Начало двухнедельного мусульманского праздника Навруз, знаменующего приход весны и Нового года, стало поводом для очередного состязательного раунда за умы и души иранцев. В субботу в Интернете было размещено видеообращение Барака Обамы к иранскому народу. Официальный Тегеран ответил обвинением хозяина Белого дома в заговоре и подстрекательстве к мятежу.

Выступление президента США, надо заметить, в целом было лишено каких-то заигрываний с иранской аудиторией. С одной стороны, Обама говорил о необходимости «открыть новую страницу в американо-иранских отношениях». А также о том, что Вашингтон выступает за «более обнадеживающее» будущее для иранского народа, несмотря на различия, существующие у США с правительством Ирана. Он еще раз напомнил о своем предложении Тегерану о «всеобъемлющих дипломатических отношениях и диалоге».
С другой стороны, Обама прямо заявил, что его администрация «работает с международным сообществом, чтобы привести иранское правительство к ответу, потому что оно отказывается исполнять свои международные обязательства». Выразив недоверие к отсутствию у Тегерана намерения создать атомную бомбу, Обама указал, что своими действиями иранское правительство выбрало для себя самоизоляцию. Но и в такой ситуации США, заверил президент, по-прежнему желают, чтобы к иранцам относились справедливо и уважительно.
Одним словом, сбалансированная речь. И в этом нет ничего удивительного. Декламаторский талант Барака Обамы широко признан и сомнений не вызывает. Но, может быть, это более всего и раздражает духовное и политическое руководство Ирана. Здесь говорят, что слова Обамы «хороши на слух, но лишены конкретного содержания». По мнению верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, дружеские пассажи Вашингтона не отражают истинных намерений американцев. Недопустимо, считает он, когда президент США пытается найти опору среди саботажников и бунтовщиков, называя их правозащитниками. «Мы не пожмем так называемую руку дружбы тем, кто, протягивая ее, держит нож в кармане, рядится в образ волка или лисицы», - сказал Хаменеи.
Поздравляя соотечественников с Наврузом, Хаменеи особо упомянул молодежь, женщин и «мучеников за веру». А осудил (в характерных для него выражениях) «внешних врагов». Президент Ахмадинежад в своей речи, кстати, тоже обрушился на «врагов революции» и предупредил, что их ждет провал, поскольку «Бог на стороне Ирана».
Кстати, израильская газета Haaretz на днях сообщила, что США перевозят почти 400 управляемых авиационных противобункерных бомб на остров Диего-Гарсия, который в прошлом уже дважды использовался для нанесения ударов по Ираку. Комментируя этот факт, газета отмечает, что передислокация связана с подготовкой ударов по иранским подземным ядерным объектам. По словам ее экспертов, американские бомбардировщики уже сейчас готовы уничтожить в течение нескольких часов 10 тысяч объектов на территории Ирана. Между тем накануне командующий силами США на Ближнем Востоке генерал Дэвид Петрэус заявил в сенате, что в этом году ядерное оружие у Ирана точно не появится, учитывая возникшие у иранских специалистов технические трудности с обогащением урана на заводе в Натанзе. Наблюдатели расценили это заявление высокопоставленного американского военного как сигнал союзникам США, прежде всего Израилю, о том, что у них еще есть время применить к Ирану меры дипломатического давления.
Иранская политическая оппозиция, находящаяся за рубежом, в видеообращении Барака Обамы отметила отсутствие концентрации внимания на критике правящего режима. В частности, по мнению сотрудника лондонского Центра арабских и иранских исследований Али Нуризаде, президент США говорил прежде всего о «стремлении иранцев к демократии и уважению прав человека, о движении «зеленых» и многом другом, что близко рядовым гражданам». В обращении же к иранским властям, подчеркнул Нуризаде, Обама напомнил, что «его дверь остается открытой для переговоров, несмотря на то, что этот процесс сопряжен с немалыми трудностями».
Между тем в конце прошлой недели, то есть в канун Навруза, иранская тема обсуждалась в Москве во время встреч госсекретаря США Хиллари Клинтон с Дмитрием Медведевым, Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым. Глава МИД РФ, встречаясь с прессой, изложил позицию российского руководства в вопросе о предлагаемых Западом санкциях в отношении Тегерана. Он процитировал Президента России: «Санкции редко когда работают, но бывают ситуации, когда они становятся неизбежными, и не исключаю, что такая ситуация может наступить в отношении Ирана».
«При этом мы убеждены, и это тоже было сказано президентом Медведевым, что санкции должны быть «умными», неагрессивными, не парализующими, не имеющими негативного гуманитарного воздействия на иранское население, а должны быть нацелены на тех, от кого зависит принятие решения по сотрудничеству с международным сообществом», - сказал Лавров.
Лавров также указал, что в ситуации с Ираном российская сторона полагается не на рассуждения журналистов и политологов, а на профессиональную оценку МАГАТЭ, которое является признанным инструментом мирового сообщества по обеспечению нераспространения ядерного оружия. «Доклад, который генеральный директор МАГАТЭ представляет с определенной периодичностью, содержит очень четкие оценки, не дающие повода для какой-либо паники», - считает глава МИД РФ.
При этом он добавил, что Иран «упускает возможности наладить нормальный, уважительный, взаимовыгодный диалог с мировым сообществом на основе тех предложений, которые были сделаны». Министр выразил убежденность в том, что Иран должен выполнить требования, которые были выдвинуты в свое время МАГАТЭ и которые были поддержаны в нескольких резолюциях Совета Безопасности ООН.