на главную страницу

16 Марта 2010 года

Армия и общество

Вторник

КОВЧЕГ МАТЮХИНА

Евгений Устинов, Виталий Аньков (фото), «Красная звезда». Камчатка.



Наше знакомство состоялось год назад при обстоятельствах абсолютно тривиальных. Мы - это корреспонденты «Звездочки», которым для фотосъемки ракетной стрельбы малых ракетных кораблей потребовалось дежурное (разъездное) плавсредство. Им-то по случаю и оказался большой гидрографический катер с тактическим номером 752 на борту.

     
Труженик моря

     Пусть вас не смущает слово «катер». Катер - то же самое судно, только уменьшенного масштаба. Передвигается по водной поверхности катер по тем же физическим законам, что и его куда более солидные по габаритам и водоизмещению собратья, имеет аналогичные с ними помещения по назначению, такие же устройства и системы. Лучшего пособия для курсантов военно-морских училищ и пожелать нельзя! Допустим, мое и моих однокашников по Киевскому морполиту предметное знакомство с боевыми кораблями предваряла практика на катерах типа «Ярославец».
     В сравнении с большим гидрографическим катером (БГК) «Ярославец» выглядит, как первоклашка рядом со старшеклассником. БГК в три раза больше и мощнее «волгаря» благодаря 450-сильному двигателю, позволяющему ему с экономической скоростью в девять узлов (максимально 12) преодолеть более 1.200 миль. Это на открытой воде. Вместе с тем плаванию вблизи берегов и на мелководье способствуют его высокая маневренность, незначительная осадка и стальной корпус.
     Обладающие отменными мореходными и рабочими качествами катера проекта 1896 строились крупными сериями на разных предприятиях страны на протяжении нескольких послевоенных десятилетий. Наш БГК сошел со стапеля судостроительного завода в Николаевске-на-Амуре в мае 1972 года. С тех пор 752-й, что называется, вдоль и поперек исходил все побережье от административного центра Чукотки Анадыря до залива Шелихова в Охотском море, оставив за кормой без малого 180 тысяч морских миль.
     Обычно по нескольку благоприятных в климатическом отношении месяцев в году посвящалось промерным работам. Исследования рельефа дна проводились при помощи эхотрала. Происходило это следующим образом. На берегу у уреза воды гидрографы откладывали исходную путевую точку, в которой определяли географические координаты и высоту над уровнем моря. После чего катер начинал движение по маршруту - треку, снимая показание приборов. Соответственно, чем больше будет таких точек, тем точнее и подробнее получится план исследуемой водной акватории, а значит, и навигационные карты малоизученных районов.
     
Одна судьба на миллион

     Свою первую строчку в биографию исследователя Николай Матюхин записал пятнадцатилетним пареньком в 1951 году.., опоздав к вступительным испытаниям в Ломоносовскую мореходную школу. Выглядел будущий капитан неважнецки: исхудавшим, в изрядно поношенной, с чужого плеча одежонке, с переделанным в чемодан футляром из-под патефона в руках. Так бы не солоно хлебавши и вернулся обратно в Хабаровский край. Но то ли непритязательный внешний вид, перспектива огорчить бабушку, воспитавшую внука и теперь дожидавшуюся от него приятных известий, а может, непоколебимая уверенность в собственных силах и знаниях самого Николая тронули сердце председателя приемной комиссии Кирилла Москаленко, на тот момент генерал-полковника, Героя Советского Союза. К экзаменам Матюхина все-таки допустили. А уже четыре с половиной года спустя в качестве судоводителя он совершил первое свое серьезное плавание на большом охотнике Северного флота.
     На Камчатку Николай Николаевич приехал в 1956 году. Трудился на вспомогательном пассажирском судне, буксирах, водолее. Затем непродолжительное время ходил в море на «рыбаках». С 1976 года - на БГК-752. Сначала старпомом, а с 1980 года капитаном, сменив на мостике Семена Ксенофонтовича Кологойда - известного на Камчатке моряка, участника Великой Отечественной войны.
     По традиционному для бывалых мореплавателей пути - рыболовецкие предприятия - вспомогательный флот и (или) гидрография и обратно в экипаже катера - прошлись многие. В их числе бывший и нынешние старшие помощники Владимир Золотухин и Владимир Османов, электрорадионавигатор Виктор Токарев, старший механик Анатолий Подтергера и моторист Василий Ушаков.
     Куда хуже обстоят дела с молодежью. Анатолий Верховов из тех в коллективе, кто не имеет нареканий по части трудовой дисциплины и, освоив на отлично, в идеальном состоянии содержит вверенную материальную часть. Однако пример старшего моториста скорее исключение, чем правило. В основном, проработав один-два года, молодые специалисты покидают соединение гидрографических судов в поисках лучшей доли, чему в немалой степени способствуют мизерные по камчатским меркам зарплаты и отсутствие перспективы в получении жилья от военного ведомства.
     Вот и получается, что давно разменявший четвертый десяток, но так и не познавший серьезного качественного ремонта БГК-752 устойчиво держится на плаву исключительно благодаря энтузиазму, профессионализму и опыту своих старых проверенных кадров.
     
Миссия выполнима!

     На флоте, как и в жизни, ездят на том, кто везет. Так и в нашем случае. Со временем к основной функции трудяги БГК-752, заключающейся, как уже отмечалось, в гидроакустическом сканировании морского дна, постепенно добавилось обслуживание средств навигационного обеспечения (СНО), обеспечение спасательных операций и боевой подготовки Камчатской группировки войск и сил. На сей раз обросшему дополнительными обязанностями, словно днище ракушками, экипажу предстояло оказать содействие в информационном освещении крупнейших за последние годы маневров и, пожалуй, одного из самых ключевых и зрелищного их эпизодов - групповой ракетной стрельбы по надводной цели.
     По предварительно разработанному и согласованному в вышестоящих штабах сценарию нам предстояло заблаговременно выйти за Три брата - скалы, стерегущие вход в Авачинскую губу и, переночевав в бухте Саранная, следовать в точку рандеву с малыми ракетными кораблями. Чего, скажите, может быть проще? Тем не менее пришлось изрядно поволноваться, когда на следующее утро МРК «Разлив» и «Иней» легли на боевой курс без учета реальной скорости БГК.
     С каждой минутой более сноровистые корабли удалялись от нас все дальше. Выбивавшиеся из сил механики вспомнили и про просроченный док, и про неизбалованную запчастями их кормилицу - машину.
     - Все, больше девяти узлов дать мы не можем, - потонувшие в грохоте и тряске слова капитана Матюхина звучали приговором.
     Так бы бесславно и закончиться этому преследованию, если бы катерники, сжалившись, в последний момент не сбросили ход...
     Так или иначе в том репортаже поучаствовали все. Не потому ли снимок, сделанный Виталием Аньковым, вышел на загляденье удачным. Не правда ли?
     
Неделимое малое

     Не так давно мне повезло опять попасть на Камчатку. Оказавшись в Петропавловске, первым делом набираю номер Николая Матюхина.
     - Да как дела, нормально: уволился, вышел на пенсию, - огорошил неожиданным сообщением Николай Николаевич. - Возраст, будь он неладен! На первых порах, конечно же, тягостно было на берегу. Зато теперь больше времени стал уделять домашним. Пользуясь погожей погодой, практически все лето провел на даче.
     Новый капитан БГК-752 Анатолий Мицура тоже опытный моряк, из подводников. Прошел путь от командира электронавигационной группы «Варшавянки» до начальника штаба соединения дизельных подводных лодок. Затем служил в оперативном отделе штаба группировки войск и сил. После увольнения в запас в 2002 году пять лет старпомил на гидрографическом судне «Глубомер».
     - Как считаете, в каком состоянии вам досталось наследство? - интересуюсь я у него.
     - Можно сказать, в идеальном. Разве что документацию судовую немного переделали. Люди, техника - в основном те же, поэтому постоянно созваниваюсь и советуюсь с Николаем Николаевичем по тем или иным вопросам, - рассказывает о нынешней ситуации в экипаже катера Анатолий Степанович.
     И то верно, бывших капитанов не бывает. БГК-752 по-прежнему работает напряженно. В феврале и апреле моряки-гидрографы успешно сдали курсовые задачи. Занимались обслуживанием навигационных средств, доставляли людей и грузы на расположенные в зоне Авачинского залива маяки. Что называется, по полной программе были задействованы они и на прошедших командно-штабных учениях, участвуя в закрытии районов под практическое бомбометание и ракетные стрельбы, обеспечивая измерения маневренных элементов подводных лодок и т.д.
     Что ж, жизнь не стоит на месте. И, наверное, это очень здорово, что благодаря Николаю Николаевичу Матюхину многие люди могут продолжать служить любимому делу в новом качестве. А сам БГК-752 остается надежной опорой для тех, кто трудится здесь сейчас, и тех, кто однажды устроится сюда в будущем.
     На снимках: Николай Николаевич Матюхин; БГК-752 в базе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex