на главную страницу

17 Марта 2010 года

Армия и общество

Среда

Испытание доком

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».
  Фото автора.



На территории судоремонтного завода, предприятия сугубо гражданского, будни военного моряка протекают в режиме, немало отличающемся от условий службы в соединении постоянной боевой готовности. Для плавсостава, в одночасье оказавшегося вдали от взыскательного взора старшего командира, заводской ремонт в психологическом смысле был, есть и будет своего рода проверкой на добросовестность, порядочность и трудолюбие.

     Состояние воинской дисциплины на ремонтирующейся «единичке» во многом зависит от сознательности каждого члена экипажа, его заинтересованности в скорейшем достижении конечной цели - т.е. в благополучном завершении ремонтных работ в заводских условиях. Исполнять обязанности там людям в погонах приходится в сокращенном составе, так как командование соединения постаралось составить графики отпусков таким образом, чтобы как можно большее число членов экипажей ремонтирующихся кораблей использовали свои отпуска именно в период проведения заводского ремонта. Что вполне понятно: к началу интенсивной боевой учебы в море летом отрыв людей в отпуска нежелателен. Поэтому катерникам приходится сейчас трудиться, как говорится, за себя и за того парня, потому что добрая половина их сослуживцев уже отправлена в отпуска. Словом, по прибытии на территорию завода слоняющихся без дела военнослужащих я не заметил.
     Как же проходит, так сказать, такое вот испытание заводским ремонтом для экипажей боевых кораблей? Давайте рассмотрим этот вопрос на примере гвардейского артиллерийского бронекатера, которым командует гвардии старший мичман Андрей Емеров.
     

     Из досье автора. Этот катер - один из лучших в гвардейском Белградском дивизионе бригады охраны водного района. Из года в год именно ему командование поручает выполнение самых ответственных задач во время зачетных учений в море. Например, экипаж бронекатера в октябре 2009-го, успешно завершив зачетные артиллерийские стрельбы, с оценкой «отлично» выполнил задачу по блокаде небольших островов и высадке морского десанта на труднодоступный остров в северной части Каспия. Еще раньше проверяющими Минобороны, Генерального штаба не раз отмечалась высокая боевая и морская выучка экипажа. Имя Емерова не раз упоминалось в публикациях «Красной звезды» в числе лучших и самых способных командиров Каспийской флотилии. Катер Емерова не раз ремонтировался в заводе, причем в 2007 году на нем был произведен капремонт главного двигателя. И вот теперь корабль снова поставлен в завод для планового докового ремонта.
     

     Емерова я нашел рядом с его катером, поднятым на слипе. Деловитый, собранный, одетый в теплую куртку со светоотражающими полосками, Андрей в этот момент осуществлял общий противопожарный надзор над огневыми работами, которые здесь в самом разгаре.
     Хотя бронекатер считается небольшой боевой единицей, все равно мне было в диковинку увидеть 75-тонную махину не на воде, как обычно, а вознесенную на стапель-палубу на высоту двухэтажного дома.
     Емеров пребывал в отличном настроении. Встретились мы с ним, как старые знакомые. В разговоре он с удовольствием вспомнил перипетии учебных морских боев осенью прошлого года, высадку десанта на острова.
     - Знаете, - сказал он с улыбкой, - моряку нельзя быть долго на суше, душа так и просится в море!
     Этими словами он в краткой форме передал мне очень многое. Например, то, что лично ему здесь не совсем уютно. Что период судоремонта он воспринимает как неизбежное «надо», которое следует терпеливо преодолеть. В чем причина «неуютности» морской души в заводе? Может быть, в том, что с постановкой на ремонт из денежного довольствия моряков вполне закономерно вычитают, так называемые, «морские» (морской коэффициент), и экипаж катера значительно теряет в деньгах. А может, в том, что ему, командиру, приходится практически ежедневно с раннего утра до темноты и в мороз, и в наступившую сейчас слякоть быть рядом с катером, все время, так сказать, на воздухе. Причем на воздухе, насыщенном вредными для здоровья гарью сварки, пылью и всякими взвесями от старой краски, которую сбивают химическим раствором с рядом стоящих судов. Здесь некогда да и негде моряку даже чаем согреться, так как огневые (сварочные) и внутренние ремонтные работы непрерывно чередуются в течение рабочего дня, а рубка и кубрики катера, где можно было бы отдохнуть, не топлены и загружены имуществом, перенесенным из других внутренних помещений. И тем не менее, как мне показалось, Емеров и его подчиненные все неудобства и вредные условия переносят стойко, с оптимизмом.
     Андрей пришел служить на бригаду ОВР после сокращений, имевших место в морчастях погранвойск в 1997 году, и за 13 лет повидал здесь многое. Ему ли не знать тех трудностей и проблем, которые с лихвой хлебнули флотские командиры в ту пору, когда комплектование личным составом производилось военнослужащими по призыву. Особенно тяжко приходилось плавсоставу при постановке корабля в завод на ремонт. Андрей буквально расшибался в лепешку, чтобы обеспечить людей трехразовым питанием, помывкой в бане, увольнением в город и т. д. и т. п. Теперь ремонт в условиях завода переносится экипажем в разы легче, нежели несколько лет назад. С переводом гвардейского дивизиона на контрактный способ комплектования у командира отпали многие заботы. Ведь подчиненный в ранге контрактника - человек самостоятельный, у него на руках имеются средства для обеда в столовой, есть жилье, куда он уходит после работы...
     Чего больше всего опасается сейчас военнослужащий по контракту гвардейского Белградского дивизиона, так это возможности списания родного корабля в утиль по причине изношенности корпуса и механизмов. Емеров показал мне на застывший на заводском слипе такой же, как и его, бронекатер проекта «Шмель» - АКА-202. Этот катер уже списан и исключен из состава ВМФ. Но ему «повезло»: утилизации удалось избежать благодаря тому, что его планируют установить в качестве мемориального памятника в Астрахани в честь корабелов, которые строили катера для действующего флота в годы Великой Отечественной войны. Конечно, овровцы гордятся таким решением. Как говорится, по заслугам, и честь.
     Наша справка. Бронекатера проекта «Шмель», построенные на судоверфи в Керчи, отлично послужили Родине начиная с 1972 года сначала в составе советского ВМФ на ЧФ (гвардейский Белградский дивизион тогда базировался в Измаиле, на Дунае), а с 1996 года в составе Каспийской флотилии. Да, когда-то они приводили в восторг жителей Севастополя во время морских парадов в честь Дня ВМФ. И теперь с не меньшим успехом демонстрируют свои боевые возможности, высокую маневренность и огневую мощь во время парадов по большим праздникам на акватории Волги в Астрахани, а также в городе-герое Волгограде. Сам факт того, что эти катера уже четвертый десяток исправно несут боевую службу и их трудно заменить чем-либо в условиях использования в дельте реки и в прибрежной зоне Каспия, говорит о высокой степени технической надежности катеров этого проекта.
     Не зря судоремонтный завод называют лечебницей боевых кораблей. Здесь реально продлевают сроки службы ракетных и артиллерийских катеров, тральщиков и судов гидрографического и вспомогательного флота. Поэтому сам факт постановки бронекатера в доковый ремонт вдохнул в Андрея Емерова немалую долю оптимизма. Что значит поставить катер в завод? Это значит, что у этого «речника» есть перспектива послужить еще лет 5. Ведь командир и экипаж все свои надежды прямо связывают с будущим корабля. Поэтому и стараются сделать все зависящее от них, чтобы доковый ремонт прошел качественно и закончился, по возможности, раньше намеченного срока. Для этого имеется и другая серьезная мотивация у экипажа: нужно вовремя прибыть на празднование Дня Победы к шефам в Волгоград. Отряд бронекатеров уже ходил вверх по Волге к Волгограду в 2005 году, где принимал участие в торжествах по случаю 60-летия Победы. Видимо, и в 2010-м, на 65-летие Победы, катерников по традиции пригласят в гости шефы, а к этому нужно быть готовыми.
     

     Историческая справка. Белградский гвардейский дивизион бронекатеров получил боевое крещение в боях за Сталинград в 1942 году. Тогда в составе Волжской флотилии этот дивизион на траверзе г. Волжский артиллерийским огнем прямой наводкой нанес тяжелое поражение прорвавшемуся к Волге моторизованному подразделению гитлеровцев и остановил его дальнейшее продвижение. За проявленный в тех боях героизм дивизиону и было присвоено гвардейское звание. Гвардейский Военно-морской флаг во фронтовой обстановке вручил морякам лично нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов...
     

     Андрей водит меня вокруг днища и показывает, что уже сделано:
     - Доковый ремонт заключает в себя осмотр на пригодность валолиний, на исправность винтов согласно требованиям технологии. На данный момент происходит замена на корпусе износившейся части покрытия. Сейчас идут сварочные работы, то есть вырезают износившуюся часть валолинии, покрытия корпуса, производится замена старого металла новым...
     Я заметил, что рядом со сварщиком неотлучно находится военнослужащий в бушлате.
     - А это гвардии старшина 1-й статьи Станислав Перминов, - представил подчиненного Емеров. - На данный момент он обеспечивает пожарную безопасность судна, с днища наблюдая за работой сварщика. Сварщик ведь работает один, и с ним рядом обязательно должен находиться член экипажа, который в случае возгорания мог бы потушить огонь.
     К организации противопожарного обеспечения огневых работ на корпусе Емеров отнесся самым серьезным образом. Так, гвардии главный старшина Михаил Федоров, гвардии матрос Григорий Мищенко, старшина 1-й статьи Евгений Белясов, главный старшина Михаил Федоров находятся сейчас внутри катера в своих отсеках, откуда согласно инструкции наблюдают за ведением сварочных работ в готовности ликвидировать возможный очаг возгорания. Но при этом не сидят сложа руки, а активно помогают бригаде слесарей, которую возглавляет гражданский специалист завода Владимир Камышев.
     Командир катера приглашает меня подняться на борт, где слесари-судоремонтники Олег Сиушов и Владимир Вилков устанавливают на главном двигателе отремонтированную реверс-муфту. Прямо на палубе катера на высоте птичьего полета я разговорился с Олегом Сиушовым, в прошлом кадровым офицером Советской Армии. Как оказалось, он иммигрировал из Казахстана в Астрахань на постоянное место жительство лет 13 назад. Раньше был преподавателем в средней школе. Но на новом месте жительства в Астрахани ему пришлось сменить профессию и стать слесарем-судоремонтником.
     - Для нас заказы от флота, как говорится, спасение. Ведь ремонт - наш хлеб. Сейчас, при полной загруженности заказами, мы зарабатываем, как говорится, по максимуму - 13-14 тысяч в месяц. Мне ведь семью надо кормить и квартиру поднанимать приходится, - поделился со мной проблемами Олег Сиушов.
     - К судоремонтникам нет никаких претензий, молодцы! - похвалил заводчан Емеров. - Они успешно работают с механизмами - главными двигателями, с холодильным оборудованием. На работу приходят с немецкой педантичностью. По линии электромеханической боевой части ремонт проходит четко, согласно графику. А для нас дорог каждый день. Есть надежда, что уже к концу апреля, когда Волга ото льда очистится, наш катер пройдет ходовые испытания...
     В этом материале мне хотелось отразить конкретную картину судоремонта на примере артиллерийского катера. А в общем эта картина характерна и для других судов, входящих в группу ремонтирующихся на Астраханском судоремонтном заводе: рейдового тральщика, противопожарного катера, других небольших плавсредств. Картина, как видим, обнадеживающая. В качественном, своевременном судоремонте проявляется высокая заинтересованность коллектива предприятия в укреплении доверия заказчика в лице Каспийской флотилии, с одной стороны, и военных моряков, с другой, для которых сейчас нет задачи важнее, чем успеть выйти в море к началу активной навигации на Волге и Северном Каспии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex