на главную страницу

24 Марта 2010 года

Армия и общество

Среда

ПОДПЛАВ - ЭЛИТА ФЛОТА

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда». Фото Виталия АНЬКОВА.



Первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев стал гостем очередного выпуска программы «Военный совет», которая выходитна радиостанции«Эхо Москвы» и телеканале «Звезда». Речь шла о наших подводниках.

     - Олег Вениаминович, что из главного произошло в последнее время на подводном флоте?
     - Самое главное – это первый этап ходовых испытаний «Борея». А летом мы выводим на испытания «Ясень» – это другая наша многоцелевая подводная лодка.
     - А что такое «Борей»?
     - Это лодка с баллистическими ракетами, новейшая. Мы продолжим испытание ракетного комплекса «Булава»...
     - Один из наших слушателей как раз спрашивает: «Сколько еще продержатся АПЛ 667-го проекта? Как там с «Булавой»?»
     - Я полагаю, что многих интересует в первую очередь 667-й БДРМ-проект... Эти подводные лодки проходят средний ремонт и будут в составе российского Военно-морского флота до тех пор, пока мы не найдем им замену, пока не примем на вооружение «Бореи». Мы приняли на вооружение новую ракету «Синева-2». Это прекрасная ракета, которая по тактико-техническим характеристикам является самым современным оружием, с разделяющей головной частью...
     Что касается «Булавы», то, повторю, мы продолжим ее испытания... Думаю, что в этом году придем к решению этой проблемы... Ведь в прошлом, в далекие уже времена, при испытаниях различных комплексов случалось всякое, были десятки неуспешных пусков. Считаю, что это лето в отношении «Борея» и принятия комплекса «Булава» на вооружение станет решающим.
     - На твердотопливные ракеты все равно переходить придется...
     - Жидкостная ракета чем хороша? Ее можно заполнить топливом, можно не заполнять. А твердотопливная сразу полностью готова к пуску. Но она требует к себе очень аккуратного отношения, то есть влажность, температура и другие параметры должны быть жестко выдержаны по отношению к этой ракете в то время, когда она хранится на берегу...
     - Нас слушают не только те, кому хорошо известна служба на флоте, в том числе на подводных лодках, но и те, кто об этом почти ничего не знает. Вот, например, слушатели просят рассказать о пространстве в лодке, а то в фильмах, дескать, показывают чуть ли не залы...
     - Смотря какая лодка. Вот на «Акуле»... Там два корпуса. У командира подводной лодки есть салон. Центральный пост по площади такой, как ваша студия, салон меньше вполовину...
     - А сейчас можно говорить, что существует традиционная, достаточно нервная гонка, соревнование с вероятным противником?
     - Обстановка сейчас несколько нормализовалась, если можно так сказать. Но в принципе мы стремимся создать оружие, которое превосходило бы оружие тех стран, тех государств, которые можно рассматривать либо как вероятных противников, либо как потенциальных противников в будущем. Естественно, каждое государство хочет обладать лучшим оружием. И мы ставим такие задачи промышленности...
     - И что же наша промышленность?
     - У нас есть прекрасные научные разработки. Есть широкие возможности у нашей промышленности. Она предлагает нам определенные системы, которые по своим параметрам превосходят то, что сейчас находится на вооружении...
     - Здесь спрашивает Павел из Томска: «А сегодня наши лодки лучше американских и если да, то чем?»
     - Принципиальных отличий фактически нет. Мне бы хотелось как положительную отметить такую сторону американских лодок как очень низкую шумность. Это в первую очередь. У наших подводных лодок есть свои положительные характеристики и тактические свойства, о которых я распространяться не буду. И мы по ряду параметров превосходим американские подводные лодки.
     Если говорить о лодке 971-го проекта типа «Барс» и подводных лодках типа «Лос-Анджелес», то раньше, когда я лейтенантом в 1975 году начинал служить, мы уступали им. И в первую очередь по шумности, дальности и возможности обнаружения, по возможности слежения и уничтожения в случае возникновения кризисной ситуации. Сейчас этого нет.
     - А вот удивительный вопрос: «Есть ли крысы на подлодках?» Или они обитают только на надводных кораблях?
     - На боевых подводных лодках их никогда не было, а вот если подводная лодка приходила из среднего ремонта, то этот грызун иногда на ней встречался. Но потом мы делали все, чтобы вывести этих зверей. Но на боевых кораблях они не жили.
     - Слушатель спрашивает: «Какая из лодок самая большая в мире по длине, высоте?»
     - Самая большая – это «Акула» – 941-й проект, 44 тысячи тонн водоизмещением. Чтобы вы могли представить: возьмите пятиэтажный дом, вот оно и будет сопоставимо. Одна треть наверху, даже одна четверть, а остальное все под водой... Длина 170 метров, осадка 11 метров.
     - Еще вопрос из Махачкалы: «Что вы можете сказать о легендарном подводнике Магомеде Гаджиеве?»
     - Считаю его одним из самых выдающихся подводников. Человек, который не жалел себя, который постоянно был в море... Который и погиб в море на подводной лодке. Была ли востребована его гибель, это вопрос... Надо ли было всплывать и вести бой с четырьмя кораблями – тоже вопрос. Но в том, что он был мужественный человек и герой, у меня сомнений нет.
     - А вот другой вопрос: сколько атомных подводных лодок нужно для такой страны, как Россия?
     - Это зависит от геополитической ситуации, с которой мы сталкиваемся. Вот сейчас девять атомных подводных лодок США, Англии, Франции находятся на боевой службе. Следовательно, для определенного противодействия этим кораблям необходимо 2-3 подводные лодки, которые должны осуществлять слежение, находиться в готовности к уничтожению данных кораблей в случае возникновения кризисной ситуации и других моментов... Поэтому число подводных кораблей определяется исключительно геополитическими, геостратегическими интересами России. Я полагаю, что в принципе атомных подводных лодок нужно не меньше 40-50.
     Это оружие сдерживания в первую очередь. Если у нас есть ядерный щит, мы сдерживаем потенциального агрессора от того, чтобы развязать против нас обычную войну, ядерную войну, ограниченную ядерную войну или неограниченную. Противник должен знать, что мы готовы ответить на любой его выпад...
     - То есть исходить надо с позиций нанесения неприемлемого ущерба противнику...
     - Любая политика, если она не поддержана и не основывается на военной силе, это не политика. И никто с такой страной считаться не будет.
     - Мы часто цитируем Теслу в эфире, что «война – это разница потенциалов»...
     - Согласен с этой формулой полностью.
     - А насколько неуязвима подводная лодка? Насколько надежно она может спрятаться, чтобы быть оружием воздействия, чтобы противник осознавал, что мы в любой ситуации...
     - Я понял суть вопроса. Вы сейчас самим вопросом однозначно ограничили роль подводного флота действием подводных лодок стратегического назначения, то есть тех, которые на борту несут баллистические ракеты. Я могу спрятать такую подводную лодку в наших территориальных водах. Я могу спрятать ее в какой-нибудь губе, в заливе. Могу положить на грунт, обеспечить ее полную неуязвимость. И при получении приказа на применение оружия она его, естественно, применит. Она всегда остается ответным оружием...
     - А существуют такие базы, как в известных приключенческих книжках...
     - Беляева?
     - И еще про капитана Шубина, помните? Которые «подныривают», уходят в гроты в скалах ...
     - В 1989 году я получил телеграмму, в которой было сказано, что делегация министерства обороны США прибудет в Видяево, чтобы осмотреть наш объект. Мы показали американцам наши штольни, 580 метров длиной, 4-6 подводных лодок туда можно было спрятать. Но героического подвига «поднырнуть» не требовалось. Надводный вход, закрытие, и она там стоит, крошка...
     - На днях вышел отчет об интеллектуальных разработках в гражданской науке... Это вопрос о приоритетах... Вот литиевые батарейки, которые есть в любом мобильном телефоне, были изобретены у нас в 1947 году, за них была вручена Сталинская премия. Не получится ли так, что те разработки, которые сейчас у вас есть, очень хочется верить, что они есть... Что на каком-то этапе они будут использованы, а на другом просто составят национальное богатство, достояние нашей страны, которое со временем можно продавать...
     - Министр обороны уделяет очень серьезное внимание нашим опытно-конструкторским и научным работам. Это касается и вопросов уменьшения количества разработок, которые считаются неэффективными и не дадут экономического эффекта. И это обязывает развивать те ОКРы, которые являются перспективными. Хотелось бы сказать, что сейчас Министерством обороны, командованием, Генеральным штабом Вооруженных Сил поставлена задача, чтобы мы по всем показателям вышли на уровень ведущих иностранных государств либо превзошли их.
     Вот такая задача перед нами сейчас стоит, мы над ее решением сейчас работаем.
     - Аня из Москвы утверждает, что китайцы строят 2-3 подводные лодки в год. Насколько мы от них отстали?
     - Дело в том, что мы для Китая фактически сами строим на продажу наши подводные лодки. Я не стану утверждать, что мы превзойдем Китай по числу создаваемых подлодок, но этот уровень достижим для России. Вот сейчас «Борей»... В этом году планируем начать ходовые испытания «Ясеня» – это новая подводная лодка. На следующий год ждем новых... Мы имеем достаточно серьезную кораблестроительную программу, и если сравнивать с Китаем, то мы от него не отстанем.
     - А вообще, каков ныне китайский флот?
     - Китай станет в ближайшем будущем великой морской державой, если так можно выразиться. Китай построит нормальные авианосцы сам, он имеет уже подводные лодки с баллистическими ракетами, а также подводные лодки многоцелевые. Словом, в Китае строится сбалансированный военно-морской флот...
     Китай уже сейчас высказывает идею о том, чтобы проводить изыскательские работы в Арктике. Вы понимаете, налицо таяние снегов, более доступным становится Северный морской путь, тут проблемы возникают для нас. В будущем, я считаю, Китай будет проводить взвешенную политику, но с позиции силы.
     - Это может привести к дисбалансу?
     - Вряд ли.
     - Не захочет ли Китай решить одним махом проблему Тайваня и спорных островов?
     - Я считаю, что нет. Потому что это Восток. А Восток – дело тонкое, как говорил красноармеец Сухов.
     - Он был прав?
     - Несомненно.
     - У нас есть и такой вопрос: «Когда быт российских моряков хоть немного приблизится к европейским нормам?»
     - Что имеется в виду?
     - Не знаю. Автор свою мысль не развивает.
     - Давайте о быте. Мы ждем того, что будет выполнено решение Президента и решение министра обороны о том, что в этом году мы наконец-то решим жилищную проблему. Потому что эта проблема основная для нас.
     Сейчас предпринимается очень много усилий, чтобы привести быт, я имею в виду быт моряков-срочников, солдат – я говорю и о солдатах, потому что в Калининградском районе и на Дальнем Востоке они в составе флота есть – к нормальным условиям. Мы даже – я не думаю, что это большая военная тайна – отказались от части призыва, чтобы обеспечить жилищными условиями тех, кто уже призван. Поясняю. Допустим, надо призывать 2 тыс. человек, мы призвали 1 тыс., потому что можем разместить сейчас только 1 тыс. в условиях, которые соответствуют нашим уставам. Полагаю, что в течение 2010–2011 годов этих проблем уже не будет, тем более жилищной...
     - Как сейчас живут подводники, в каких условиях?
     - Жилищные проблемы решаются. Положительное отношение на флоте и к 400-му приказу. Командир взвода, командир электронавигационной группы получает около 70 тыс. рублей. Для лейтенанта это достаточно серьезные деньги...
     - Скажите, какой командир является для вас образцом?
     - Анатолий Иванович Гриценко. Это мой командир, командир подводной лодки К-5. Я с ним выполнил две боевые службы в должности помощника командира. К сожалению, его уже нет среди нас... Он удостоился ордена Красного Знамени за поход на «Ленинском комсомоле» на Северный полюс. Вот это был человек! Командир не только по должности, но и по знаниям, складу ума, характеру, выдержке и силе воли.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex