на главную страницу

19 Марта 2010 года

Тема номера

Пятница

РОМАНТИКИ МОРСКИХ ГЛУБИН

Константин ЛОБКОВ, Виталий АНЬКОВ (фото).



     Свой 16-й день рождения - дата эта почти совпала с Днем моряка-подводника - дизельная лодка Б-345 под командованием капитана 2 ранга Юрия Конкина встретила в приготовлениях к первому в нынешнем году выходу в море. Уже в ближайшее время ей предстоит отработать учебно-боевые задачи в составе сил флотилии. Поэтому в воскресенье после праздничного обеда экипаж продолжил основательную подготовку к испытаниям в реальной обстановке.
     Этому кораблю грех жаловаться на свою судьбу. Уже в первый год службы на флоте он во главе с капитаном 2 ранга Сергеем Смирновым на оценку «отлично» выполнил задачи боевого дежурства. Тот же успех был достигнут экипажем и в следующем периоде обучения. В 1995—1996 годах он объявлен лучшим по итогам боевой подготовки на Тихоокеанском флоте, а с 1997 по 2002 год, в 2004—2005 гг. и в 2007-м - в бригаде подлодок. Звания правофлангового экипаж Б-345 добился и по итогам боевой учебы в прошлом году.
     У лодки за минувшие 16 лет были разные командиры, но неизменным оставалось одно - стремление держать позицию лидера. К примеру, экипаж капитана 2 ранга Родиона Тюрина неоднократно завоевывал приз главнокомандующего ВМФ, и награду навечно оставили в соединении. Когда лодкой командовал капитан 3 ранга Андрей Дергоусов, она отличилась в учениях под руководством адмирала флота Владимира Куроедова, а командир был поощрен ценным подарком. Тот же дергоусовский экипаж получил высокие отзывы за участие в государственных испытаниях новой подлодки в Санкт-Петербурге, предназначенной для ВМС Китая. Немало сил родному коллективу отдал и бывший командир капитан 2 ранга Александр Бардовский, у которого не так давно принял дела капитан 2 ранга Юрий Конкин.
     - Стараемся максимально использовать опыт предшественников, обогащать боевые традиции своими достижениями, - рассказывал старший помощник командира «Варшавянки» капитан-лейтенант Иван Сажаев, когда мы поднялись на ее борт и не без труда (тут нужна особая сноровка!) спустились по узкому чреву шахты внутрь лодки, прошли на главный командный пункт. - Выполняем задачи, не только связанные с боевым предназначением корабля, но и дипломатические, скажем, во время визитов за рубеж. Например, в 2006 году экипаж в составе отряда боевых кораблей ТОФ побывал в Японии.
     За несколько дней пребывания в порту Майдзуру лодку посетили сотни местных жителей и военнослужащих, проявляя большой интерес к русским морякам и технике. Но все, конечно, нацелено в первую очередь на поддержание высокой боевой готовности корабля. В 2008 году весь личный состав прошел обучение в учебном центре ВМФ, тогда же успешно выполнили задачи боевой службы в океане. Прошлой осенью мы участвовали в совместном учении с большими противолодочными кораблями. Ставили мины, атаковали условного противника, скрытно уходили в заданный район. Как выяснилось, все выпущенные торпеды навелись на цель, значит, уничтожили бы ее в реальном бою.
     Именно в тот период, когда подводная лодка находится в море, происходит постепенное слаживание всего экипажа в единый боевой организм. Понятно, что свою пользу приносят постоянные тренировки у пирса, изучение каждым своих обязанностей и материальной части, но ничем не заменить практическую часть учебы, которая начинается вдали от берега! Здесь, кстати, всегда помнят об одной из давних традиций – «оморячивании» личного состава. В перерыве между тревогами обязательно находится время для проведения ритуала посвящения новичков в подводники.
     - Я свой плафон с забортной соленой водицей принял на грудь в прошлом году, когда служил еще на соседней лодке, – улыбается матрос Евгений Акулов, который минувшим сентябрем после перехода в этот экипаж решил заключить контракт на три года. – Знаете, все нормально складывается в жизни. Побывал дома в отпуске, женился, есть и ребенок уже, в марте семья переедет из Новосибирской области ко мне во Владивосток. Денежное довольствие сейчас достаточно хорошее, можно снимать квартиру в городе. Но, между прочим, надеюсь в перспективе и служебное жилье получить возле части, недавно дали квартиру матросу-контрактнику – у него второй сын родился. Сам я прошел курс обучения на Камчатке, готовился стать электриком, однако и специальность машиниста трюмного, которую здесь освоил, вполне устраивает. Трудности привыкания тоже позади. Самое сложное было изучить всю лодку от носа до кормы, чтобы твердо знать, где какой клапан, уметь пользоваться средствами защиты, в случае нештатной ситуации профессионально бороться за живучесть корабля. Сейчас уже с закрытыми глазами многое смогу сделать, и ведь не зря же на каждой вахте нас поднимают по аварийной тревоге, еще и еще раз отрабатываем элементы борьбы за живучесть. Вещь эта полезная для моряка. Самое главное, здесь хороший экипаж, понимающие матроса командиры. Меня, например, полностью ввел в курс дела, помог в период становления старший мичман Соколов Константин Николаевич – опытный старшина команды. Да и другие сослуживцы очень открыты, всегда поддержат товарища матросы контрактной службы Алексей Чекмарев и Саша Бабич, старшина 2 статьи Иван Михайлов (у него уже второй контракт). Одна морская семья – это про нас, про подводников...
     Как считают бывалые моряки соединения, далеко не каждый сможет освоить эту непростую профессию. Уж очень специфичная служба. И потому здесь остаются, как правило, люди решительные, смелые и до конца преданные избранному делу.
     - Служба на таких кораблях – это своеобразный образ жизни, это, если хотите, особое состояние души, – рассказывал мне капитан 1 ранга Сергей Китов, совершивший в свое время несколько дальних походов в Индийский океан. – И прежде всего отличает подводника честность перед самим собой и перед экипажем. Кстати, сама служба иной раз учила относиться к жизни с юмором. Сколько раз случалось: возвращаешься в базу – уже почистился, побрился, собрался, к утру рассчитываешь подойти к родному пирсу, а просыпаешься – за бортом опять океан! Идем в другую сторону, автономка продолжается, еще пару недель надо послужить в подводном положении...
     За плечами у нынешнего командира «Варшавянки» капитана 2 ранга Юрия Конкина тоже не одна боевая служба. По словам его сослуживцев, это человек с твердым характером, имеет высокий авторитет прежде всего благодаря своим знаниям и опыту, умению работать с людьми, создавать благоприятную социально-психологическую атмосферу в экипаже. К каждому он относится поистине по-отечески, и только одно это уже заставляет его подчиненных служить с полной отдачей. Любые проблемы здесь решаются с его участием.
     Из офицеров того, еще первого экипажа, на Б-345 уже никого не осталось. Большинство продолжает службу на вышестоящих должностях, как, например, бывший старпом подводной лодки Александр Горбунов, ныне капитан 1 ранга, старший офицер управления боевой подготовки ТОФ. Последним из «старожилов», чья фамилия выбита в металле памятной доски, укрепленной на стене маленькой кают-компании, совсем недавно ушел на берег, на преподавательскую работу в военно-морской институт капитан 3 ранга Виталий Димидов. Их места заняли молодые, достойные люди, которым не безразлична судьба отечественного подводного флота. Среди них – потомственный военный моряк капитан-лейтенант Иван Сажаев, командиры боевых частей капитан-лейтенанты Сергей Понамарев и Алексей Рядинский.
     Если судьба офицера такова, что его нередко в течение нескольких лет перебрасывают с одной субмарины на другую, то мичманский состав всегда отличался своей стабильностью. Потому приходящие в экипаж лейтенанты не стесняются учиться у бывалых старшин команд. Среди ветеранов подплава – старший боцман старший мичман Николай Чумаков, техник минно-торпедной боевой части старший мичман Алексей Дмитриев. Последний, уроженец Тверской области, отслужил три года срочной матросом-торпедистом, столько же – контрактником на одной из подводных лодок на Камчатке, а позже выучился на мичмана и продолжил службу уже в новом качестве в Приморье.
     - Всякое было за годы службы в прочном корпусе, – вспоминает Алексей Юрьевич. – Иногда снятся дальние походы, в которых попадали в сильные штормы. Особенно тяжко переносить качку, когда идешь в надводном положении и попадаешь на океанскую волну – она длиннее, чем обычная, морская. В такие моменты вахтенного офицера и рулевого приходится пристегивать ремнями, чтобы они держались на боевых постах. Не забыть и нештатную ситуацию во время перехода в Японию: тогда в 4-м отсеке генератор прошила электрическая дуга, произошло возгорание, генератор тут же обесточили, загерметизировали отсек. Там боролся за живучесть лодки личный состав во главе с механиком капитаном 3 ранга Борисом Пантелеевым и старшиной команды мотористов мичманом Иваном Хатулевым. Да и весь экипаж был, конечно, включен в эту тревожную ситуацию, в итоге не допустили аварии, гибели людей. Были успешно выполнены все задачи визита, отличившихся позже отметили наградами, в том числе и государственными.
     В экипаже давно уже поняли, что повышению ратного мастерства военных моряков не способствует сокращение срока срочной службы до одного года. Поэтому здесь всецело поддерживают государственную программу перевода всего личного состава подводного флота на службу по контракту. Другое дело, проблем по набору таких моряков еще хватает, да и далеко не каждый выдерживает нагрузки круглосуточной дежурно-вахтенной службы, тренировки по специальности. Часть ребят уже после первого контракта уходят на «гражданку».
     Но большинство в экипаже тех, кто нормально адаптировался в коллективе подводников, определился со своей перспективой в службе. Например, старший электрик старшина 1 статьи Алексей Загибалов и гидроакустик старшина 2 статьи Евгений Подойницын из Могочинского района служат по второму контракту. Среди тех, кто уже прикипел к флоту, на кого целиком и полностью можно положиться, – и старшины 2 статьи Валерий Губарь, Иван Михайлов, Александр Некрасов.
     - Это добросовестные простые парни, на таких будет держаться и экипаж, и ВМФ в целом, – убежденно говорит старпом подводной лодки. – Что в силах флотского командования, то оно делает для военнослужащих по контракту. Хорошо в обустройстве быта экипажа помогают уже много лет наши шефы – администрация города Могоча Читинской области. Значительная часть спортинвентаря, всевозможная теле- и видеоаппаратура, настенные часы в кают-компании, ремонт в казарменном помещении – все это их заслуга. Связи зародились, когда командиром корабля был нынешний начальник штаба бригады капитан 2 ранга Александр Геннадьевич Дементьев.
     ...Только что сдана первая курсовая задача. Ради этой цели экипаж более месяца отрабатывал всю организацию подводной лодки. Штудировал документацию, обязанности личного состава, обстоятельно изучал материальную часть. Каждому внушалось: добросовестно отработаешь все элементы Л-1 – значит, будет хороший задел на дальнейшую боевую учебу. В эти дни экипаж отрабатывает и отдельные элементы второй курсовой задачи, занимается тщательной подготовкой всей материальной части корабля к предстоящему выходу в море. Прежде чем выполнять боевые упражнения, в том числе и с использованием оружия по условному противнику, подводники доводят все до автоматизма в базе. Это касается в первую очередь личного состава, который обслуживает боевые посты и командные пункты, участвующие в применении торпед. Нужно уметь грамотно пользоваться средствами обнаружения и наблюдения за противником, вести боевую прокладку курса, вводить данные в оружие, а также многое другое, что потребуется от экипажа в море. Все это постепенно достигается в ходе систематических занятий и тренировок корабельного боевого расчета.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex