают официальной позиции НАТО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex