на главную страницу

24 Марта 2010 года

Армия и общество

Среда

КУРСОМ К НОВОМУ ОБЛИКУ

24 марта - День штурманской службы ВВС

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».



     Пока мы беседовали с главным штурманом Командования Военно-транспортной авиации заслуженным военным штурманом Российской Федерации полковником Владимиром Морозом, в его кабинет то и дело заходили офицеры штурманской службы. Одни приносили на подпись документы, сверяли списки личного состава, другие уточняли данные по вновь сформированным авиабазам, были и те, кто просил пристроить знакомого офицера, попадающего под сокращение. «В таком режиме теперь работаем каждый день. При новом облике у Военно-транспортной авиации работы явно прибавилось», - шутя заметил полковник Мороз.
     География операций, выполняемых наиболее подготовленными экипажами КВТА, нередко простирается далеко за пределы нашей страны. Универсальность штурманской работы наглядно демонстрируют эпизоды применения экипажей объединения по всему миру: и в высоких широтах за полярным кругом, и в условиях жаркого климата, и над безориентирной местностью в районе Мирового океана. И в каждом из этих заданий, будь то спецоперация или плановая боевая учеба, штурман обязан вести экипаж верным курсом.
     В течение всего года Военно-транспортная авиация принимала участие практически во всех значимых мероприятиях оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил РФ. Экипажи объединения были задействованы в оперативно-стратегических учениях «Кавказ-2009», «Запад-2009», «Ладога-2009», совместных учениях «Мирная миссия-2009» и «Взаимодействие-2009». По итогам 2009 года общий налет в Военно-транспортной авиации составил 25 тысяч часов, что на 16 процентов выше показателей предыдущего года. Более 41 тысячи человек и 147 парашютных платформ с боевой техникой и грузами экипажи ВТА десантировали в ходе летно-тактических учений. Это на 50 процентов больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Между тем высокая интенсивность боевой подготовки не сказалась на планах приведения всех формирований Военно-транспортной авиации к новому облику. Как раз на это время пришлось перебазирование авиационной техники и перераспределение материальных средств в ходе проводимых в Военно-воздушных силах организационно-штатных мероприятий. В рамках общих структурных преобразований на базе отдельных авиационных полков, дивизии и учебного центра Военно-транспортной авиации к декабрю прошлого года были созданы пять авиационных формирований.
     - Перебазирование самолетов как готовых к боевому применению, так и требующих ремонта, а также учебно-материальных средств к новому месту дислокации, - это титаническая работа всего личного состава. На 100 процентов укомплектовать авиабазы вооружением, техникой и личным составом, не снижая при этом интенсивности боевой подготовки и уровня боеспособности формирований, - настоящее испытание для всех командиров и их подчиненных, - комментирует ситуацию полковник Мороз.
     В ходе организационно-штатных мероприятий в составе Командования Военно-транспортной авиации к концу прошлого года сформированы две авиационные базы 1-го разряда в Твери и Оренбурге, а также две авиабазы 2-го разряда - в Пскове и Таганроге. Комплектование авиабаз производилось путем их укрупнения за счет сокращения общего количества авиационных частей и соединений по всем Военно-воздушным силам. В частности, в боевой состав объединения приняты части бывшей армии ВВС и ПВО, дислоцированные в Приволжско-Уральском военном округе. Кроме того, авиация ВДВ в полном составе была принята в подчинение Военно-транспортной авиации. И если раньше, по словам полковника Владимира Мороза, одно формирование насчитывало две-три эскадрильи, то сейчас в составе авиационной базы эскадрилий значительно больше, к тому же вооружены они различными типами самолетов и вертолетов.
     - Большая нагрузка сейчас легла на руководящий состав авиационных баз. Непосредственно командир авиабазы и его заместители должны не просто знать особенности применения и специфику выполняемых задач той или иной авиационной техники, но и лично ставить задачи и контролировать их выполнение, - объясняет главный штурман КВТА. - Вот и получается, звонишь старшему штурману, а он на постановке задач. Крутятся как белки в колесе вместе с командиром.
     К тому же только за прошедший год спектр задач Военно-транспортной авиации значительно расширился. С начала нового учебного периода на объединение возложены функции, ранее не свойственные Военно-транспортной авиации. К традиционным вопросам обеспечения стратегической мобильности войск добавились поиск и спасание пилотируемых и непилотируемых космических спускаемых летательных аппаратов, а также дальнее радиолокационное обнаружение, наведение и ретрансляция. В связи с этим и парк авиационной техники объединения пополнился новыми для КВТА типами летательных аппаратов.
     - С начала этого года решаем совершенно новые для нас задачи, которые на сегодняшний день в состоянии освоить только Военно-транспортная авиация, - поясняет главный штурман КВТА. - У каждой из них, будь то разведка или поиск и спасание, есть особенности. Не говоря уже о специфических задачах, когда работа идет буквально на пределе наших возможностей.
     После почти двадцатилетнего перерыва была возобновлена программа доставки грузов на Северный полюс для обеспечения деятельности полярной станции «Борнео». В условиях полярного климата над бескрайней ледовой пустыней особым способом парашютного десантирования производится выброска грузов и десанта на дрейфующую станцию.
     Не менее сложное задание выполняли экипажи объединения на островах Зеленого Мыса в ходе нашумевшей операции по спасению российского сухогруза «Арктик Си», захваченного пиратами в водах Атлантики в июле прошлого года. В помощь силам ВМФ было решено подключить экипажи Командования Военно-транспортной авиации. Они вели поиск судна с воздуха. По словам полковника Владимира Мороза, всю ночь штурманская служба ВТА прорабатывала маршруты беспосадочного перелета с учетом разрешений на пересечение воздушного пространства иностранных государств, чтобы уже на следующее утро дать экипажам разрешение на вылет. Тогда экипажи майора Михаила Ильина и подполковника Владислава Акулича с Псковской и Таганрогской авиабаз совершили беспрецедентный 10-часовой перелет на максимальную дальность к островам Зеленого Мыса, куда своевременно был доставлен отряд специального назначения и где была успешно проведена спасательная операция по освобождению удерживаемого экипажа российского судна.
     - Сегодня только самолеты Военно-транспортной авиации регулярно выполняют международные перелеты, в том числе и по обеспечению зарубежных визитов первых лиц государства, - поясняет главный штурман КВТА полковник Мороз. - В ситуации же с российским сухогрузом экипаж выполнял полет на предельную дальность. Когда есть предел, то необходимо принимать решение либо о продолжении полета, либо о его прекращении и посадке на запасном аэродроме. И здесь важна работа каждого члена экипажа.
     Роль экипажа в Военно-транспортной авиации, по словам главного штурмана КВТА, - определяющая. Именно этим отличалась всегда Дальняя и Военно-транспортная авиация: любые задачи выполняются исключительно составом авиационного экипажа. Абсолютно разные в званиях и должностях люди в составе единого организма решают одну на всех задачу. Именно здесь от каждого его члена зависит успех общего дела. И предстоящий воздушный парад над Красной площадью в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне призван стать для всей страны свидетельством высокого профессионализма экипажей военных авиаторов. Порядка 130 боевых самолетов на минимальных интервалах и дистанциях должны выдерживать единый боевой порядок, выходить на цель на предельно малой высоте с точностью до 2 секунд. Честь возглавить строй воздушного шествия современных летательных аппаратов над главной площадью страны в этом году выпала Командованию Военно-транспортной авиации. Лидерами будут крупнейший в мире военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» в сопровождении самолетов радиолокационного дальнего наведения А-50. И если именно экипажам Военно-транспортной авиации уже третий год доверяют открывать воздушную часть парада на Красной площади, то в их профессионализме сомневаться не приходится. Он на уровне требований современности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex