Мой давний знакомый, военный пенсионер-прапорщик, работающий охранником на автостоянке, где мы с женой ставим свою машину, недавно обратился с необычной просьбой.

- Помогите разобраться. Вроде объявили программу по утилизации старых автомобилей, обещают ваучер - 50 тысяч рублей за каждое авто. Могу я свою «копейку» сдать и взять новую?
- И какую собираетесь купить?
- Вот и хочу узнать, что мне могут продать по этой программе. Слишком дорогую машину мне все равно не потянуть, кредит с моей военной пенсией и зарплатой в 7 тысяч рублей никто не даст. Что посоветуете?
В минувшие выходные попытался прояснить ситуацию: как госпрограмма по утилизации старых авто начала работать в Новосибирске?
Обзвонил нескольких официальных дилеров, реализующих авто российской сборки. Благо в нашем городе их достаточно.
Информация пока противоречивая. По крайней мере, разговаривая с приветливыми менеджерами и начальниками отделов продаж, так и не смог до конца прояснить, может ли мой знакомый уже завтра пригонять в автосалон свой «жигуленок», который он купил еще в 1980 году, вернувшись после пяти лет службы в одной из заграничных групп войск.
Менеджеры приятными голосами объясняли, что хотя в Новосибирске нет своего центра по утилизации, попытаться сдать авто можно. Но не ранее, чем недели через две. Разумеется, необходимо выбрать автомобиль, который будет куплен с зачетом этих 50 тысяч рублей. Затем свое авто, которое должно соответствовать указанным на сайте Минпромторга http://www.minprom.gov.ru/special/utilization/ требованиям, надо доставить в автосалон, заключить договор, заплатить 3 тысячи рублей автосалону, который будет передавать автомобиль на утилизацию, зарезервировать новый автомобиль. Подождать еще недели 2-3 и, когда поступят соответствующие документы, оплатить новый автомобиль. Если средств не хватает, можно оформить кредит.
Разброс цен на автомобили, которые можно приобрести по программе утилизации, в Новосибирске тоже весьма значителен. От трехдверного «Форд-Фокуса» с объемом двигателя 1,4 кубических сантиметра и стоимостью в 440 тысяч рублей до «Ниссан-Тиана», чья минимальная стоимость - от 917 тысяч рублей.
А вот на сайте официального дилера АвтоВАЗа в Новосибирске были указаны более приемлемые для моего знакомого цены. Покупатель, предоставив дилеру сертификат об утилизации старой машины, сможет купить автомобиль LADA 2105 в комплектации «стандарт» за 99 тысяч рублей. А любую модель семейства LADA Kalina в комплектации «стандарт» - за 199 тысяч. «Время действия акции и количество автомобилей ограничено» - указано в этом сообщении.
- Там, в автосалоне, уже 140 человек записались на очередь, будем ждать, вдруг повезет, - рассказал мне другой знакомый, уже все для себя решивший и включившийся в процесс покупки нового авто. К сожалению, по телефону уточнить или опровергнуть эту информацию в автосалоне отказались, посоветовав приехать лично. Но сообщили, что военные пенсионеры тоже могут получить кредит в одном из государственных банков.
Адрес и телефон автосалона я передал своему знакомому. Станет ли он владельцем новой «Калины», или предпочтет выбрать иной вариант, будет известно, если все удачно сложится, уже в ближайший месяц.
Для объективности приведем и весьма скептическое отношение к этой программе, размещенное в Интернете на одном из автомобильных форумов Новосибирска: «Все это выгодно только владельцам старых ВАЗов, которые еще как-то ездят, проходят за взятку ГТО и стоят на рынке 10-20-30 тысяч рублей. Им сертификат брать выгодно. Но встает вопрос: а кто ездит на таком древнем автохламе? Обычно это пенсионеры, сельские жители плюс совсем юная молодежь, которая на каникулах подзаработала, стрельнула у родителей десятку и купила себе первое авто».
Кто прав, и даст ли эта программа всплеск продаж автомобилей, время покажет...
***
В правительственной программе по утилизации старых автомобилей, дающей возможность приобрести новую машину на льготных условиях, собираются принять участие 17 процентов отечественных автовладельцев, имеющих подходящие для участия в программе машины. Такие результаты показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru среди 3.500 респондентов из всех федеральных округов РФ.
На сегодняшний день воспользоваться этим предложением планируют только 17 процентов россиян, у которых имеются отвечающие условиям программы автомобили. По их мнению, утилизация автохлама позволит им с меньшими затратами приобрести новую машину, в целом же от этого выиграют улицы и дворы российских городов, заставленные пришедшими в негодность автомобилями. «Хорошая программа, спасибо». «Старый автомобиль уже не продать, да и времени нет на то, чтобы с ним возиться, а выкидывать жалко. Утилизация - хорошее решение вопроса», - комментируют они. Наибольший энтузиазм предложение властей вызывает у автовладельцев старше 50 лет: принять участие в программе готов каждый пятый (20 процентов) из них.
О том, что они не собираются принимать участие в госпрограмме по утилизации, заявили 65 процентов россиян, имеющих старые авто. Большинство из них считает предложение властей невыгодным. «Сама идея имеет право на существование, но вознаграждение достаточно скудно». «В перечне не видно ни одного достойного, на мой взгляд, варианта». «Давали бы наличными! А так придется брать машину на условиях, которые тебе навязывают», - объясняют они свой отказ. От участия в новой программе чаще остальных отказываются автовладельцы в возрасте 40-50 лет (69 процентов). Кроме того, наименьший интерес программа вызывает у респондентов с ежемесячным окладом выше 35 тысяч рублей (68 процентов).
Еще 18 процентов респондентов, у которых имеются старые автомобили, пока не решили, готовы ли они воспользоваться данной программой. Главные причины, по которым автовладельцы пребывают в сомнениях относительно целесообразности участия в программе, - неуверенность в ее действенности, небольшая сумма компенсации, а также нежелание получать ваучер вместо «живых» денег. «Моему автомобилю 10 лет, но получать 50 тысяч рублей, когда я могу продать его за 100, - это более чем странно». «Не могу пока разобраться в самой процедуре. Может оказаться, что овчинка выделки не стоит», - считают они. Среди тех, кто еще не принял окончательного решения, чаще фигурируют респонденты, чей ежемесячный доход не превышает 15 тысяч рублей (21 процент).