на главную страницу

20 Марта 2010 года

Страна и мир

Суббота

Большая Европа

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Любители порыться в этимологических корнях знают, что смысловое значение возвратного глагола «ориентироваться» завязано на восточном направлении. Точно так же, как и значение его греческого брата-близнеца «анатолизомэ». Черное море в древности называли Анатолическим именно потому, что оно располагалось к востоку от Эллады. Глядя туда, где занималась заря нового дня, эллины легко производили остальную ориентацию в пространстве.

     Сегодня Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе стремится переосмыслить свою роль в деле консолидации континента и соответственно произвести работу над ошибками, допущенными в прошлом по причине собственной бесхребетности. Этому здравому стремлению вполне способствуют и председательство в Организации Казахстана, и завершающаяся работа над американо-российским соглашением по СНВ, и предложение Москвы разработать качественно новую концепцию европейской безопасности, и возросшее понимание значимости евразийского транзита в его широком смысле.
     В какой-то мере это подтвердил и генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, побывавший на этих днях с визитом в Минске. Встречаясь с главой президентской администрации РБ Владимиром Макеем и другими белорусскими представителями, он напомнил, что в начале 1990-х годов с ОБСЕ связывались надежды в плане решения актуальных вопросов европейской безопасности. Однако построить общеевропейский дом не удалось «по историческим причинам», считает генсек. ОБСЕ, по его словам, фактически стала развиваться не в том направлении, какое ожидалось. В связи с расширением НАТО и югославским кризисом Россия «почувствовала себя обманутой», а европейская безопасность осталась «разбалансированной», критически отметил он.
     При этом сам генсек ОБСЕ весьма округленно высказался в отношении перспектив договора о европейской безопасности, с инициативой заключения которого выступила, как известно, Россия. «Думаю, что на этой стадии о перспективах договора о европейской безопасности говорить рано. Давайте посмотрим, что случится по итогам переговоров России и США по СНВ-3», - заявил он в Минске. Кроме этого, по его мнению, перспективы договора о европейской безопасности нужно рассматривать, учитывая итоги предстоящего саммита ОБСЕ. «Подождем, что случится на ближайшем саммите ОБСЕ», - сказал де Бришамбо.
     По его словам, председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году дает шанс для преодоления застойных тенденций в организации, которые часто критикуются со стороны России и других государств СНГ. Астана, полагает генсек, «учитывая ее геополитическое положение, может постараться, чтобы мнения всех стран - участниц ОБСЕ были донесены друг до друга, и таким образом был сформирован новый эффективный консенсус». ОБСЕ, по словам ее генсека, это «очень гибкий, открытый, постоянно обновляющийся проект. И каждая из 56 стран-участниц может вносить своей весомый вклад в положительную динамику трансформации этой организации».
     Однако нельзя не видеть, что некоторые из идей по трансформации ОБСЕ ведут к прямому подрыву дееспособности этой организации. На это, в частности, направлены предложения ряда стран-участниц, стремящихся сделать ОБСЕ более «гибкой» за счет передачи от государств-участников в распоряжение действующего председателя части своих суверенных прерогатив и создания, таким образом, внутри ОБСЕ некой наднациональной структуры. «Гибкости» в ОБСЕ, по словам постпреда РФ при ОБСЕ Анвара Азимова, и так в избытке, чем она разительно отличается от полноценных межгосударственных организаций и что все более заметно сказывается на ее дееспособности, в том числе в кризисных ситуациях. «Что же касается продвигаемой рядом партнеров идеи приступить к демонтажу основополагающего для деятельности ОБСЕ правила консенсуса, олицетворяющего собой суверенное равенство всех государств-участников, то, по сути, речь идет о призыве изменить природу ОБСЕ. Не видим оснований для такой «революции», которая может оказаться губительной для ОБСЕ», - подчеркнул на днях постпред.
     Как сказал дипломат, организации нужно как раз другое - работа по внятным правилам. Россия рассматривает деятельность ОБСЕ в сфере раннего оповещения, предупреждения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в качестве одной из ключевых задач организации. Наша страна также выступает за повышение возможностей и потенциала ОБСЕ в этой чувствительной сфере. Однако в отличие от ряда партнеров российская сторона предлагает двигаться по пути укрепления консенсусных начал в работе ОБСЕ, прежде всего в области кризисного регулирования, а также выработки и принятия единых принципов урегулирования конфликтов. Кроме того, постпред отметил: «Важно также, чтобы ОБСЕ не ограничивалась постсоветским пространством и Балканами, а уделяла должное внимание конфликтным ситуациям к Западу от Вены».
     Без реального продвижения реформы ОБСЕ и четкого подтверждения неизменности принципа консенсуса вряд ли можно ожидать прогресса в укреплении дееспособности организации и ее востребованности. К сожалению, идея реальной реформы ОБСЕ пока не находит поддержки среди большинства стран-участниц этой организации. О подоплеке такой политики догадаться не так уж трудно: атлантическая Европа по-прежнему держит строгое равнение, особенно в оборонных вопросах, на заокеанского лидера. Вашингтон же весьма ревностно реагирует на любые телодвижения независимого толка.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex