на главную страницу

17 Марта 2010 года

Большая игра

Среда

Мировой океан: последний передел

Андрей ДИЕВ, эксперт Института
  геополитической информации «Энергия».



     В ФЕВРАЛЕ вновь обострился спор между Великобританией и Аргентиной по поводу принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов. Импульс раздору был дан действиями британской компании «Дизаер петролеум», которая установила в океане платформу и начала бурение в 100 километрах к северу от Фолклендов. Официальный Буэнос-Айрес отреагировал протестами, считая, что действия британских нефтяников нарушают суверенитет Аргентины.
     Ответом аргентинцев стало ужесточение контроля за судоходством в районе Фолклендских островов, хотя очевидно, что силового ресурса для его осуществления у них нет. Соотношение сил на море в пользу британских королевских ВМС, и до новой военной конфронтации дело вряд ли дойдет. В 1982 году проба сил завершилась, как известно, поражением аргентинских вооруженных сил, несмотря на активность их ВВС. Тогда погибло более 600 аргентинских военнослужащих и 255 британских. Поэтому требование правительства Аргентины к капитанам судов, направляющихся к Фолклендским островам через аргентинские территориальные воды, получать от местных властей специальное разрешение вряд ли будет иметь какие-либо последствия.
     

     Наша справка. В Аргентине спорные острова называют Мальвинскими (Islas Malvinas) в противовес британскому названию - Фолклендские (Falkland Islands). На островах находятся британские военные подразделения. В связи с обострением ситуации военные корабли Великобритании, расположенные в районе Фолклендских островов, приведены в состояние повышенной боевой готовности. Запасы нефти на шельфе островов геологи оценивают в 60 млрд. баррелей (8,1 млрд. тонн), однако добыть удастся лишь небольшую часть запасов, и то не в ближайшие годы.
     

     Аргентина, очевидно, будет активно действовать прежде всего на дипломатическом фронте. Для нее важно заручиться поддержкой других государств Латинской Америки. И такие лидеры континента, как Уго Чавес, ее, безусловно, окажут. Президент Венесуэлы уже заявил, что действия Великобритании «иррациональны».
     Ситуация в Латинской Америке сейчас меняется не в пользу англосаксов. На февральском саммите в мексиканском городе Канкуне страны Латинской Америки и островов Карибского бассейна договорились о создании новой политической организации, в которую не войдут ни США, ни Канада. Ее устав будет разработан к очередному саммиту, который намечено провести в Венесуэле в 2011 году.
     Альянс может стать альтернативой Организации американских государств, через которую США многие годы влияли на внешнюю и внутреннюю политику своих южных соседей. Примечательно, что с инициативой создания новой организации выступил президент Мексики Фелипе Кальдерон, которого принято считать сторонником ориентации Мексики на США. Но именно он высказался за поиск новых форм региональной интеграции без участия северного соседа.
     Участники саммита в Канкуне поддержали аргентинцев в споре об островах. Буэнос-Айрес надеется получить поддержку и в ООН, опираясь на данные геологических исследований. Они должны помочь доказать, что континентальный шлейф простирается от аргентинской территории до Антарктиды и включает Фолкленды. Министр иностранных дел Аргентины Хорхе Тайано уже обратился к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с просьбой помочь разрешить конфликтную ситуацию между Лондоном и Буэнос-Айресом. Одновременно аргентинские геологи приступили к собственной нефтеразведке к западу от островов.
     Симптоматично, что на этот раз Вашингтон, учитывая настроения своих латиноамериканских соседей, занимает в споре о принадлежности Фолклендов осторожную позицию. Как писала недавно британская газета «Таймс», британские дипломаты по меньшей мере трижды выражали обеспокоенность американским коллегам в связи с позицией Вашингтона по поводу нового конфликта Лондона и Буэнос-Айреса вокруг Фолклендских островов. Власти Великобритании, по данным газеты, потребовали от США прояснить позицию по данному поводу после того, как в феврале представитель государственного департамента США, отвечая на вопрос журналиста по поводу Фолклендских островов, сказал: «или Мальвинских, смотря, как вы это видите».
     АНГЛО-АРГЕНТИНСКИЙ спор стал очередным проявлением усилившегося внимания «морских государств» к закреплению за собой максимальных участков океанского шельфа. Цель - обрести новые источники ресурсов, как биологических, так и минеральных. Прежде всего речь идет об углеродном сырье. Его ищут и поблизости от Антарктиды, и в Арктике. Продолжающиеся разговоры о предстоящем потеплении в результате изменения климата подталкивают имеющие выход в Мировой океан страны к активизации своей морской активности. Среди них даже Китай, который принято считать сухопутной державой. Китайские ВМС уже уверенно чувствуют себя в Индийском океане, где их боевые корабли успешно демонстрируют способность действовать вдали от родных берегов, участвуя в защите международного судоходства от сомалийских пиратов.
     Появились сообщения и о том, что Китай строит суда полярного класса, способные плавать в Арктике и в районе Антарктиды. Еще в 1993 году он купил у Украины ледокол, который Киеву был не нужен в Черном море. Этот самый большой в мире неатомный ледокол был назван китайцами «Снежный дракон» и используется ныне для исследований в арктических районах. Недавно в Пекине решили обзавестись новыми кораблями такого класса. Ожидается, что уже через три года у Китая появится новый ледокол собственной постройки.
     Растущая экономика Поднебесной заинтересована в использовании Северного морского пути (СМП), который находится под контролем России. СМП, поясним, это доступная несколько месяцев в году судоходная магистраль, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана и соединяющая европейские и дальневосточные порты. Протяженность маршрута от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5.600 километров.
     

     Наша справка. От Санкт-Петербурга до Владивостока маршрут по Северному морскому пути составляет 14,3 тыс. километров, через Суэцкий канал - 23,2 тыс., вокруг мыса Доброй Надежды - 29,4 тысячи. Маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь на 6.400 км короче, чем южный путь через Малаккский пролив и Суэцкий канал.
     

     Активность новой мировой державы, формально не являющейся арктической страной, не остается не замеченной западными аналитиками. Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (СИПРИ) недавно обнародовал аналитический доклад «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда». В исследовании прогнозируется, что Арктика может стать очередной, после Африки и Индийского океана, областью, в которой Китай начинает определять свои глобальные стратегические интересы. Высказывается предположение, что Пекин будет добиваться своего участия в той или иной форме в определении международно-правовой основы для будущей деятельности нероссийских судоходных компаний в Арктике.
     Несмотря на сдержанность официальной позиции Пекина, автор исследования Линда Якобсон, как отмечает британская «Файнэншл таймс», считает, что «у китайского правительства есть четкая арктическая программа, предполагающая, в частности, переработку международного законодательства, включая Конвенцию ООН по морскому праву, с учетом новых обстоятельств, и оно надеется получить постоянный статус наблюдателя в Арктическом совете - региональной межправительственной организации».
     СХВАТКА за минеральные ресурсы, расположенные на океанском дне, в ближайшие годы обещает быть весьма напряженной. По состоянию на май прошлого года заявки в комиссию ООН по границам континентального шельфа подали около пятидесяти стран. Все они желают расширить свою территорию за пределами существующих «эксклюзивных экономических зон» (ширина - 200 миль от береговой линии) за счет морского дна, простирающегося на расстояние до 350 миль от их берегов. Водная поверхность в таких зонах морского шельфа останется международной и свободной для судоходства, но государства могут получить там исключительное право на разработку всего, что залегает на морском дне или под ним. Для этого надо убедить комиссию ООН в том, что эти районы являются естественным продолжением суши того или иного государства.
     В ООН уже назвали происходящее последним переделом мировой карты. Это действительно крупнейший после окончания колониальной эпохи передел территории земного шара. Как писала в мае 2009-го британская «Таймс», «ставки огромны, ведь таяние арктических льдов и новые технологии, позволяющие бурить и вести добычу полезных ископаемых глубоко под водой, дадут государствам возможность добывать нефть, газ и другие природные ресурсы вдалеке от берега».
     По оценкам аналитиков, в Арктике раздел океанского дна пройдет, видимо, довольно спокойно, несмотря на драматизацию ситуации в СМИ. В марте прошлого года за Норвегией уже были закреплены территории к северу от Шпицбергена. Оставшиеся арктические участки должны быть распределены между Россией, Канадой, Данией и США, и споры между ними разрешатся, как можно надеяться, на путях компромиссных решений. Известно, что между Россией и Канадой идет спокойный диалог относительно порядка судоходства в их арктических водах. Канадцы сотрудничают, кроме того, с датчанами, осуществляя совместные арктические исследования. Так что предрекать Арктике «полярные войны», как представляется, необоснованно - по крайней мере, пока.
     Иначе могут развиваться события в иных акваториях Мирового океана. Китай, к примеру, спорит с Вьетнамом по поводу разграничения океанского шельфа в Южно-Китайском море. В той зоне находятся два острова, на которые претендуют обе страны.
     В районе Южного полюса ситуация на первый взгляд очень спокойная. Договор об Антарктике от 1959 года запрещает любую разработку минеральных ресурсов, и ни одно государство не имеет суверенных прав в отношении территорий шестого континента. Вместе с тем существует британская заявка в комиссию ООН с просьбой закрепить за Лондоном права на континентальный шельф вокруг Фолклендов, расположенных не так уж далеко от Антарктиды.
     У СПОРА о принадлежности Фолклендов, надо подчеркнуть, есть «второе дно». И Лондон, и Буэнос-Айрес имеют виды на обширные сектора в Антарктиде. Для британцев Фолкленды могут стать опорным пунктом для обеспечения будущего присутствия на шестом континенте. Эксперты отмечают, что территории Антарктиды, находящиеся в поле интересов Великобритании, почти совпадают с участками, на которые рассчитывают Аргентина и Чили. На свои сектора в Антарктиде могут также претендовать Австралия, Новая Зеландия, Норвегия и Франция.
     Сами по себе замершие и покрытые льдами земли пока никому не нужны. Речь идет о ситуации в недалеком будущем, когда в результате прогнозируемого потепления станут доступными для разработки гигантские запасы углеводородов и руд металлов. К этому надо добавить, что Антарктида - один из главных потенциальных источников пресной воды для Южного полушария. Поэтому в условиях глобального изменения климата и обострения проблемы обеспечения мировой экономики ресурсами договор 1959 года может быть отброшен как «устаревший документ» и спор будет решаться по праву сильного. Конечно, это лишь один, пессимистический, вариант развития ситуации.
     Геополитические расчеты участников схватки за полярные земли и акватории могут оказаться, однако, несостоятельными, если выяснится, что надежды на глобальное потепление ошибочны. Ведь среди авторитетных ученых нет единого мнения по поводу долгосрочных тенденций перемены климата. Некоторые ученые предрекают человечеству новый ледниковый период, причем уже в ближайшем будущем.
     Один из ведущих климатологов мира Моджиб Латиф из германского Института морских исследований имени Лейбница утверждает, что тенденция глобального потепления климата на следующие два десятилетия сменится понижением температуры. В 2009 году он заявил, что человечество ожидают «одно или даже два десятилетия, в течение которых температура будет падать». Это похолодание ученый объясняет циклическими изменениями океанских течений и температуры в Северной Атлантике.
     

     
Взгляд из Буэнос-Айреса

     Выдающийся аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес как-то сказал, что война между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 году сильно напоминала «ссору двух лысых из-за расчески». Вряд ли многие аргентинцы согласятся с таким утверждением, ведь возвращение суверенитета над спорными территориями остается для них делом чести.
     Что же представляют собой Фолкленды, или Мальвины, как бы их ни называли, из-за которых сломано столько копий и пролито столько крови? Они включают в себя два крупных и около 200 мелких островов, находящихся в 13 тысячах километров от Великобритании и почти в 500 километрах от аргентинского побережья. Их население составляют потомки шотландских поселенцев, которые называют себя келперами. Это прозвище происходит от английского слова kelp, означающего бурые водоросли, которые имеются здесь в изобилии. На момент вооруженного конфликта острова заселяли не более двух тысяч келперов. Сейчас их численность чуть превысила три тысячи. При этом на островах насчитывается более 600 тыс. овец и 10 млн. пингвинов.
     Так ли были важны Фолклендские (Мальвинские) острова для Великобритании и Аргентины в 1982 году? Скорее всего, суверенитет над ними был больше вопросом престижа и национальной гордости для обеих стран. Кроме того, война стала настоящим подарком для премьер-министра Великобритании того времени Маргарет Тэтчер. В начале 1980-х годов британскую экономику лихорадило и победа над Аргентиной позволила Тэтчер поднять свою популярность. В итоге она не только добилась успеха на очередных выборах, но и оставалась у власти вплоть до 1990 года...
     Аргентина после обретения независимости в 1816 году заявила о претензиях на Мальвинские острова и 1820 году объявила их своей территорией. Но в 1833 году они были захвачены английским десантом, а в 1892 году Великобритания объявила их своей колонией.
     Аргентина никогда не признавала суверенитета Великобритании над островами, но на долгое время, казалось, забыла о них. Проблема возвращения Мальвин постепенно начала, однако, волновать умы не только аргентинских политиков, но и простых граждан. В 1960-е годы Буэнос-Айрес начал активно поднимать фолклендский вопрос в ООН. Резолюция 2065 призывала стороны урегулировать территориальные разногласия путем переговоров, руководствуясь принципами и положениями ООН с учетом интересов населения островов. Аргентина обосновывала свои претензии тем, что она является прямой наследницей Испании в Южной Америке и, таким образом, на нее распространяется действие Папской буллы 1493 года, по которой Испания и Португалия поделили Новый Свет.
     Невозможность возвращения спорных территорий цивилизованным путем подтолкнула военную верхушку, находившуюся у власти в годы диктатуры (1976-1983 гг.), к мысли воспользоваться патриотическими настроениями граждан и захватить Мальвины силой. В апреле 1982 года вооруженные силы Аргентины захватили острова и разместили там к концу месяца около 9 тыс. своих солдат, большинство из которых, правда, были плохо обученными призывниками. Исход войны известен: Аргентина потерпела поражение, но до сих пор не теряет надежду вернуть архипелаг.
     Однако сегодня ситуация изменилась. Если раньше борьба за острова была вопросом престижа, то сейчас в дело замешано «черное золото»...
     Дмитрий ФОМИНЫХ,
  корреспондент ИТАР-ТАСС в Буэнос-Айресе.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex