на главную страницу

20 Марта 2010 года

Армия и общество

Суббота

Высокая дипломатия

Вадим МАРКУШИН.



В пятницу в Москве продолжались высокие дипломатические встречи по двум повесткам дня. С утра началось заседание международного «квартета» по ближневосточному урегулированию. А позже Президент России Дмитрий Медведев принимал госсекретаря Соединенных Штатов Хиллари Клинтон.

     Московскую встречу «квартета» (РФ, США, ООН, ЕС) омрачила новая вспышка напряженности. В ответ на обстрел израильской территории ракетами «Кассам», в результате чего погиб иностранный рабочий, гражданин Таиланда, Израиль нанес шесть воздушных ударов по сектору Газа.
     Предупреждения о неминуемом возмездии за каждую ракетную атаку израильтяне давали самые жесткие. Тем не менее одна из экстремистских групп, якобы идеологически связанная с «Аль-Каидой», но не подчиненная руководству ХАМАС, решила по-своему отметить факт заседания «четверки».
     Напомним, что переговорный процесс по мирному урегулированию отношений между Израилем и Палестинской автономией был прерван летом 2008 года, после начала блокады Израилем сектора Газа. В начале марта 2010 года стороны заявили о возможности вновь приступить к диалогу при посредничестве США. Однако до дела не дошло, поскольку кабинетом Нетаньяху был утвержден план строительства 1.600 домов для еврейских поселенцев в Восточном Иерусалиме, который палестинцы считают своей будущей столицей. Это вызвало новую волну волнений среди арабского населения, а также демарш раздраженного Вашингтона, выступившего с рядом резких заявлений на уровне руководства госдепартамента и администрации Белого дома.
     И вот - заседание «квартета», в котором приняли участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, государственный секретарь США Хиллари Клинтон, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и спецпредставитель «квартета» Тони Блэр.
     Открывая встречу, Сергей Лавров поприветствовал гостей и поблагодарил их за положительную реакцию на предложение приехать в Москву для обсуждения сложной ситуации на Ближнем Востоке и идей, которые можно предложить конфликтующим сторонам в качестве условий для возобновления политического диалога.
     По итогам заседания «квартет» принял заявление, в котором Израиль и палестинцы призываются к началу непрямых переговоров. По словам Лаврова, посредники будут делать все от них зависящее в этом плане.
     В свою очередь Хиллари Клинтон заявила, что «запуск непрямых переговоров полностью соответствует как интересам израильтян, так и палестинцев» и что с этой целью «мы намереваемся начать непрямые переговоры как можно скорее».
     Пан Ги Мун особо отметил, что международные посредники по-прежнему поддерживают план Палестинской национальной администрации по строительству палестинского государства в течение 24 месяцев. «Непрямые переговоры - это важный шаг на пути возобновления без предварительных условий прямых двусторонних переговоров, которые разрешат все вопросы окончательного статуса, как об этом ранее договорились стороны... Эти переговоры должны привести в течение 24 месяцев к урегулированию, которое положит конец начатой в 1967 году оккупации и приведет к появлению независимого, демократического и жизнеспособного палестинского государства, живущего бок о бок в мире и безопасности с Израилем и другими соседями», - сказал генсек ООН.
     Кроме того, по его словам, «квартет» подтверждает непризнание международным сообществом аннексии Восточного Иерусалима и подчеркивает, что его статус должен быть решен путем переговоров между сторонами. «Квартет» осуждает решение правительства Израиля продвигать планы по строительству новых единиц жилья в Восточном Иерусалиме».
     Основным содержанием переговоров Дмитрия Медведева и Хиллари Клинтон были вопросы, связанные с заключительным этапом подготовки нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, укрепление режима нераспространения и связанная с этим иранская ядерная программа, а также ближневосточное урегулирование.
     Процесс завершения работы над текстом ДСНВ и протоколом к нему, как было заявлено накануне, вошел в фазу, когда можно обсуждать конкретную дату и место подписания документа. Тем не менее нюансы разногласий остаются, и они, очевидно, требуют принятия волевых политических решений. Детали нестыковок переговорщики в Женеве не разглашают, делая это по взаимной договоренности. Но в принципе-то известно, что позиции разнятся в том, что касается системы проверки исполнения положений договора.
     Кроме того, Россия все время настаивала на включении в текст положения о связи наступательных и оборонительных систем (то есть СНВ и ПРО). По словам Сергея Лаврова, высказанным в беседе с прессой, это найдет отражение в ДСНВ. «Увязка будет, она будет юридически закреплена, поэтому проблем не возникнет», сказал он.
     Существенным мотивом для форсирования решения вопроса о ДСНВ является намеченный на 12 апреля в Вашингтоне саммит по ядерной безопасности. Международному сообществу требуется пример политической мудрости в отношении к сдерживанию ядерной гонки и в целом к разоружению. И кому, как не двум ведущим обладателям ядерными потенциалами, такой внушительный пример показать.
     Иранская проблема в ее увязке с нераспространением, может быть, самая каверзная в американо-российском диалоге. Вашингтон ждет от Москвы все более жесткой оценки политики Тегерана. Однако у России есть своя линия на этот счет, определяемая экономическими интересами и традициями сотрудничества с близким соседом. К тому же пока нет юридических оснований для объявления Ирана государством, нарушившим режим нераспространения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex