на главную страницу

10 Марта 2010 года

Без камуфляжа

Среда

Сирень от марии

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В залах музейно-выставочной галереи «Дом Ф.И. Шаляпина» на Новинском бульваре столицы до 26 марта будет представлена выставка работ художницы Марии Переяславец - продолжатель широко известной творческой династии.
  Ее отец, Владимир Иванович Переяславец, - народный художник РСФСР, академик живописи, грековец, который отдал знаменитой Студии военных художников 60 лет и служит в ней по сию пору. Брат Михаил - народный художник РФ, скульптор. Тоже академик и тоже служит в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Ее мама и дедушка - представители талантливой московской династии художников Поповых.
  В 1989 году Мария Переяславец окончила Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская профессора Т.Т. Салахова) и защитила диплом на тему, посвященную жизни А.С. Пушкина. Родители не заставляли ее выбирать именно профессию художника. И то, что карандаш, фломастер, кисть, бумага были чуть ли не первыми игрушками Марии и ее брата, особенной роли в их судьбе не сыграло. Без таланта искусству никого научить невозможно. Так получилось, что в спутники жизни Мария выбрала тоже человека творческого - известного скульптора Михаила Дронова. И уже сейчас педагоги художественной школы, где учатся их дочери Ксения и Анастасия, отмечают у девочек талант рисовальщиков. Так что династия успешно продолжается и прирастает.

     ...Незабудки, фиалки, нежные краски полевых цветов. Буйство сирени. Эти картины-цветы украшают стены, помнящие мощный бас Шаляпина. Тюльпаны в вазе на зимнем окне обещают скорую весну. Рядом на подносе, россыпью, - грецкие орехи и крутобокая крупная айва. А на следующей картине - айвовое деревце с осенними желтыми листочками, и под ним - бабушка с внуком варят в чугунном казане ароматное варенье. И словно бы веет горьковатым дымком от костра, и сладкий запах поднимается над казаном. Вот персики на блюде. «Живые», без воскового привозного отлива, да кисть винограда с «винным» свечением соседствуют с темной бутылью вина. Рядом нет стакана, в который это вино было бы налито. Но сразу понимаешь: за стеклом скрывается густой самодельный напиток из того самого винограда.
     Вернисаж позволяет очутиться сразу в нескольких временах года, как в известной сказке про двенадцать месяцев. И вот, словно бы уже подросшая принцесса, торопится куда-то симпатичная девушка в полушалке по хрусткому снежку на фоне церкви в белых шапках снега. Подходишь к другой картине и - «Сенокосная пора». То ли июль здесь, а может быть, и август. Вроде бы уже тянет холодком от стерни полевых просторов, но зеленые купины деревьев еще подпирают синеву небес с белой ватой облаков. Еще одна картина напоминает «Вечер в парке у моря». Южные краски, сильные стволы деревьев с искривленными солеными ветрами кронами, девочка в милом платьице и кружевных панталончиках играет с красавицей-борзой. Девушка постарше о чем-то беседует с мужчиной со знакомым силуэтом. А вот и поясняющая надпись: «Пушкин с Марией и Софьей Раевскими в Гурзуфе в августе 1820 года».
     Пушкиниана - это одна из ее любимых тем. Она написала несколько портретов его потомков - наших современников, с которыми была хорошо знакома. Например, с правнуком поэта Григорием Григорьевичем Пушкиным. На холсте художницы 1990 года он изображен в антураже портретов предка и прекрасной Натали, рядом с ним - подсвечник с оплывшей свечой, водруженный на кипу книг в старинных переплетах. Армейская выправка, взгляд - нездешний, то ли в прошлое устремлен, то ли в будущее. В любом случае этот человек словно бы заблудился во времени. И серый, с отливом костюм современного покроя словно бы и не на него пошит... А вот Ирина Евгеньевна Клименко (Гибшман), праправнучка Александра Сергеевича, точно смотрит на нас словно бы из XIX века. Изящная кисть руки ее сминает батистовый платок, благородная седина, а какова осанка... Только голова чуть наклонена к маленькой статуэтке великого предка. Будто ей хочется сказать нам: что ж, сравнивайте. Правда, похожа?
     На выставке, кроме великолепных натюрмортов, представлена большая серия портретов актеров современного театра и кино, спортсменов.
     Современный мир прагматичен. Зачем нужны холсты с бумагой с изображенными на них акварелью да маслом натюрмортами, пейзажами, людьми? Сейчас чуть ли не у каждого имеется приличный «цифровик». Отобразил для себя на память, что надо, да потом еще и на компьютере картинку подправил. Но есть такое чудо, не подвластное рационализму. Это притяжение холста. Ту энергетику, которую художник, творец вкладывает в написанную картину, наукой не объяснить. Как можно измерить душу и сердце? И стоят люди часами, и смотрят на полотно, и через себя пропускают видение события мастером. И привносят что-то свое, что наполняет холст теплом все новых человеческих эмоций.
     Я не могла долго отойти от картины «Ромул и Рем. Марсова волчица». «Говорящее» название для любителей и знатоков истории. На холсте же изображена строгая волчица с искрящимися желтыми глазами, именно звериными. Видно, что она преданно охраняет двух малышей. Они, доверчиво и властно одновременно, крепко держатся за ее шерсть. И видно, что они не одиноки в этом огромном и непонятном пока им мире. Интересно, что луна на темно-чернильном небе странно напоминает вид нашей Земли из Космоса. И сразу возникает уже другой вопрос: откуда эти дети и где они? В каких мирах бродит Вечность с ее вопросами бытия? И сочная зелень травы, что топчут босыми ногами мальчики, тоже будто дает им природные силы.
     Работа художницы «С днем рождения, Ксения!» посвящена ее старшей дочери. Картина написана в духе интереснейшего французского художника XVII века Жоржа Делатура. Именно его работы вдохновили Марию на подобное решение полотна. Лица ребят и друзей семьи освещены пламенем свечей на именинном торте. Эта картина - символ жизни любой семьи. С ее праздниками и буднями, с заботами детства и взрослыми помыслами.
     Многие работы, представленные на выставке, можно увидеть в великолепно изданном альбоме, автором-составителем которого выступила известный искусствовед Татьяна Скоробогатова. Он отпечатан в Италии издательством «Белый город» и входит в серию «Мастера живописи».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex