После перехода на перспективный облик Военно-воздушные силы России, как и все Вооруженные Силы РФ в целом, изменили организационную структуру. ВВС оптимизированы и реформированы в первую очередь в сфере управления. Сформированы авиабазы и бригады Воздушно-космической обороны. Эти части и соединения ВВС уже практически полностью приведены в надлежащий вид в соответствии с новыми критериями.
«Красная звезда» продолжает серию материалов об авиационных базах ВВС. На этот раз наш корреспондент побывал на авиабазе Бесовец Первого Командования ВВС и ПВО на Северо-Западе России, решающей ключевые задачи по защите воздушных рубежей этого региона.
О ходе боевой подготовки и жизнедеятельности части, а также о заботах и чаяниях авиагарнизона рассказал заместитель командира авиабазы гвардии подполковник Анатолий УльЯнов.
Молодой, энергичный замкомандира базы весьма детально отвечал на интересующие редакцию вопросы, знакомя нас с делами текущими и перспективными. Оставалось воочию убедиться в том, что гарнизон живет и крепнет, а подразделения, как и отметил в беседе гвардии подполковник Ульянов, боеготовы и способны выполнить любую по сложности и специфике задачу в соответствии с их предназначением.
Структурно авиабаза Бесовец объединила в себе три истребительных авиационных полка на самолетах Су-27С и Су-27П, дислоцировавшихся в Килпъявре и Лодейном Поле. Однако это не сказалось на количестве авиаэскадрилий. Их по-прежнему две, но численность техники возросла. Соответственно увеличилась и зона ответственности авиаторов, сконцентрированных теперь практически на одном аэродроме.
Все молодые перспективные летчики, а также опытные инструкторы, инженеры и техники истребительных полков получили возможность продолжить службу на базе Бесовец (гвардейская Новороссийская Краснознаменная ордена Суворова авиационная база), волею судьбы ставшей правопреемницей сокращенных, но от этого не утративших своей боевой истории частей.
Теперь в составе вновь сформированной базы - полнокровные, если можно так выразиться, профильные подразделения, отвечающие современным требованиям. В новую были переданы оставшиеся тактически важными в общей системе управления авиационные комендатуры Килпъявр, Сиверский, Лодейное Поле и Кемь. Кроме того, у авиабазы теперь имеется больше пунктов наведения авиации, работающих в интересах боевого применения вооружения истребителей Су-27.
До образования авиабазы в нынешнем ее виде в Бесовце располагался истребительный авиационный полк, который был передислоцирован в начале 1990-х годов на Северо-Запад России из Польши. Летчики этой части в 1986 году одними из первых в ВВС СССР освоили самолет Су-27. Вот и сейчас, по словам гвардии подполковника Ульянова, по показателям боеготовности авиабаза не уступает своему предшественнику.
За последнее время уровень боевой подготовки летного состава значительно вырос. Это случилось благодаря не только увеличению поставок авиационного керосина, тщательно разработанной системе обучения летчиков в ВВС (метод сборов и переучивания), но и титаническим усилиям инженерно-технического состава по поддержанию самолетов в исправном состоянии. Бывало так, что за ночь до полетов техники снимали двигатель с самолета, проводили необходимые регламентные работы и ставили назад.
Что и говорить, пока летчики эксплуатируют порядком изношенные истребители, техникам предстоит латать «дыры» изрядно поистрепавшихся самолетов. К сожалению, отмечает гвардии подполковник Анатолий Ульянов, переоснащение модернизированными образцами авиатехники идет не так споро, как хотелось бы. Из имеющихся самолетов какие-то требуют капремонта, какие-то системы выходят из строя практически сразу после перегона крылатой машины с ремзавода. Причем нередко ломается оборудование, будучи еще на действующей гарантии предприятия.
Больно становится, когда смотришь на призванный обеспечивать превосходство нашей авиации в небе могучий Су-27, который выглядит так, словно по планеру хорошенько прошлись наждачной бумагой. И это только внешняя сторона медали. Описанная картинка, увы, характерна не для одного только Бесовца.
Средний возраст самолетов - 20-22 года. При этом, несмотря на старение парка, на авиабазе смогли добиться исправности большинства «крыльев». Пускай и за счет объединения наиболее сохранившейся техники нескольких полков.
ВЕРНЕМСЯ однако к боевой учебе. Летный состав базы уже выполнил свыше 20 летных смен в этом учебном году. Общий налет составил порядка 400 часов. А в прошлом году на летчика было 70 часов. Если говорить о максимальных показателях нахождения в небе, то замкомандира базы в прошлом году налетал аж 116 часов, что для этого типа самолета высокий результат.
Показателем интенсивности летной подготовки авиабазы также служит постановка в боевой строй совсем молодых летчиков - выпускников летных училищ 2008 и 2009 гг. (кстати, средний возраст пилотов - 32 года). Все они набрали положенную норму налета часов (30-50 часов в зависимости от индивидуальной программы) за период обучения. И документы на присвоение 3-й летной квалификации уже подготовлены.
Так, выпускники Краснодарского ВВАУЛ 2008 г. гвардии лейтенант Михаил Тужик и гвардии лейтенант Дмитрий Денисов (командиры Су-27) идут в подготовке по дисциплинам «ноздря в ноздрю». Оба уже налетали в строевых частях не менее 50 часов, оба хорошо освоили программу выполнения полетов днем и ночью в простых метеоусловиях. Ставят их на крыло летчики-инструкторы не ниже 2-го класса, как правило, командиры звеньев. Всей молодежи через несколько дней предстоит проверка навыков боевого применения на полигоне Ладога, где по традиции состоятся стрельбы в специальной мишенной обстановке.
Что касается каждодневной подготовки летчиков, то, по мнению гвардии подполковника Ульянова, без современных визуальных тренажеров сегодня просто не обойтись. И такой на авиабазе есть. Отважился и я проверить себя на этом тренажере. Визуализация полета - полная...
По словам гвардии подполковника Ульянова, после проведенного усовершенствования тренажеров многие потенциальные ошибки в небе стали предотвращаться еще на земле на стадии отработки элементов. В результате снизилось число предпосылок к авиационным инцидентам, да и сами авиационные происшествия стали случатся гораздо реже.
Заместитель командира авиабазы уверен, что летчик также не должен пренебрегать и другими формами индивидуальной подготовки. Метод «летать не летая» - это моделирование полета в голове, мысленное продумывание всех элементов и действий. Игнорирование этих и других инструментариев приводит к фатальным ошибкам.
Летом в Карелии белые ночи. Поэтому обычно ночные полеты проводятся в другом регионе России, так как без этого вида подготовки летчикам-истребителям не обойтись.
ТАК было и в августе 2008 г., когда Грузия предприняла вооруженную агрессию против народа Южной Осетии. Россия тогда заступилась за соседей, направив свои, в том числе авиационные, подразделения в зону конфликта. Полк из Бесовца находился во время тех событий на базе истребительного авиаполка в Крымске Краснодарского края. В тех широтах ночь летом «хоть глаз выколи». Учебные полеты шли полным ходом, когда все узнали о военных действиях вблизи российских границ. Летчики из Бесовца не принимали непосредственного участия в операции по принуждению Грузии к миру, однако находились на аэродроме в полной готовности к боевым вылетам. Командование ВВС предупредило авиаторов с севера о том, что они должны быть готовы в любую минуту подняться в воздух и выполнить конкретную боевую задачу.
Экипажи авиабазы регулярно привлекаются к выполнению задач в интересах боевой подготовки Сухопутных войск, как это было на стратегическом учении «Запад-2009» в Белоруссии. «Сушки» также обеспечивали безопасность (что касается ее воздушной составляющей) саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Кроме того, «двадцать седьмые» регулярно сопровождают стратегические бомбардировщики Дальней авиации на маршруте их следования вдоль границ сопредельных государств. Многие летчики базы уже наизусть выучили «дорожку» к Лафонтенским островам.
ДЕЖУРНОЕ звено авиабазы размещается в здании советской постройки и до сих пор зимой отапливается с помощью печи. Командир авиационного звена гвардии майор Денис Жеребцов утром заступил на боевое дежурство. Летчик рассказал, что перевелся в Бесовец из «Килпов» (Килпъявр), где полк был расформирован. Дежурство по охране неба несут и днем и ночью, в зависимости от уровня подготовки пилота.
По рекомендации метеорологической службы в тот день полеты было решено «отбить» из-за непрекращающегося снегопада. Обычно они откладываются на несколько часов до улучшения погодных условий.
Конечно, в случае поступления сигнала с радаров о реальной угрозе нарушения границ воздушного пространства Северо-Западного региона России самолет будет поднят в небо в любом случае, невзирая на погоду. Но если все спокойно, неоправданный риск ни к чему.
Мозг авиабазы - командный пункт (КП). Руководит им опытный офицер, неоднократно бывавший в командировках на Северном Кавказе, гвардии майор Сергей Ковалев. Задача группы боевого управления - навести истребитель в тактически выгодное положение для непосредственного применения вооружения по цели. Основной принцип работы - «вижу, слышу, управляю».
На КП происходит управление экипажами при полете по маршруту, в ходе отработки техники пилотирования в зоне, во время боевого маневрирования самолета, дозаправки топливом в воздухе, при выполнении специальных задач, в условиях РЭБ, при наведении на воздушную цель в стратосфере, а также при наведении на цель на малых и предельно малых высотах и др.
ОФИЦЕРЫ базы теплым словом вспоминают бывшего командира полка гвардии полковника Андрея Макаревича. В настоящее время он уходит на пенсию. За долгое время руководства авиаполком благодаря заслугам гвардии полковника Макаревича многое было сделано для поддержания летной выучки и нормального функционирования части. Именно при его непосредственном участии полк перебазировался из Польши под Петрозаводск. Тогда полковник Макаревич лично пролетел над городом и приземлился на аэродроме. За это от командования объединением получил нагоняй, но в итоге был прощен.
Девять лет тому назад у одного из офицеров полка родился сын. Врачи диагностировали у малыша врожденный порок сердца. Требовалась срочная дорогостоящая операция. Названной докторами суммы у техника самолета, разумеется, не оказалось. Выход был один - обратиться за помощью к командиру, гвардии полковнику Макаревичу. Следующим утром деньги были найдены, и в итоге все закончилось благополучно для семьи техника. Этот случай красноречиво говорит, какую роль в судьбе человека может сыграть его командир.
Несмотря на то, что отдел воспитательной работы авиабазы прекратил существование, его офицеры по-прежнему трудятся в здании клуба части. Составляют планы работы с личным составом по профилактике правонарушений, укреплению дисциплины и предотвращению травматизма. Все они находятся в распоряжении командира до получения положенного по закону жилья.
КОМАНДОВАНИЕ авиабазы сменилось, а социальные проблемы в целом остались прежними. В части большой процент военнослужащих не обеспечен жильем, говорит гвардии подполковник Ульянов. Чтобы хоть как-то решить эту проблему командование авиабазы вынуждено договариваться с руководством Бесовецкого сельского поселения о выделении общежитий или хоть каких-нибудь помещений, пригодных для проживания.
Офицеры в Бесовце сетуют, что государство выделяет недостаточно средств на компенсацию за поднаем жилья военнослужащими. Если в Москве и Санкт-Петербурге она соответствует 15.000 рублям, то в других регионах эта цифра колеблется от 3.600 до 5.400 рублей в зависимости от количества членов семьи. Однако известно, что в областных городах и республиканских центрах, да и не только там за такие деньги не снимешь достойную квартиру. Военнослужащим приходится выкручиваться, кто как может.
И все же, как бы ни была сложна жизнь, авиаторы не отчаиваются. Авиатехника, пусть и видавшая виды, но летающая, у них имеется. Их детям есть, чем заняться в кружках и спортивных секциях при гарнизонном доме офицеров. Все идет своим чередом. И летчики надеются, что худшие времена уже позади.
Завершая командировку, я еще раз встретился с гвардии подполковником Ульяновым и попросил назвать лучших офицеров авиабазы. Однако замкомандира призвал меня не торопить события, так как кого-либо отмечать пока рано. База находится еще на стадии формирования, летчики притираются друг к другу, знакомятся с новыми условиями службы и быта. Только примерно через полгода можно будет говорить о каком-то результате, а также назвать передовиков боевой учебы, уточнил гвардии подполковник Анатолий Ульянов. И с улыбкой добавил: «Жду вас осенью. Тогда и сосчитаем цыплят».