на главную страницу

10 Марта 2010 года

Армия и общество

Среда

Звезда по имени Алина

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
  Фото Надежды ТИХОМИРОВОЙ, «Красная звезда».



     В Центральном академическом театре Российской армии состоялся юбилейный вечер народной артистки России Алины Покровской. В программе был спектакль «Дуэль королевы» по пьесе Д. Маррелла «Смех лангусты», который поставил режиссер ЦАТРА народный артист России Александр Бурдонский, а по его завершении прошло чествование Королевы ее коллегами и друзьями из театров и творческих коллективов столицы.
     «Ее король - театр», - так говорили об Алине Станиславовне все, кто ее знает многие годы. И ему она отдала без малого уже 50 лет. Столько она служит в труппе ЦАТРА: с 1962 года, сразу же по окончании Театрального училища им. М.С. Щепкина. А секрет ее мастерства коллеги определили на вечере словами из «Маленького принца» Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко лишь сердце». Именно ее органичностью, сердечностью, душевной чуткостью и можно объяснить то, что уже многие десятилетия зритель идет на спектакли «на Покровскую». «Незаменимых нет, но есть неповторимые», «Большая, единственная сцена такого уровня в Европе под стать такой большой актрисе», «Бог многим дает талант, но не всем удается его реализовать. Алина Покровская - сумела!» - не так уж часто, даже на юбилейные даты, артист может услышать в свой адрес такие слова, полные любви и уважения. А знаменитые александровцы торжественно спели про нее зрительному залу: «Она сердцу вдохновенному вернет мелодию любви!»
     «Алина Покровская - ведущая актриса нашего театра, первая артистка Театра Армии. Актерский мир сложен. Но для всех неоспоримо одно: Алина всей своей жизнью доказывает, что можно играть все роли, весь мировой репертуар и быть любимой. Эти роли пришли к ней по праву ее таланта, ее удивительной работоспособности. И это именно ее роли. Она актриса милостью Божьей. Она умеет все. Смеяться и плакать, петь и танцевать. Достучаться до каждого сердца. И Покровская умеет работать. Режиссеры любят с ней работать. Она умеет переступить порог сцены и мгновенно стать просто уже той, которую требует роль. Чудо, как Алина сумела достойно войти в свой возраст и без всяких пластических ухищрений остаться ослепительной красавицей. И она нам еще откроет тайны и прелесть разных возрастов. И мы, женщины, получим добрую надежду, что тоже так сумеем. Говорят, что хороший человек - не профессия. Но когда замечательные душевные качества прикладываются к основной профессии, то это вдвойне ценно. У нас в театре работала народная артистка СССР Нина Афанасьевна Сазонова. И ныне нам кажется, что Алина, Алена, - так мы иногда ее зовем - переняла у нее некую эстафету зрительской и актерской любви. Она великолепно работает и в кинематографе, и в области концертной деятельности. Сумела навсегда покорить все военное население страны и стать на все времена символом жены офицера. Как замечательно, что взошла и будет светить нам всегда звезда по имени Алина Покровская!» - так с любовью сказала о коллеге, открывая вечер в ЦАТРА, народная артистка России Ольга Богданова.
     Слова глубокого уважения в адрес юбилярши прозвучали и от давнего партнера Покровской по сцене народного артиста России Федора Чеханкова. «Я пришел в Театр Армии в 1961 году. Алина - на год позже. Мы уже были знакомы, и я, уже освоившись в этих стенах, постарался познакомить ее с коллективом. Артисты нашего театра на месте не сидят, мы часто выезжаем в военные коллективы, в гарнизоны, бываем и в «горячих точках». Помню труднейшую поездку в Афганистан в 1982 году. Запомнилось, как мы летали в Герат на вертолете, чтобы выступить перед разведчиками. Обычно туда артисты не добирались. «Сцена» наша была на открытом воздухе, просто на земле. Осветили нас бэтээрами. Работаем мы с Алиной, а над нами какие-то странные цветные жучки летают. И, хотя нас охраняли со всей возможной бережностью, услышать, что это идет обстрел и это совсем не безобидные насекомые, а трассирующие пули, было страшновато. Но страха мы не показали. А об уровне опасности говорило и то, что когда нам пришлось там заночевать, то всем под подушку положили пистолеты. Предупредили: «Вы, если что, отстреливайтесь самостоятельно!» Ну что же, мы - военные артисты, так что и это смогли бы. Алина буквально сверкнула в кинематографе ролью Любочки Трофимовой. Покровская сыграла для армии страны огромнейшую роль!»
     «Юбилярша наша - олицетворение женщины», - так сказал об Алине Станиславовне народный артист СССР Владимир Зельдин. «Поэт Иосиф Бродский говорил о представительницах прекрасного пола как о чуде природы. Так вот наша Алина, Алена - это настоящее чудо! Я с ней репетировал в спектаклях и могу отметить, что у нее есть и режиссерские, и педагогические способности. Она очень умно умеет выстраивать свою роль». А вот как о работе с Покровской в знаменитом спектакле «Учитель танцев» Владимир Михайлович вспоминает в своей книге «Моя профессия - Дон Кихот»: «Алина Покровская, наша новая Фелисиана, казалась в роли мягче и добрее.., но тоже очень точно чувствовала интригу: молодая женщина вышла замуж по расчету, за богатого, потому что «надо было», «возраст подходит», а страсть так и осталась неудовлетворенной, женское существо - нераскрытым. Она совершенно искренне увлеклась Вандалино. Я помню даже интонацию, с какой Алена-Фелисиана признавалась: «Любовью я больна». Алена делала это прекрасно, у нее вообще хорошая голова, умная по-актерски. А музыкальность ей досталась, видимо, от мамы, Александры Коваленко, которая пела в джазовом оркестре и у Дунаевского, и у Утесова. Алена тогда, репетируя, словно наверстывала свои «пропущенные» музыкальные возможности».
     Слова признательности за совместную интересную работу в адрес Алины Станиславовны сказал и главный режиссер ЦАТРА народный артист России Борис Морозов. А директор Центрального академического театра Российской армии Виктор Якимов вышел на сцену с портретом Покровской, который написала художница Елена Куканова. Он займет достойное место в вернисаже театра, который уже начал формироваться.
     Поздравить с юбилеем любимую артистку, конечно же, пришли военные. Благодарность от имени министра обороны Алине Станиславовне, от имени всех офицеров Отечества озвучил первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-майор Юрий Дашкин. Также стало известно, что Президент Российской Федерации подписал указ о награждении Покровской орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В ближайшее время Алине Станиславовне его вручат в Кремле. В адрес юбилярши поступили и приветственные телеграммы, в том числе от председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина и супруги президента страны Светланы Медведевой.
     Командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов не мог не прийти в театр в этот вечер. «Я из кагорты тысяч тех, кого фильм «Офицеры» позвал в профессию. Нет ныне фильма, который показал бы человека в погонах наших дней. И мы до сих пор показываем ту картину с вашим участием суворовцам, кадетам, курсантам военных училищ. Фильм «Офицеры» перешагнул границы ХХ века и останется вечным символом братства людей в погонах и людей искусства», - так приветствовал Алину Покровскую боевой генерал.
     ...Зрители, пришедшие в это вечер в армейский театр, не догадались, что любимой актрисе нездоровилось. Ведь она играла юбилейный спектакль и приветствовала гостей так же ослепительно, как всегда. И ее улыбка так же согревала сердце каждого. И перед началом действия об удивительных человеческих качествах Алины Станиславовны, о ее уникальной трудоспособности, об удовольствии совместной работы рассказал народный артист России Александр Бурдонский. Один из режиссеров, который больше всего поставил спектаклей с участием Покровской. На сегодняшний день - восемь.
     «Первым был «Васса Железнова» Горького. Потом «Дама с камелиями» Дюма, «Британик», «Приглашение в замок», «Дуэль королевы»... Познакомились мы с ней 38 лет назад. Когда я только пришел в театр, то сначала не понял всей ее актерской глубины. А вот когда Алину немножко разглядел...
     Мне всегда важен некий человеческий манок, который должен меня как-то привлечь как режиссера. Замечательный режиссер нашего Театра Армии Алексей Дмитриевич Попов говорил, что надо актера наблюдать в жизни. Тогда откроется масса неожиданностей. У Покровской есть какое-то редчайшее обаяние, что мне кажется главной составляющей индивидуальности. А еще какая-то человеческая достойная простота, женская мудрость. В спектакле «Васса Железнова» у Алины была сложная роль Рашель. Она написана Горьким так, что надо показать сразу несколько ипостасей героини как личности. Это трудно играть, тебя все время тянет на какой-то плакатный образ революционерки. А мне хотелось, чтобы она была живая, чтобы она была теплая, чтоб она была матерью, чтоб она была нежная и в чем-то беззащитная. Совсем не из тех революционеров, которые с пистолетами бегали. Она человек каких-то идей, каких-то философий. Алена играла именно это. Поэтому ее Рашель была в первую очередь женщиной. В какую-то резкую характерность повернуть никак нельзя было роль. Надо было оставаться на каком-то лезвии бритвы. Чтобы не бросить в героиню камень непонимания.
     На сцене Покровская не всегда послушна. Есть актеры, которым что-то сказал, и они все выполняют сразу. Кто-то лучше, кто-то хуже. В чем прелесть работы с Алиной? Она твой единомышленник, всегда есть с ней именно сотворчество. И я иду в чем-то от ее индивидуальности, и она, уже зная меня, потому что мы работали очень много вместе, берет от меня что-то. Понимает, на что я буду главным образом делать акцент. А еще мне важно уводить ее от штампов. Ведь каждый актер обрастает ими. А у Алины есть ее обаятельная улыбка, ее великолепный голос: после великой Бабановой я не знаю второго такого голоса. На этом можно очень легко играть. А она может передать в игре своей многое. Быть и острой, и резкой, иногда характерной, иногда смешной. Смешной с двумя такими косичками... В спектакле «Приглашение в замок» она так и играет: брови домиком. Умудряется быть этакой простушкой, горластой такой, во все сующей свой нос. Ей и такая роль удалась в результате. Я прожил с ней все восемь жизней-ролей. У нее счастливая актерская биография. У Алины такой репертуар, которого нет ни у одной московской актрисы. Посмотрите сами: Расин «Британик», «Дама с камелиями» Дюма, Горький, Островский, Чехов. Были множество интересных работ в кино, в телеспектаклях. Роли прекрасные, она всегда в работе, она всегда востребована. Весной прошлого года была премьера - роль матери воина-«афганца» в «Одноклассниках». Она мне там очень понравилась. Важно, что не давит на жалость. Алина играет так, что я ей верю: она много лет несет на себе этот крест - вот этого трагически обреченного на молчание и обездвижение сына. И она играет это очень мудро. Две роли матери. Васса Железнова, которая всю свою жизнь отдает делу, работе. Ее мама «афганца» Ивана Костромитина совершенно другая. Здесь героиня все отдает только сыну.
     А довольна ли она ролями? Актер - как птенец. Птенец ведь никогда не бывает сыт. У него всегда открыт клюв. И лучшее, что можно ему пожелать, - это новых ролей. Уверен, что у Алины они будут всегда!»
     ...В спектакле «Дуэль королевы» Покровская проходит путь великой актрисы Сары Бернар, при жизни ставшей легендой, королевой театра. Она так показывает именно дуэль со временем уже вышедшей на покой актрисы, что понимаешь: быть королевой - это не столько воспитание, сколько особое величие души. Покровская показывает на сцене эпизоды жизни Бернар, когда той было то 11 лет, то 27, то 38. И играет так, что веришь: вот она, девчонка, переживающая свои детские обиды, вот молодая женщина с буйством страстей, с непониманием ее окружающими. Камерный спектакль, который Бурдонский изначально ставил на Малой сцене, играть на самой большой сцене в Европе чрезвычайно сложно. Но Покровская со своим партнером, заслуженным артистом России Игорем Марченко, который играет секретаря Бернар Жоржа Питу, с задачей справляются великолепно. «Нельзя сидеть без дела, на одном месте, надо работать!» - постоянно повторяет героиня Покровской. Эта жизненная позиция близка и самой Алине Станиславовне.
     Так же, как и слова песни из фильма «Офицеры»: «Не солгать, не обмануть, ни с пути свернуть...»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex