на главную страницу

23 Марта 2010 года

Армия и общество

Вторник

Тест в лучшей должности

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
  Фото автора.



Как-то на выходных, щелкая кнопками телевизионного пульта, попал на передачу об армии. Солидный генерал рассказывал о своей ратной молодости. И прозвучала из его уст фраза о том, что, мол, должность командира роты - самая лучшая в войсках. Дальше шли аргументы в пользу этого высказывания. Так ли это? Решил побеседовать на эту тему с нынешними ротными, для чего отправился в одну из отдельных мотострелковых бригад СКВО.

     Бригада эта, сразу скажем, лучшая в округе. И батальон ее, в который я направлялся, на хорошем счету. Рекомендованный мне для общения офицер встретил традиционно: «Старший лейтенант Завгородний - командир роты связи пунктов управления».
     Прежде чем пригласить в свой «кабинет» - ротную канцелярию, - командир роты провел экскурсию по расположению. Капитально отремонтированное в ходе реализации ФЦП здание радует глаз. Удобно, светло, чисто, красиво. После того как бригада стала комплектоваться личным составом по смешанному принципу, военнослужащие по призыву живут более чем комфортно. Понятие «казарма» - с бесчисленными рядами двухъярусных кроватей - стало забываться. Удобные комнаты на несколько человек, спортуголки, комнаты досуга. Такое расквартирование конечно же положительно сказывается на служебном процессе.
     В биографии ротного страниц пока немного. После школы Андрей поступил в техникум энергетического машиностроения, где получил специальность техника обслуживания автомобилей и дизелей. Затем - учеба в Новочеркасском военном институте связи, по окончании которого в его профессиональном багаже появилась еще одна специальность - инженер по радиосвязи. По распределению попал в отдельный батальон связи, где принял взвод передового пункта управления. Служил достойно, поэтому уже через год стал командиром роты связи. При формировании на базе мотострелковой дивизии отдельной мотострелковой бригады был зачислен в ее штат. Принял роту, которой командует и поныне.
     - При формировании бригады все без исключения военнослужащие - офицеры, прапорщики, контрактники - прошли серьезный отсев. Службу продолжили лишь самые достойные, - поясняет старший лейтенант Андрей Завгородний. - В обновленной армии балласта не оставили. И в этом большой плюс проведенного реформирования...
     Так ротный отвечает на мой вопрос, остались ли в его подразделении военнослужащие по контракту и как он оценивает их работу. В роте сегодня служат несколько контрактников. Один из них - старшина роты старший прапорщик Юрий Исайкин. В Вооруженных Силах он с 1995 года. За плечами не только служба в подразделениях связи, но и многомесячная командировка в зону проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. А это значит, что он не только байки о войне «желторотикам» может на привале рассказать, но и дать им полезные практические советы, как содействовать в реальном бою. Прослужившие по 10-15 лет сержанты и прапорщики на первых порах даже молодых лейтенантов на крыло ставят. Что уж говорить о срочниках? Ротный признался, что и сам не считал зазорным после назначения на первичную должность к «старикам»-контрактникам за советом обращаться.
     А вот приходящим в роту личным составом командир не очень доволен. Разговоры о том, что в армию должны попадать призывники, получившие в организациях ДОСААФ необходимые военно-учетные специальности, пока, по большому счету, так и остаются разговорами. Относительно благополучно обстоит дело лишь с водителями. У этих парней, как правило, неплохая база знаний. У некоторых даже есть опыт вождения. К последним, как правило, относятся призванные из сельской местности юноши: кто-то уже работал водителем, другие получали шоферские навыки на личном автотранспорте. В настоящее время хорошо справляются со своими обязанностями водитель-электрик рядовой Константин Жих, водители - линейные надсмотрщики рядовые Александр Девятаев и Владимир Глебов.
     - А ведь оборудование у нас непростое. Чтобы его освоить, требуется до полугода серьезных занятий, - отмечает старший лейтенант Завгородний. - Притом что срок службы сейчас всего лишь год...
     Вот и поставки новой техники, которыми сопровождалось формирование соединения, «вторят» озабоченности офицера. Переносные станции спутниковой связи, личные радиостанции управления, радиостанции командно-штабных машин на базе БТР-80, двухмостовые дизельные КамАЗы. И на этом обновление батальона связи не закончится. А ведь техника эта дорогостоящая - ее эксплуатация и обслуживание должны быть профессиональными. В неумелых руках все это быстро может превратиться в груду железа и цветных металлов.
     Здесь вспоминается и еще одна проблема - сокращение количества офицерских должностей. Объемы работ не снизились, поэтому забот прибавилось и у ротного, и у командиров взводов. Пришедший в роту в прошлом году лейтенант Антон Ермоленко признается, что подчас приходится трудновато. И это несмотря на то, что названный офицер в роте - наиболее перспективный из командиров взводов. Вот где были бы кстати сержанты нового поколения - военнослужащие, прошедшие подготовку в специальных военно-учебных центрах. А пока приходится уповать на собственные силы.
     Старшему лейтенанту Завгороднему, на которого как на командира роты легла и воспитательная работа, приходится внедрять собственную систему работы с личным составом. Методы самые различные. К примеру, использование нештатных помощников офицеров. Они гораздо острее чувствуют, чем живет подразделение, каковы настроения у конкретных военнослужащих. Это может помочь вовремя выявить негативные тенденции в воинском коллективе, предотвратить «самоволки» или иные проступки. Тем более что младшие командиры, не обладая должными чертами лидеров, самостоятельно решить возникающие проблемы подчас не в силах, а обращаться к командованию не всегда считают правильным.
     Или, скажем, старый, порой забытый метод состязаний между подразделениями. Никому не хочется оставаться в арьергарде, поэтому так или иначе военнослужащие начинают проявлять старание. Традиционной палочкой-выручалочкой для командиров стали плановые полевые выходы, тактико-специальные занятия и учения, которыми обильно «сдобрен» каждый учебный период в названной бригаде. Ведь даже далекие от связной тематики военнослужащие после нескольких практикумов на полигоне начинают увереннее ориентироваться в специальности.
     На роте лежит задача обеспечения связи штаба с другими подразделениями и вышестоящим командованием. Сбой в работе даже на несколько минут чреват серьезными последствиями для всего соединения. Это все отлично понимают и стараются работать на совесть. Ротный отмечает, как меняются его подчиненные, выходя на полигон. Живинка в глазах появляется даже у тех, кто в пункте постоянной дислокации не проявлял должной расторопности. Общая практическая работа объединяет сослуживцев, сближает их.
     Уже закрывая блокнот, я задал своему собеседнику вопрос, действительно ли его должность самая лучшая? Старший лейтенант ненадолго задумался.
     - Непростая она, - наконец, проговорил он. - Но интересная и важная. А еще это своего рода тестирование: способен офицер руководить большим воинским коллективом, по плечу ему столь серьезные задачи? Так что, пожалуй, можно эту должность и лучшей назвать.
     Что ж, остается пожелать старшему лейтенанту Андрею Завгороднему удачно пройти этот тест и со временем сменить «лучшую должность» на вышестоящую.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex