
В то время как после длинных новогодних праздников развернулась очередная полемика, полезны ли они или вредны, я с удовольствием вспоминаю, как во время них съездил в экскурсионную поездку в Вологодскую область.
Вологодская область расположена на севере европейской части России и относится к Северо-Западному федеральному округу. Она граничит с Архангельской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областями и Республикой Карелия. 461 километр, отделяющий Москву от Вологды, поезд преодолевает примерно за 9 часов.
Почему мне с супругой и двум другим парам наших друзей захотелось посмотреть этот край? Русский Север можно по праву назвать заповедником народной культуры, в котором бережно сохраняются национальные традиции. Эти земли с древнейших времен осваивались русскими людьми и были неотъемлемой частью коренной этнической территории русского народа. Именно поэтому здесь сохранились многочисленные памятники истории и материальной культуры, деревянного зодчества и крестьянского творчества, древние обычаи и обряды, старинные песни и былины, собранные уже в наше время этнографами и фольклористами.
Здесь никогда не было крепостничества, почти не было поместий и вотчин, и у местных крестьян было более крепкое хозяйство. Люди, проживающие здесь, по наблюдениям исследователей, всегда отличались независимостью, прямодушием, сознанием собственного достоинства, рассудительностью, в них нет и признаков лукавства и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянам остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду: с последними они снисходительно деликатны.
В первый день экскурсионной поездки мы ознакомились с достопримечательностями Вологды и окрестностей. Начали с визитной карточки города – деревянных застроек XIX – начала XX веков. Двухэтажные «теремки» в старой части города украшены изумительной резьбой, кружевными наличниками, резными розетками, колонными деревянными портиками, рустом по нижнему этажу, всевозможными узорами. Глядя на такую красоту, невольно начинаешь вспоминать знаменитый шлягер Бориса Мокроусова про Вологду и дом, «где резной палисад».
Увы, общую благостную картину то и дело портят следы пожаров. И это вовсе не последствия стихийных бедствий. Слишком лакомым кусочком представляется земля, на которой стоят деревянные дома... Одно успокаивает (если вообще об этом уместно говорить) – инвесторов, возводящих в этом районе современные дома, заставляют строить в стиле застроек прошлого и обшивать бетонные коробки деревом.
Настоящим откровением для нас стало знакомство с Вологодским кремлем. В центре располагается Кремлевская площадь, или Соборная горка, с первым каменным храмом Вологды – пятиглавым Софийским собором XVI века. Софийский собор, возводившийся под личным наблюдением Ивана Грозного, по своим очертаниям сходен с Успенским собором Московского Кремля. И это не случайно: по преданиям, у русского царя были намерения перенести столицу из Москвы в Вологду. Значительное место в планах Ивана Грозного занимала Вологда как своеобразные «ворота» на пути к Белому морю, в Европу, Зауралье и Западную Сибирь.
На Соборной горке на берегу реки Вологды в 1987 году установлен памятник поэту Константину Батюшкову (1787—1855), а также скульптуры богини войны Афины Паллады и Музы, больше похожей на крестьянку с длинной косой.
Поэт запечатлен скульптором Вячеславом Клыковым в минуту раздумий, у его ног пасется конь... Такая композиция плюс наличие рядом скульптур богини войны Афины Паллады и Музы недвусмысленно говорят о двух главных жизненных пристрастиях Батюшкова. Не буду касаться его творчества, но, как журналист военной газеты, напомню его боевой путь. В 1807 году поэт записывается в ополчение и отправляется на войну с Наполеоном в Восточную Пруссию, получает тяжелое ранение под Гейльсбергом. В 1808 году, окончательно выздоровев, вновь отправляется в армию, на этот раз в Финляндию.
В Отечественной войне 1812 года Батюшкову по ряду причин принять непосредственное участие не довелось. Но позднее в качестве адъютанта генерала Николая Раевского он был направлен в Дрезден, принимал участие в сражениях против наполеоновских войск, а после ранения своего шефа, последовал с ним в Веймар. В действующую армию Батюшков вернулся уже в конце кампании, присутствовал при капитуляции Парижа. В отставку вышел в конце 1815 года. Много ли мы знаем современных поэтов, добровольно решивших послужить в армии?
Весьма символично, что памятник поэту-воину был установлен рядом с храмом святого Александра Невского (XVIII век), в котором установлена доска с именами всех вологжан – военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении воинского и служебного долга.
Далее наш путь пролег к одной из крупнейших православных обителей Русского Севера – Спасо-Прилуцкому мужскому монастырю, основанному в 1371 году другом и сподвижником Сергия Радонежского иноком Дмитрием (Дмитрием Прилуцким). Его мощи находятся в нижнем храме Спасского собора (1537—1542). Об их чудотворной силе и других святынях монастыря нам рассказал специально назначенный на такое послушание один из священников, отец Александр – молодой, высокий, красивый. Просто удивительно, как доходчиво и понятно он говорил о высоких символах веры. Да простит нас батюшка, между собой мы назвали его «пропагандистом» в лучшем смысле этого слова. Вот таких бы наставников в зарождающийся институт полковых священников!
Во второй день пребывания на вологодской земле мы побывали в знаменитых Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. Ехать пришлось в морозец под 40 градусов 125 километров. Дорога запомнилась тем, мы встретили две обращающие на себя внимание желтые таблички, извещающие о том, что в здешних деревнях Дилялево и Сяма родились знаменитые люди. Это авиаконструктор С.В. Ильюшин (1894—1977) и журналист, писатель В.А. Гиляровский (1853—1935). А еще увидели огромную скульптуру лося с увитыми лентами рогами. Как объяснила сопровождавший нашу группу экскурсовод, в этих местах проходят миграционные пути этого животного, ну а украшают скульптуру лося новобрачные. На счастье!
О Кирилло-Белозерском монастыре, основанном в 1397 году, и Ферапонтовом монастыре, возникшем годом позже, можно говорить часами. У обоих удивительная история, непревзойденная русская архитектура, в них находятся шедевры живописи. Достаточно назвать знаменитые фрески Дионисия, общей площадью 600 кв. м, которыми он в 1502 году расписал собор Рождества Богородицы. Именно они позволили Ферапонтову монастырю войти в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Третий, последний день знакомства с Вологодской землей нас вновь позвал в дальнюю дорогу. В 110 километрах от губернской столицы нас встречали хлебом-солью и иконой Николая Чудотворца в гостеприимном селе Сизьма Шекснинского района, ведущем историю с XV века. Мороз перевалил за 40 градусов, но мы сразу же ощутили душевное тепло местных жителей. Ведь для нас специально испекли в русской печи духмяный каравай...
Возвращались в Москву переполненные впечатлениями. И с мечтами о новых поездках по родному Отечеству.
На снимке: «дом, где резной палисад».