на главную страницу

24 Марта 2010 года

История Отечества

Среда

ПОМНИМ И ГОРДИМСЯ

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда». Фото автора.



«С дневником Натальи Данько, известной ленинградской художницы и скульптора, которая пережила самые страшные блокадные дни, я встретилась случайно, когда рассматривала книги в уникальной библиотеке нашего школьного музея. Я наугад раскрыла шестой номер альманаха «Панорама искусств», и мне на глаза попались строки: «Очень страшно сидеть в подвале, когда там наверху все грохочет и рушится. Страшно от мысли, что эта плохо освещенная котельная может стать могилой. И смерть медленная, ужасная от удушья. Лучше об этом не думать». Мурашки побежали у меня по коже. Я стала перелистывать страницы, и сегодняшний день перестал для меня существовать. Я оказалась в другом мире: страшном, трагическом и одновременно потрясающе прекрасном! Это был мир человека искусства, брошенного в бездну жестокой войны. Удивительно, но для описания ужасов блокады скульптор Наталья Данько почти не оставляет места. Страницы ее дневника - это страницы ее жизни в состоянии творческих открытий, жизни с людьми искусства, с произведениями искусства. А голод, разрушения, страдания, смерть - это то, что пройдет, исчезнет, и не надо на это тратить драгоценное время и бумагу. Но именно эти сухие строки из жизни блокадного Ленинграда потрясают, рождают жгучую ненависть к войне и страданиям, которые являются ее неразлучными спутниками». Это строчки из работы Мананы Перцулиани из города Владимира, учащейся 11-го класса гимназии № 3, присланной на Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», объявленный по инициативе Министерства обороны Российской Федерации 1 октября 2009 года и посвященный приближающейся знаменательной дате - 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
   ...Коробки, пакеты, папки, конверты с поделками, рисунками, литературными эссе, ответами на вопросы исторической викторины с трудом помещаются в шкафах и на столах нескольких просторных кабинетов Культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе, в котором работает конкурсная комиссия вместе с добровольными помощниками по приему документов, присланных ребятами сюда, на Суворовскую площадь столицы.
   На заседании конкурсной комиссии в феврале нынешнего года советник министра обороны России Екатерина Приезжева обратила внимание на то, что инициатива Министерства обороны по проведению такой акции не случайна. « Конкурс приурочен к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, - подчеркнула Приезжева. - И преследует важнейшую цель: обратить внимание подрастающего поколения на нашу историю. Есть абсолютные истины. И среди них - Великая Победа Советского государства над фашизмом. На фоне попыток фальсифицировать итоги войны, «исправить» реальный ход событий важно сделать все, чтобы будущее державы знало правду об отечественной и мировой истории. Поэтому наша задача была привлечь к участию в конкурсе как можно больше юных».

     ...О том, что это благое начинание удалось, говорит количество присланных работ. И хотя до подведения окончательных итогов остаются считаные дни, число их только увеличивается. Об уровне прогрессии судите сами. Если к началу февраля было зарегистрировано порядка двух с половиной тысяч участников, то сегодня их уже более двадцати пяти тысяч!
     Обратные адреса на конвертах и бандеролях - вся Россия, все ее ближние и дальние уголки. Не оказалось ни одного региона, где бы не откликнулись на инициативу Минобороны страны в преддверии знакового для страны Дня Победы. Работы присылают и ребята из стран нынешнего СНГ, ведь тогда на борьбу с захватчиком встал весь советский народ. Материалы приходят и от имени целых коллективов общеобразовательных школ, из суворовских военных училищ, из детских домов-интернатов.
     Основная работа по приему документов легла на работников Культурного центра. Ведь важно не просто зарегистрировать письмо, внести в компьютер все данные участника конкурса, но и проверить, чтобы присланные материалы составляли полный комплект, положенный по условиям конкурса. К сожалению, в ряде случаев работы им не соответствуют. Но, по словам советника министра обороны России Екатерины Приезжевой и первого заместителя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майора Юрия Дашкина, похвально уже то, что дети откликнулись на доброе дело. Поэтому решено, что отмечены будут все авторы, которые прислали интересные работы, даже если по отдельным позициям в них были недоработки. «Ни один ребенок не останется незамеченным», - особо подчеркнула в связи с этим Екатерина Геннадьевна.
     В отборе пришедших на конкурс работ принимают участие представители Главного управления воспитательной работы ВС РФ, Центрального музея ВС РФ, Культурного центра ВС РФ, Студии военных художников имени М.Б. Грекова, Института военной истории Минобороны РФ, Военно-художественной студии писателей, Службы генеральных инспекторов. Чтобы определить лучших из лучших, оценку с точки зрения мастерства и качества исполнения работ дают известные художники, поэты, писатели, историки.
     Работы победителей будут размещены на выставке-форуме «Армия и общество-2010» в Центральном выставочном зале на Манежной площади столицы, которую проводят Министерство обороны Российской Федерации, Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-ХХI» с 15 по 18 апреля. Есть предложение издать по завершении конкурса и сборник лучших работ. Кстати, труды всех победителей и лауреатов конкурса «Я помню! Я горжусь!» по завершении акции предполагается разместить в залах Центрального музея Вооруженных Сил.
     Победители конкурса смогут побывать в Москве на праздновании Дня Победы. Для них запланированы экскурсионные программы, знакомство с работой творческих студий Минобороны РФ, с жизнью военно-учебных заведений, дислоцированных в столице. Но, пожалуй, главной наградой юным талантам - победителям творческого конкурса «Я помню! Я горжусь!» станет возможность присутствия на параде Победы на Красной площади. К слову, все расходы на проезд в Москву и обратно, равно как и проживание, питание и экскурсионное обслуживание призеров конкурса, Министерство обороны берет на себя. Всем победителям и призерам конкурса будут вручены дипломы, а также подарки от Министерства обороны и спонсоров.
     Это все - официальная сторона вопроса. А вот что касается содержательной стороны присланных на конкурс работ - это серьезный отдельный разговор не одного дня. Оказалось, что подрастающему поколению история родной страны близка и важна. И для того чтобы ребята заинтересовались летописью Отечества, ее героями и победами, надо только дать им верное в этом направление. И буквально вал откликов на конкурс - значительное тому свидетельство. В литературных работах не так уж много, например, стихов и рассказов. Чаще встречаются изложение материалов фронтовой поры, пересказ прочитанных книг о войне. Но и это хорошо. Значит, ребята интересуются не только компьютерными стрелялками и мультиками. Среди поступивших на конкурс различных поделок, рисунков, акварелей, эскизов есть по-настоящему качественные, выполненные на высоком профессиональном уровне вещи. Значит, и дальше талантами будет прирастать Отечество. Хорошо и то, что ребятам помогали взрослые. С одной стороны, конкурсная комиссия будет учитывать этот фактор. С другой - это значит, что дети не остаются без внимания, у них есть наставники, их родителям небезразлично, какими вырастут их сыновья и дочки.
     «Заставить любить Родину нельзя, но научить этому можно на героических примерах славных подвигов наших соотечественников. Огромное вам спасибо за разработку интересных тем. Историческая викторина подтолкнула родителей и детей перелистать незабываемые страницы истории, обратиться к энциклопедиям, справочникам, обсуждать, искать информацию в Интернете и делиться ею. Результатом нашего участия в конкурсе стала Книга памяти, созданная из письменных работ и рисунков учеников 2-го «б» класса. Лучшие работы представляем вашему вниманию. В подготовке работ и создании Книги памяти активное участие приняли родители». Так написали в адрес организаторов конкурса учительница Людмила Николаевна Роляк из райпункта Северо-Енисейский Красноярского края и от имени родителей учеников школы председатель родительского комитета Татьяна Анатольевна Самойлова.
     А вот что пишет Наталья Анатольевна Толмачева из города Сухой Лог Свердловской области: «Во время подготовки дети узнали много нового, необычного. Когда мы читали рассказы, я видела слезы на глазах моих сорванцов. В рамках вашего конкурса я провела беседы, посещение музея, конкурс рисунков. Дети, играя в компьютерные игры, в основном хорошо знают американскую боевую технику. Они были удивлены, обрадованы, восхищены мощью нашей армии. Готовясь к школьной научно-практической конференции, дети выполнили модели самолетов, выпустили брошюры о пионерах-героях».
     «Дети начальной школы, как правило, мало знают о Великой Отечественной войне. Нет теперь истории в нашем учебном плане. Именно поэтому мы с большим интересом участвовали в данном конкурсе. Отправляем вам лучшие работы. Наша школа окраинная, детей мало - чуть больше 400 человек. Возможно, их работы слишком просты и не очень глубоки по содержанию, но выполнены они с желанием и интересом. Кроме участия в конкурсе, мы еще писали сочинения на тему «Моя семья в годы войны». К сожалению, во многих семьях совсем не сохранилась информация о воевавших родственниках. Все, о чем написали дети, мы оформили как презентацию и подарили школьному музею боевой славы - наша школа носит имя летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи. Спасибо за уникальный конкурс! Патриотическое воспитание необходимо возрождать в школах. Дети должны помнить о тех, кому мы обязаны мирной жизнью». Такое письмо пришло от учительницы МОУ - СОШ № 60 Ольги Александровны Егоровой. Города не знаю, потому что работы ее подопечных уже прошли регистрацию и находились в отдельных папках.
     Таких писем прислано много. От методиста, педагога дополнительного образования из Дома детского и юношеского туризма и экскурсий Московского района города Казани Гульсины Закиевны Абайдулловой, сельской учительницы истории (в школе обучаются всего 65 учеников) из маленького села Оноприеновка Оренбургской области М.В. Этмановой, заместителя директора по воспитательной работе МОУ Рыбковской СОШ Сафоновского района Смоленской области Светланы Дмитриевны Бочкаревой, педагога дополнительного образования, руководителя объединения юных корреспондентов «Сверстники» Дома детского творчества Елены Витальевны Демидовой, классного руководителя 4-го «а» класса МОУ СОШ с. Таежное Хабаровского края Елены Александровны Перетятько и многих-многих других.
     В каждом письме - искренняя забота о детях, о том, чтобы не стали они Иванами, не помнящими родства. Вроде бы часто мы повторяем эти слова, но вот силы к тому, чтобы помнить, ценить, беречь особо и не прилагаем... Об этом - тревога и боль людей, неравнодушных душой. Для кого конкурс стал неким испытанием верности гражданской позиции и истинности патриотизма.
     Эти письма родителей, наставников и самих детей, так же как и каждый из присланных на конкурс материалов, - готовое руководство к работе Министерства образования России и всех ведомств, причастных к делу воспитания подрастающего поколения.
     В ближайших номерах «Красной звезды» мы продолжим рассказ о конкурсе и о его победителях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex