на главную страницу

24 Марта 2010 года

История Отечества

Среда

«ТЕМПЛИЧИ, РЕКОМЫЕ СОЛОМОНЫЧИ...»

Беседу вел Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.



Истоки возвышения Москвы в средневековой Руси продолжают интересовать историков. Московский исследователь Дмитрий Зенин считает, что здесь не обошлось без рыцарских орденов. Он призывает смотреть на историю европейского Средневековья через призму взаимоотношений иерархов христианской церкви, духовно-рыцарских орденов и светских правителей.

     - Дмитрий Николаевич, Москва и тамплиеры – какая здесь связь? Да и что нового можно сказать об ордене, который его современники обвиняли чуть ли не в сатанизме? На эту тему уже написано так много...
     - Давайте по порядку. Начнем с самих тамплиеров. И история возникновения ордена – монашеского братства всадников Христовых при иерусалимском Храме Соломона действительно не раз, так сказать, пережевана европейскими авторами. Но кто объяснил причину стремительного взлета ордена?
     - Организация возникла где-то в начале XII века...
     - Орден существовал с 1119 по 1312 год – почти двести лет. Неожиданная расправа над тамплиерами настолько потрясла воображение современников, что воспоминания о ней дожили до нашего времени, а в конце Средневековья служили главным аргументом для опровержения тезиса о святости и непогрешимости римских пап. Вспомним аргумент Иоанна Грозного в споре с иезуитом Антонием Поссевино: «Аще папа волк»?
     - Имеется в виду, что папа, подобно волку, уничтожил свое потомство?
     - Именно так.
     - Как тамплиеры появились на арене европейской политики?
     - По официальной версии идея создать военно-монашескую организацию всадников Христа, слуг Богородицы принадлежит некоему шевалье Гуго де Пейену, участнику первого крестового похода. В средневековых европейских источниках можно встретить различные написания его имени и фамилии: Hugo von Payens, Hugh of Payens, Hugues de Payns, Hughes de Pagan, Hugh Pagan...
     Целью нового братства воинов-монахов была объявлена вооруженная защита паломников от разбойников. С этой новацией шевалье отправился на прием к Балдуину Иерусалимскому, королю государства крестоносцев. Был принят им с распростертыми объятиями и сразу же получил для размещения еще не созданного братства часть дворца короля, располагавшуюся на месте Соломонова Храма.
     Затем Гуго получил благословение патриарха Иерусалимского и отправился в Европу. Нет, он и его соратники не выступали на площадях и в храмах перед простым народом. Они беседовали исключительно с венценосцами и высшими иерархами церкви. Поездка прошла на удивление успешно. Братство, не успев прославиться подвигами, было щедро одарено звонкой монетой, землей и водой с зависимыми людьми. А святой Бернар написал не только устав воинственным монахам, но и воззвание ко всем венценосцам – «О новом воинстве Христовом».
     - С чем же связан головокружительный успех ордена при дворах европейских правителей? Тамплиеры взяли на себя защиту паломников?
     - Что тут выдающегося? Давайте лучше посмотрим на контингент тогдашних туристов на Восток. Благо былинный материал дает очень ясное представление о тогдашних ходоках в Палестину и королевство крестоносцев. Согласно русским былинам в Палестине побывали Добрыня Никитич, Илья Муромец, Михайло Потык после убийства жены, а также знаменитый новгородец Василий Буслаев. Добрыня поколотил Змея, Илья убил Идолище Поганое и освободил местного царя из плена. Про Потыка подробностей нет. Другое дело – Василий. По пути в Иерусалим он встречает гостей-корабельщиков, и те его спрашивают:
     - А плавание-то твое, детинушка, волею или неохотою?
     Василий отвечает:
     - Да неохотою, смолоду было много убито, пограблено, пора к старости и ответ держать!
     Думается, раз такие орлы ехали в гости к героям-крестоносцам из российской глубинки, то и со всей Европы туда отправлялись точно такие же братки. Они собирались в довольно крупные отряды и в сторонней защите не нуждались. Скорее, наоборот, от таких богомольцев надо было защищать окрестное население.
     - Тогда зачем потребовались тамплиеры?
     - Имелись паломники, нуждавшиеся в специальной защите, – те самые венценосцы и князья церкви, для личной защиты которых де Пейен и замыслил создать свое братство воинов-монахов.
     Тем паче на Ближнем Востоке в то время очень шалили ассасины. Террористы своего времени страсть как любили коронованных особ резать. Слухи об этих убийцах и их главаре «старейшине горы Ливанской» расползлись по всему «цивилизованному миру». Вот и опасались короли и князья оставлять свои владения. Нет, никто из них не боялся смерти в бою – все они были прирожденными воинами, но быть заколотым кинжалом ассасина в самое неудобное время не хотел никто. Тут-то и появился нужный человек, обещавший создать организацию, гарантирующую безопасность венценосцам.
     - Значит, тамплиеры стали своего рода частным охранным предприятием, обслуживающим тогдашнюю коронованную номенклатуру.
     - Вроде того. Именно этим, как представляется, объясняется головокружительный успех организации. Задачей братьев было не тыкать копьями на поле боя равнозначных противников, а выявить в толпе ассасина и прикончить его до того, как тот вытащит кинжал. Надо отдать храмовникам должное, с этой задачей первое время они справлялись. Причем настолько блестяще, что Старец Горы даже пытался вступать с ними в переговоры на предмет раздела сфер влияния. Понятно, местный авторитет мечтал договориться, но каждый раз храмовники на сходах хладнокровно убивали ассасинов.
     Золотым веком тамплиеров было время до шестидесятых годов XII столетия. Тогда они приобрели огромное влияние, расползлись по всей Евразии. Как говорится, купались в лучах славы и блеске золота. Тамплиеры были допущены в окружение монархов, причем не только христианских, но и мусульманских и даже Чингизидов. Историкам известно, что при внуке Чинхисхана Батые постоянно присутствовал тамплиер. А Марко Поло сообщает, что некий храмовник Гийом (по-русски Илья) находился в Пекине при дворе хана Хубилая.
     - Распространено мнение, что тамплиеры преуспели и в финансовых делах...
     - В то время все христианские монастыри занимались банковско-финансовой деятельностью. Даже византийские, пользовавшиеся поддержкой имперского государства. Про остальные и говорить не приходится. Монахи давали деньги в рост – под проценты. В этой сфере в Западной Европе активно действовали три силы: евреи, итальянцы-ломбардцы и монахи. Храмовники стали четвертой силой и очень сильным конкурентом. Рыцари стали давать ссуды кредиторам под ничтожно маленькие проценты и на длительные сроки.
     Ими была разработана система оплаты по безналичному расчету чеками. Представьте, какое впечатление это тогда производило: человек, отправляясь в заморскую землю, продавал что-то у себя дома, в Нидерландах или в Швеции, получал клочок бумаги с загадочными письменами, а по прибытии вручал эту записку и получал звонкую монету.
     Между тем время шло, в 1187 году пал Иерусалим... Рыцари ордена святого Иоанна, их еще называют госпитальерами, выкупали христианских пленников у мусульман. Тамплиеры в отличие от них пленников перепродавали! Естественно, появилось недоверие, недовольство накапливалось.
     Дальше – больше, концентрация тамплиеров во Франции явно превысила допустимые нормы. Филипп потерпел поражение во Фландрии в битве при Куртре, был истреблен цвет французского рыцарства, а тамплиеры не шевельнулись, чтобы помочь. В Париже произошло восстание, они укрыли короля Филиппа в своем замке, но не вмешались в события.
     Много раньше они опозорились в Польше. Конрад Мазовецкий пригласил их защищать его пограничье от язычников-пруссов, подарил замок Добрынь. Храмовники не придумали ничего лучше, чем скупать у пруссов награбленное.
     В довершение всех своих подвигов они умудрились, выражаясь современным языком, кинуть своего благодетеля – римского папу Бонифация VIII. Его арестовал чиновник Филиппа Красивого Гийом Ногарэ, прямой потомок катаров, избил и доставил к королю. Ни один храмовник не вступился за высшего иерарха церкви. Новый папа, креатура Филиппа, «французик из Бордо» Бертран де Бордо (Климент V) задумался, а нужны ли ему такие защитнички? Королю они тоже были не нужны.
     - Сегодня утверждается, что обвинения в адрес тамплиеров были надуманны.
     - Нет оснований говорить, что все обвинения тамплиеров были заведомо фальсифицированы, как и нет оснований считать их полностью достоверными. Тамплиеры были закрытой военной монашеской организацией, коротали они свободное время исключительно мужской компанией. Безобразия, нарушение устава и монастырской дисциплины исключать нельзя.
     Уверенность в собственной безопасности и безнаказанности у французских тамплиеров была настолько велика, что они согласились на судебный процесс, думая, что предстанут перед светским судом и дело решится судебными поединками. Не тут-то было – кинули их, поскольку передали дело ордена в церковный суд. Это было началом конца. Во Франции запылали костры.
     - По одному делу с тамплиерами привлекли к ответу перед папой Климентом V немецкие духовно-рыцарские ордена: Тевтонский и Ливонский...
     - История эта настолько замечательная, что ее надо преподносить в изложении историка XIX века Сергея Михайловича Соловьева.
     В те страшные годы, когда несчастных тамплиеров еще не вязали, не пытали и не жгли во Франции и в Англии, писал он, в наших краях, на Балтийском побережье, разворачивались не менее драматические события. В Ливонии, духовно-рыцарском государстве, не затихала усобица. Дело в том, что главным деятелем при утверждении немецкого владычества в Ливонии был епископ Рижский, стараниями которого был учрежден рыцарский орден, необходимо становившийся в служебное отношение к рижской епархии. Но мир не мог долго сохраняться за двумя учреждениями, из которых у одного были материальные средства, право силы, меча, а у другого – одни права – исторические и духовные. Первое не могло долго уступать последнему, но епископы также не хотели уступить магистрам ордена своего первенствующего положения, и следствием этого была усобица.
     Особенно разгорелась она при магистре Бруно и архиепископе Иоанне фон дер Фехте. Архиепископ и рижане, не имея достаточно собственных материальных средств для борьбы с рыцарями, призвали себе на помощь литовцев-язычников! Началась ожесточенная война, в течение
     18 месяцев было дано девять битв, большую часть из которых рыцари выиграли. Но в 1298 году литовский князь Витенес вторгся в Ливонию, встретился с войском рыцарей на реке Аа и нанес им сокрушительное поражение. Магистр Бруно, 60 рыцарей и множество простого войска полегли в битве.
     Рижско-литовские союзные войска, ободренные победою, осадили орденскую крепость Неумюль. Победа была близка, в осажденной крепости съели все, что можно было съесть. В это время на помощь своим ливонским собратиям пришли тевтонские рыцари и нанесли сокрушительное поражения войскам архиепископа и Витенеса.
     Не видя возможности одолеть орден материальными средствами, епископы ливонские затаились и стали ждать лучших времен, ждать пришлось недолго. Начался жуткий процесс тамплиеров. Событие это обрадовало иерархов и подало им надежду, что подобная же участь может постигнуть и противостоящий им орден. В 1308 году они подали папе обвинительный лист, в котором приписывали ордену неуспех в обращении литовцев в христианскую веру, обвиняли рыцарей в истреблении жителей Сенигаллии, когда те уже были христианами.
     Нашлось и обвинение вроде тех, которые тяготели над тамплиерами. Пастыри доносили, что когда рыцарь получал рану в битве, то остальные товарищи добивали его и сжигали тело по обычаю язычников. Папа Климент V нарядил комиссию на месте для выяснения справедливости жалоб.
     Дело кончилось ничем. Несмотря на все усилия епископов, великий магистр фон Беффарт выиграл в Авиньоне дело в пользу ордена, который был оправдан во всех взводимых на него обвинений. Магистр предъявил Клименту V неопровержимые доказательства невиновности ордена. Этой уликой был оригинал письма архиепископа Иоанна и рижан к литовцу Витенису с просьбой напасть на владения ордена. Папа призвал архиепископа и великого магистра простить друг друга.
     Так описывал те далекие события историк Соловьев...
     - Итак, орден тамплиеров разгромлен. Но как могло это событие повлиять на далекую от Франции Русь?
     - Самая невероятная ложь о том времени – это миф об изолированности Руси от Европы и всего «крещеного и обрезанного мира». Русь в то время от Волги до Карпат была единым массивом. Единство Руси не было политическим, но было единство исповедания. Ханы Золотой Орды проявили себя как веротерпимые правители. Митрополит Киевский и всея Руси получил от «безбожного царя Батыги» огромные льготы. Русская митрополия при этом «безбожном царе» стала не просто государством в государстве, как римская церковь, а государством над государствами.
     Примечательно, что нынешние историки игнорируют и массовое участие русских князей в крестовых походах, хотя об этом писал Карамзин. В связи с этим обращу внимание существовавшую на Руси традицию паломничества в Святую землю – она идет с тех пор. В период крестовых походов неизбежно нарабатывались связи русских князей с европейскими рыцарскими орденами. Они установились еще во времена Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского, которые сами, не исключено, побывали на Святой земле. И к началу XIV века у Ордена тамплиеров были опорные пункты на Руси. А гонения на них со стороны католической церкви лишь прибавили храмовникам авторитета в глазах иерархов византийской ветви христианства.
     Справочно. Известно, что тамплиеры жили в селе Луков на Волыни. Львовский исследователь Борис Возницкий натолкнулся в книге английского ученого Фалена Николсона на данные, согласно которым тамплиеры поселились на Волыни в 1239 году. Место для замка рыцари выбрали неслучайно: село Луков – на пути из Киева в Варшаву. От крепости остались только следы глубоких рвов и сеть подземелий. Замок не сохранился, так как был деревянным. В 1256 году папа римский основал в Лукове епископство, и епископом стал некий Варфоломей из Праги.
     - Вы говорите то «тамплиеры», то «храмовники»...
     - Это одно и то же: английское слово «temple» на русском означает «храм».
     - В ваших публикациях утверждается, что тамплиеры способствовали возвышению Москвы.
     - Да, и это не голословные утверждения. В октябре 1308 года начался поток переселенцев – служилых людей – в Москву из западноевропейских земель. Первой ласточкой был некий боярин Родион Несторович Ботрин, прибывший к Иоанну Даниловичу Калите в Переславль Залесский с 1.700 «окованныя рати», когда того осаждало воинство тверского князя.
     Во всем Тевтонском ордене, по состоянию на 1410 год, замечу, было всего 600 рыцарей. Содержать рыцаря было непросто. Один такой воин – «на коне в доспесе плном, а в дальний поход о дву конь» – выставлялся с 51 га обрабатываемой земли. Пусть не все эти вояки были рыцарями, прошедшими обряд посвящения, но все они были латниками, на которых распространялись те же нормативы призыва и комплектования. То есть не меньше двух оруженосцев и на повозке пеший отряд сопровождения – не менее 10 крепких мужиков. Так что прибывшее на Русь воинство «скромного боярина» Родиона Несторовича было силой, способной снести все, что могло бы оказаться на его пути.
     (Окончание следует.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex