на главную страницу

10 Марта 2010 года

Армия России: Век XXI

Среда

Округ меняет облик

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Генерал-лейтенант Аркадий БАХИН, командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа, стал гостем очередного выпуска программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда».

     - Аркадий Викторович, давайте начнем нашу беседу с того, что вы расскажете немного о себе...
     - Надо начать с того, что мой отец - профессиональный военный, мама по профессии врач. Поэтому у меня никаких колебаний не было в том, чтобы посвятить себя служению Отечеству, стать офицером. Все и начиналось с юношеской, детской мечты. Когда окончил школу, поступил в Московское общевойсковое командное училище. А в дальнейшем судьба военного человека связана с различными гарнизонами. Командовал полками, бригадой, имел честь командовать двумя соединениями, в том числе соединениями, которые имеют богатые традиции, боевые. Принимал участие в боевых действиях и в первой чеченской кампании, и во второй. Уже в течение года командую войсками Приволжско-Уральского округа.
     - Какие задачи сегодня перед вами стоят? На чем концентрируете основные усилия?
     - Задачи командующих войсками округов определены указом президента. Это поддержание на надлежащем уровне боевой подготовки, оперативной, мобилизационной готовности... Это воинская дисциплина, в том числе и эксплуатация техники и вооружений частей и подразделений, которые дислоцируются в пределах округа.
     Округ очень большой, по своей структуре он располагается в двух федеральных округах - Приволжском и Уральском. Девятнадцать субъектов, и каждый субъект имеет какие-то определенные особенности. Это связано прежде всего и с мобилизационной составляющей, мобилизационными ресурсами.
     Дислокация воинских частей, обслуживание полигонов, система оперативной и боевой подготовки... Работы очень много...
     - Министр обороны отметил, что переход на новый облик Вооруженных Сил в целом завершен. Что это означает для вашего округа?
     - Боевые показатели изменились кратно по срокам выполнения задач. Сегодня можно уверенно сказать, что в Приволжско-Уральском округе мы выполняем мероприятия и решаем задачи по боеготовности на 100 процентов.
     Мы командиров своих теперь избавили от вопросов мобилизационной составляющей. А концентрируемся только на главном - боевой готовности, боевой подготовке.
     - А каковы сегодня критерии, по которым определяется уровень боеготовности?
     - Это прежде всего укомплектованность личным составом. Мы ее довели до 100 процентов. Укомплектованность техникой тоже полная. Укомплектованы запасами всех видов материальных средств, будь то боеприпасы или топливо. Располагаем различными видами военно-технического имущества. Сегодня любое соединение и часть в состоянии в то нормативное время, которое нам определил Генштаб, выйти в поле и действовать в соответствии со своим предназначением. У каждой части свои функциональные задачи.
     Я уверенно говорю о своем округе и в целом знаю состояние в Сухопутных войсках. Практически все округа поставленную перед ними задачу выполнили. Для этого надо было проделать очень большую работу. В частности, это касалось укомплектования техникой и вооружением... Мы очень много сделали в этом направлении.
     В частности, по укомплектованию и созданию тех бригад, которые вошли в новый облик. Будь то мотострелковая, танковая бригада, артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада... Они сегодня укомплектованы на 100 процентов теми образцами техники, которые мы имеем. Мы взяли лучшие образцы техники, они исправны, они готовы к боевому применению. Это первая составляющая.
     Вторая составляющая - это эшелонирование и состава запаса материальных средств, и загрузка их на те виды транспорта, которые определяются для хранения и под выход. Все загружено, не надо ничего искать на стороне... Прибывают экипажи, расчеты, водительский состав... Они способны выполнять задачи по тому оперативному предназначению, которое возложено на соединения.
     И третья составляющая - это люди. Люди должны быть готовы, командиры - знать свои задачи, а личный состав - умело, грамотно действовать. Будь то запуск двигателей, маршевая подготовка... В соответствии с планом боевого применения каждый солдат, офицер должен владеть своей техникой. И это на сегодняшний день достигнуто. Я в этом вас заверяю.
     Впереди еще много задач. Мы наращиваем систему военного управления. Это, в частности, касается перехода на систему автоматизированного управления войсками. Мы получаем новые образцы техники, вооружения, которые сегодня поставляет нам промышленность...
     - Некоторое время назад высказывалась идея использовать терминологию стратегического командования...
     - Мы к этому подошли вплотную. Это одна из задач по продолжению мероприятий перехода Вооруженных Сил в целом на новый облик. Мы создаем совершенно новую структуру управления. И это именно оперативно-стратегическое командование. Функции полномочий командующего войсками округа будут расширены.
     - А какова структура воинских частей, соединений, которые входят в ваш округ? Что это за части? К каким видам и родам войск они относятся?
     - Создание оперативно-стратегического командования - одна из задач, которые предстоит решить Вооруженным Силам. Этот вопрос сейчас прорабатывается. Он будет определен директивами, прежде всего решением Президента РФ. Командующий войсками несет полную ответственность за все, что происходит в мирное время. Имеется в виду - от воздушного компонента прикрытия до военно-морской составляющей. Все виды, все сферы - воздух, земля, море - это сегодня функции командующего. И подготовка органов управления, и создание органов управления мирного времени не будет серьезно трансформироваться, если наступят какие-то определенные обстоятельства или угрозы для государства. В этом заключается сущность оперативно-стратегического командования.
     - Это одна и та же система и в мирное, и в военное время?
     - Да. Это единственно правильный путь, по которому должна развиваться военная составляющая государства.
     - Из того, что вы говорите, следует, что в вашем подчинении находится сложнейшая боевая структура... Сейчас все чаще и чаще говорят об автоматизированных системах управления...
     - Это веление времени. Кто быстрее принимает правильное решение, тот и способен выиграть. В этом помогает автоматизация.
     Модернизация систем огневого поражения, систем и различных видов и типов боевой авиации реально многократно повышает эффективность действий. Если представить мое рабочее место - это уже не стол с картами где-то в командном пункте или в блиндаже. Здесь властвуют электроника, средства автоматизации, позволяющие передавать скоростные информативные модули и подсказывать определенные степени моделирования боя.
     Система боевого управления войсками должна быть прежде всего защищенной и надежной. Что касается, например, связи, то мы уходим от аналоговой связи и переходим на «цифру». Такая задача поставлена президентом, министром обороны, начальником Генштаба...
     - На высоком уровне было сказано о том, что у нас имеются несметные запасы советской техники. Она безнадежно устарела, от нее нужно избавляться. И, по сути, полностью переоснащать наши Вооруженные Силы. Как вы оцениваете соотношение устаревших, современных и перспективных образцов боевой техники и вооружения у себя в округе?
     - Конечно, я должен признать, что это проблема. Не случайно Верховный Главнокомандующий ее озвучил. Мы неоднократно к этой теме возвращаемся, и министр обороны, правительство этим занимаются. Техника, которая морально устарела, выслужила свои сроки, нам просто не нужна. Мы, как заказчики, предъявляем промышленности новые требования.
     - Чего больше всего не хватает? Какую технику ждете?
     - Это связь, автоматизация, это новые, если говорить о сухопутной компоненте, средства вооруженной борьбы, артиллерия, танки, боевые машины... Была поставлена задача до 2015 и 2020 гг. обновить парк современной техники вооружения на 75 процентов. Я думаю, эта задача будет промышленностью решена. Сегодня на предприятиях идет не только глубокая модернизация, но и реально создаются новые образцы, которые соответствуют духу времени...
     - Вы ставите вопрос о сверхточном оружии?
     - Он всегда стоял. Высокоточное оружие у нас есть. И реально мы его имеем. В недостаточном количестве, может быть. И мы усложняем задачи промышленности. Это касается разных критериев. Технологии развиваются. Мир не стоит на месте. Все время появляется что-то новое в военной мысли, военной промышленности. И нам негоже в этом отставать.
     - Остается ли актуальной тема тактических ядерных боеприпасов?
     - Это такая сфера, которой я не хотел бы касаться.
     - Тогда другой вопрос. В последнее время в СМИ много говорилось о танках, брошенных в Еланском лесу. Это что за танки? Можно ли говорить, что это то, от чего нам надо избавляться?
     - Это было бы абсолютной глупостью! При завершении мероприятий прошлого года очень много техники - я могу сказать о Приволжско-Уральском округе - надо было перебазировать. Каждый танк - это единица, которую надо не просто вывезти, закрепить на платформе, отправить и разгрузить. Это были последние этапы прошлого года. И в этом гарнизоне, в этом городке, на станции разгрузки последний эшелон уходил 30 декабря, пришел 10 января, и в общей сложности там находилось порядка 800 единиц техники. Можете себе представить, что на станции разгрузки находится такое количество техники!
     На сегодня их осталось 30. До 15 марта ни одной единицы там не останется. Они прибыли для дальнейшего хранения на одной из баз. Сложность была в том, что удаление от станции разгрузки составляет 15 км. Танки надо было перевозить не по асфальту, а на большегрузных прицепах, что и делалось. Мы не имеем такого количества большегрузных прицепов, чтобы одновременно 800 единиц загрузить. Но эта работа завершается. Никто не бросал эти танки, они в хорошем состоянии, просто они не могли следовать своим ходом, это было запрещено. Они без боекомплекта. Я не вижу в этом отношении никакой проблемы...
     - Мы как раз выходим на тему мобильности наших Вооруженных Сил. В одном из недавних эфиров у нас речь шла о том, что одна из основных задач нового облика заключается в том, чтобы не держать на тех или иных театрах военных действий крупные группировки соединения воинских частей. Это очень затратно, невыгодно. Но если в каком-то регионе разворачивается локальный конфликт, то мы должны быть в состоянии быстро перебросить туда определенную группировку войск. Какой вы видите эту проблему? Были ли у вас соответствующие учения или реальный боевой опыт, когда приходилось какую-то группировку перебрасывать из одного региона в другой? Как это делается на практике?
     - В прошлом году наше соединение, которое дислоцируется в Поволжье, своим ходом совершило марш на большое расстояние, в пределах 350 км, и приняло участие в стратегическом учении «Запад-2009». Так что такой опыт у нас есть. 58 эшелонов тогда было загружено. Посчитайте, какое это количество техники. Наши военнослужащие выполнили свою задачу достойно, без каких-то эксцессов на территории Белоруссии...
     Они форсировали Березину в том историческом месте, где Наполеон приходил и откуда он уходил с территории России. Выполнили мероприятия в ходе тактических учений и организованно вернулись в пункты постоянной дислокации. Это реально то, что мы на практике имеем. В этом году у нас очень большие задачи. Буквально в апреле будем проводить совместное учение «Рубеж-2010» на территории Таджикистана. Будем на территории Казахстана проводить учение «Мирная миссия-2010». Соединения Приволжско-Уральского округа будут также участвовать в больших учениях «Восток-2010», там реально будет осуществляться переброска.
     Многое сделано в плане мобильности. Мы создаем несколько типов бригад. От однотипных уходим. У нас будет тяжелая бригада с определенными задачами... Легкие бригады, предназначенные для переброски или совершения марша на большие расстояния или переброски по воздуху. Мы поставили задачу промышленности по созданию совершенно новых типов бронетранспортеров и техники, особенно для легких бригад. У них будут несколько другие функции и задачи... Они должны быть мобильны.
     У нас создаются аэромобильные части, мы будем такие иметь, будем осуществлять переброску по воздуху как воздушным транспортом, так и нашими вертолетами, нашим вертолетным парком. Будем развивать и десантно-штурмовые части, и соединения для решения задач, которые возложены на центральноазиатское стратегическое направление. Мы знаем приоритеты, мы знаем направление, куда двигаться, и мы идем по этому пути. Слово за промышленностью.
     - Промышленность - это с одной стороны, а что касается качества человеческого материала? Автоматизированная система управления, о которой мы с вами говорили, может ведь оказаться не под силу вчерашнему школьнику...
     - Согласен. Вот мы перешли на год службы, это тоже накладывает свой отпечаток. Необходимо в максимально короткий срок обучить тех, кто приходит в войска. Примерно 20—25 процентов призывников - это люди, которые имеют высшее образование. В этом году мы переходим не на 5-месячное обучение, а на 3-месячное. Ориентирование идет четкое, по профилю, прежде всего в зависимости от учебного заведения. Это нам даст возможность качественно поднять уровень подготовки специалистов, которые будут овладевать техникой. Эта задача, поставленная министром и начальником Генштаба, выполнима реально. Мы идем по правильному пути.
     Что касается сержантского состава, то за основу принято решение министра обороны, и мы в Рязани начали готовить специалистов-сержантов. Требования очень жесткие. Два года готовим сержанта. Это и общеобразовательный уровень, и физическая закалка. Человек получает и среднее специальное образование, и военное среднее образование. Это сержант, который нас устроит. Все остальные пойдут по подразделениям, по структурам, через учебные части. Мы создаем межрегиональные базовые центры. К примеру, целенаправленно готовим связистов. Для этого создается структура, учебно-материальная база. Это аппаратура, тренажеры... Словом, обретение Вооруженными Силами, округом, соединениями и частями нового облика - это процесс всеохватного масштаба, касающийся каждого - от командующего войсками до рядового солдата.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex