на главную страницу

10 Марта 2010 года

Точка зрения

Среда

Как обеспечить мобильность

Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



Сегодня уже мало кто помнит о том, что в ноябре 1992 года в России было принято решение о формировании мобильных сил. Их предстояло создавать как межвидовое объединение на базе существовавших тогда Приволжского и Уральского военных округов. 18 лет в этих округах прослужил бывший старший офицер и начальник военно-научного отделения штаба ПриВО и ПУрВО, ныне полковник запаса Геннадий ЖИЛИН, сотрудник ОАО «Российские железные дороги». В беседе с корреспондентом «Красной звезды» он вспоминает, какими в то время видели пути решения проблемы мобильности соединений и частей офицеры и генералы штабов этих оперативно-стратегических объединений.

     - Геннадий Михайлович, во время вашей штабной службы в УрВО и ПриВО обсуждались вопросы создания здесь, в центре России, отечественных мобильных сил. На ваш взгляд, какими выводами из прошедших тогда дискуссий можно было бы воспользоваться, например, для достижения необходимой мобильности новых тактических соединений?
     - О том, что эти общевойсковые формирования призваны надежно оборонять нашу огромную страну с государственной границей в 60 тысяч километров, сегодня говорят на всех уровнях. Как в День Сухопутных войск правильно заявила «Красная звезда», сейчас наступило «время мобильности». При сокращении численности населения и Вооруженных Сил России содержать вдоль границы большое количество войск нереально, да и, наверное, нецелесообразно. Общевойсковые бригады должны быть готовы к оперативной переброске на любое угрожаемое направление. Часовая готовность к действиям в пунктах постоянной дислокации – отличный показатель. Но сегодня важно, чтобы эти соединения через считанные десятки часов были готовы к боевым действиям в других регионах и на других ТВД.
     В начале 90-х годов прошлого века российские мобильные силы предполагалось создать на основе ВДВ и общевойсковых соединений. Однако разработчиков замысла, как мне думается, увлекла гигантомания. Как раз в «Красной звезде» тогда сообщалось о том, что помимо ВДВ в их состав было намечено включить три армейских корпуса, мотострелковую и танковую дивизии. И еще шесть мотострелковых бригад, три зенитные ракетные бригады, десять бригад связи, пять реактивных артиллерийских бригад и ряд других соединений и частей. А это уже далеко не мобильные войсковые формирования, ибо соответствующими возможностями по переброске их по воздуху наши ВВС тогда не располагали. И по нашим протяженным железным дорогам за относительно короткое время осуществить их перевозку в отдаленные регионы России было сложно. Публичные пояснения разработчиков идеи российских мобильных сил лишь привели к ее фактической дискредитации. Поэтому к реализации замысла в ПриВО и УрВО в 1990-е так и не приступили.
     Тогда офицеры штабов военных округов в Самаре и Екатеринбурге активно обсуждали идею создания мобильных сил. Начальник штаба нашего Приволжского военного округа, а в последующем командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Георгий Иванович Шпак еще в 1997 году предлагал создать их на базе полностью укомплектованных личным составом соединений и частей ВДВ и обеспечить их двойное базирование за счет баз хранения техники и вооружения Сухопутных войск.
     Однако ВДВ относительно малочисленны и оснащены лишь легкой боевой техникой и вооружением, предназначенным для переброски самолетами и десантирования с воздуха. Конечно, со времен своего легендарного командующего генерала армии Василия Филипповича Маргелова «голубые береты» стремятся стрелять из всех видов наземного вооружения и водить все типы военной техники. Но все же, на мой взгляд, нужна специализация. Стоящие на вооружении общевойсковых бригад основные боевые танки Т-80 и Т-90, самоходные гаубицы «Мста-С» или противотанковые комплексы «Штурм-С», зенитные ракетные комплексы «Бук-М1» или С-300 – это достаточно сложные в устройстве и эксплуатации виды современной боевой техники.
     Возможность реализовать внутри России предложение генерала Шпака применить иностранный опыт по созданию мобильных соединений двойного базирования появилась лишь после того, как Сухопутные войска перешли на бригадную структуру. А на месте сокращенных мотострелковых соединений появились новые формирования – базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХРВТ). Новые тактические соединения, дислоцированные в центре страны, можно быстро перебросить на другие театры военных действий, то есть не только по железным дорогам, но и самым быстрым – воздушным транспортом.
     В ходе стратегических маневров «Осень-2009» осуществлялась переброска тактических соединений 2-й гвардейской общевойсковой армии на полигоны Белоруссии и отдельной мотострелковой бригады ПУрВО из Екатеринбурга на окружной полигон Ленинградского военного округа в Каменке.
     Соединения перевозились по железным дорогам. По тем же стальным путям, по которым в июне 1941 года, накануне еще не начавшейся Великой Отечественной войны, в ту же Белоруссию, в Гомельскую область из ПриВО воинскими эшелонами перебрасывались 7 стрелковых дивизий сформированной из войск округа 21-й армии. А под будущий город воинской славы Великие Луки Псковской области, на территорию ЛенВО, накануне войны была отправлена 22-я армия, объединявшая 6 стрелковых дивизий войск УрВО. Локомотивами нынче в поездах не паровозы, а современные электровозы и тепловозы. Солдаты и офицеры отбывали на учения не в теплушках, а в пассажирских вагонах. Но скорость передвижения воинских эшелонов с техникой и тяжелым вооружением существенно не изменилась.
     - А если эшелонам предоставить «зеленую улицу»?
     - В июле 1992-го в такой «зеленой волне» эшелоны из ПУрВО от станции Тоцкая Оренбургской области до Тирасполя всего за двое суток в режиме скорого пассажирского поезда проскочили около 2,5 тысячи километров. Они были направлены с двумя миротворческими батальонами 433-го мотострелкового полка 27-й гвардейской мотострелковой дивизии, чтобы разъединить воюющие стороны в Приднестровье. Но такую «зеленую улицу» можно обеспечить лишь отдельным подразделениям, а не целому тактическому соединению, для перевозки которого с техникой, вооружением и материальными запасами необходимы десятки эшелонов.
     Естественно, по опыту прошлогодних маневров внесены необходимые коррективы в подготовку войск к перевозкам на железнодорожном транспорте, будут налажены отношения с управлениями магистралей ОАО «Российские железные дороги». Однако сегодня можно и нужно говорить о возможности выхода на новый уровень мобильности общевойсковых соединений. Почему бы не попробовать использовать мировой опыт и производить перевозку самолетами гражданских авиакомпаний и ВТА в удаленные регионы России, где имеются БХРВТ с бригадными комплектами техники и вооружения, лишь личного состава мотострелковых бригад?
     В свое время, чтобы разрешить проблему мобильности своих войск, практичные американцы пошли на создание соединений и частей двойного базирования. На некоторых военных базах общего назначения ими были подготовлены различные сооружения и созданы запасы материальных средств для этих соединений. Их личный состав содержался на собственной территории, а в кризисных ситуациях мог быть быстро переброшен в подготовленные районы на территории других стран. Например, в Европе на территории Бельгии, Италии, Люксембурга и Нидерландов в конце 1990-х годов было размещено 7 комплексов по складированию оружия и военной техники для развертывания 6 американских механизированных и бронетанковых бригад. А это 554 танка «Абрамс», 351 БМП М2 «Брэдли», 341 БТР М113 и т.д. Личный состав американских соединений буквально за считаные десятки часов перебрасывался через океаны в Европу и Азию. И перевозка эта обходилась намного дешевле и быстрее, чем в случае транспортирования «тяжелых» соединений со всем вооружением и техникой.
     - И сколько можно сэкономить за счет такого подхода?
     - Перевозка по железной дороге на 3–5 тыс. километров мотострелковой бригады с техникой, вооружением и запасами НЗ стоит примерно 155–263 млн. рублей. А переброска по воздуху личного состава той же бригады самолетами гражданской авиакомпании обойдется в 50–80 млн. руб. в зависимости от перевозчика и времени года. И еще меньше самолетами ВТА. То есть в несколько раз дешевле, чем перевозка по железной дороге того же соединения со всеми материальными запасами.
     По нашей просьбе в штурманском отделе одной из авиабаз ВТА и Самарском территориальном управлении ВОСО посчитали возможность переброски на одну из баз в Амурской области Дальневосточного военного округа отдельной мотострелковой бригады из ПУрВО. Оказалось, что перевозка этого тактического соединения по железной дороге обойдется минимум в 160 млн. рублей. Даже в режиме скорого пассажирского поезда туда добираться не менее 6 суток. А для перевозки личного состава соединения по воздуху требуется полтора десятка самолетов Ил-76МД, которые могут преодолеть более 7 тысяч километров с промежуточной посадкой за 8 часов летного времени, то есть в 16 раз быстрее. И затраты пойдут в основном на авиакеросин, которого может быть израсходовано примерно на 16 млн. рублей или на порядок меньше!
     А с точки зрения сроков прибытия и полной готовности соединений к выполнению боевых задач альтернатива такова: либо переброска личного состава по воздуху, прием и подготовка техники и выход в районы сосредоточения в течение 1-1,5 суток, либо перевозка десятками эшелонов, растянутых на тысячи километров вдоль госграницы, и готовность в лучшем случае через 8–10 суток.
     - Вы рассказали об опыте армий НАТО. Наверное, был и какой-то отечественный опыт таких оперативных перевозок?
     - Был. В начале января исполнилось 75 лет, как в штаб ПриВО на должность начальника 2-го отдела прибыл комбриг Александр Михайлович Василевский, будущий начальник Генштаба и военный министр СССР. Когда через десяток лет этот талантливый военачальник готовил в 1945-м группировку войск на Дальнем Востоке к началу войны с Японией, то отказался от перевозки за тысячи километров армий с тяжелой боевой техникой. Она поступила туда заблаговременно непосредственно с оборонных предприятий Сибири и Урала. Например, в войска будущих Забайкальского и Дальневосточного фронтов 670 танковТ-34-85 были направлены россыпью с танковых заводов в Нижнем Тагиле и Омске. А бригады и корпуса 6-й гвардейской танковой армии при переброске в Монголию из Чехословакии оставили все свои боевые машины в прежнем районе дислокации и были отправлены в Забайкалье налегке. И уже на месте получили 408 средних танков, на которых преодолели пустыню Гоби, горный хребет Хинган и, расколов Квантунскую армию, дошли до Тихого океана.
     Пять с лишним лет назад на оперативно-стратегическом КШУ «Мобильность-2004» батальонная тактическая группа из состава мотострелковой дивизии ПУрВО, дислоцированной под Екатеринбургом, была впервые переброшена по воздуху на приморские военные аэродромы под Уссурийск. Примерно 500 человек личного состава батальона всего за десяток часов перевезли два гражданских лайнера Ил-86 Минтранса РФ. Но чтобы доставить примерно 100 единиц боевой техники, в течение 8 дней, с 9 по 18 июня (с перерывом на День России), было совершено почти 50 рейсов самолетов ВТА. Военно-транспортные самолеты вместо железнодорожных платформ использовались с заведомо высокими затратами денежных средств, которых стараются не допускать натовские прагматики. И с излишней тратой времени: за те же 8 дней один батальон можно было в режиме «зеленой улицы» доставить в Уссурийск и по железной дороге.
     Кстати, на средства, которые в ходе учения «Мобильность-2004» были затрачены на перемещение по воздуху из ПУрВО на Дальний Восток всего одного мотострелкового батальона со штатной техникой, сегодня можно перебросить личный состав целых трех тактических соединений.
     Вспоминаю, как еще в 1997 году на проведенном в Самаре первом в СНГ совместном российско-казахстанском командно-штабном учении «Памир-97» возникла идея переброски на юг Казахстана и в Среднюю Азию танковых и мотострелковых соединений 2-й гвардейской армии. Оказалось, что даже реальная пропускная способность железнодорожной магистрали создает проблемы с оперативной перевозкой тяжелых соединений. Так что новые подходы в интересах обеспечения стратегической мобильности соединений Сухопутных войск, на мой взгляд, – требование времени.
     

     Комментарий Героя Российской Федерации, генерала армии Александра БАРАНОВА, командующего войсками Уральского военного округа (2000- 2001 гг.), вновь образованного Приволжско-Уральского военного округа (2001-2004 гг.), Северо-Кавказского военного округа (2004-2008 гг.):
     - Изложенные в материале Г. Жилина размышления о путях достижения стратегической мобильности, безусловно, заслуживают внимания. Это мнение не одного только автора, но и многих офицеров Приволжско-Уральского военного округа, основанное на практическом опыте учений.
     Что же касается оперативно-стратегического учения «Мобильность-2004», то командование и штаб ПУрВО участвовали в нем в качестве исполнителей. Считаю, что реализация решения об использовании самолетов Военно-транспортной авиации для переброски в течение недели тяжелой техники и вооружения мотострелкового подразделения показала тогда нецелесообразность и необоснованность такого способа переброски войск с одного ТВД на другой. Стратегической мобильности войск и сил следует добиваться с использованием самого передового отечественного и мирового опыта.

     

     На снимках: Эти мотострелки из Екатеринбурга были переброшены по воздуху на полигон в Приморье; Погрузка БМП-1.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex