на главную страницу

26 Марта 2010 года

Армия и общество

Пятница

Учить солдата бою

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Текущими результатами подчиненных в боевой подготовке командир танкового батальона майор Василий Колчин пока доволен. Это моральное удовлетворение, по признанию самого комбата, пришло совсем недавно - по результатам сдачи итоговой проверки за 2009 учебный год. А почему в беседе признание сделано с акцентом на «пока»? Об этом наш рассказ.

     Еще год назад батальон Колчина дислоцировался в пригороде Екатеринбурга. Танкисты имели свой полигон. Пусть самый компактный из всех уральских, зато являвшийся единственным «землеотводом» в гарнизоне, где в ходе решения плановых задач огневой подготовки можно было задействовать основное штатное вооружение танковых подразделений.
     Однако верхнепышминский танковый полк как войсковая единица не вписался в рамки нового облика Вооруженных Сил. Военнослужащих части, изъявивших желание остаться в войсках, распределили по отдельным бригадам, сформированным на базе бывшего мотострелкового соединения. Майор Колчин с частью подчиненных перевелся в Екатеринбург.
     - По большому счету, перемена места службы и даже заметное обновление воинского коллектива не сильно сказались на результатах хода боевой подготовки батальона. Хотя в прежнем составе, - отмечает Василий Колчин, - успех, несомненно, мог быть выше.
     Трудно с комбатом не согласиться, зная, что в тот период соотношение находящихся в его подчинении старослужащих солдат и новичков практически сравнялось.
     Зато «в новом формате», по словам комбата танкистов, интенсивность плановой боевой подготовки существенно возросла.
     - Увеличилось количество учебных часов в огневой подготовке, - рассказывает майор Колчин. - Еженедельно каждый из танкистов выполняет упражнение учебных стрельб два, три, а то и четыре раза. Есть определенные успехи в вождении боевых машин.
     Под «определенными успехами» комбат имел в виду 700 километров практической наводки каждым механиком-водителем батальона в период летнего периода обучения. Причем существенная часть из этого километража пришлась на «пробег» по незнакомой местности. Этому поспособствовали учения в соседней Челябинской области, куда танкисты батальона проследовали маршем и где в ходе ежедневных тренировок накатывали по полигону еще по 50-60 километров.
     Не удивительно, что при подобном опыте в практическом вождении из двух десятков механиков-водителей, сдававших итоговую проверку, одиннадцать военнослужащих, имеющих, кстати, всего лишь третий класс, в скоростном режиме уложились в норматив мастера вождения танков.
     Впрочем, не только в вождении боевых машин оказались сильны подчиненные Колчина. Без троек батальон сдал проверку по нормативам РХБЗ. На «хорошо» и «отлично» по физподготовке.
     - У меня полбатальона теперь бегает стометровку, трехкилометровую дистанцию и подтягивается на перекладине только на пятерку, - поясняет комбат. - Правда, для этого пришлось изрядно постараться. Я полтора месяца готовил подчиненных к проверке. Лично проводил утренние физические зарядки, принимал участие во всех без исключения плановых занятиях по физподготовке. С теми, кто не укладывался в «хорошо», повторяли забеги в период спортивно-массовой работы, но уже не на три, а на пять километров. Так что практически ежедневно личный состав принимал участие в трех-четырех забегах, пробегая до десяти километров. И в том, что предстоящую весеннюю проверку по физподготовке батальон сдаст без троек, не сомневаюсь.
     Однако, по мнению комбата Колчина, весенняя проверка может стать апогеем по результатам «за батальон». Проблема - в личном составе. Вернее, в сроках службы и уровне подготовки военнослужащих. Комбат, не скрывая сожаления, поясняет, что в подразделения приходят слабо подготовленные выпускники учебных частей.
     - Казалось бы, за плечами вчерашнего курсанта «учебки» несколько месяцев целенаправленной подготовки, - излагает ситуацию Колчин. - Но не раз сам наблюдал такую ситуацию: перед посадкой в танк офицер напоминает (ведь личный состав прибыл из «учебки») подчиненным, скажем, порядок включения системы управления огнем. На схемах и тренажере демонстрирует последовательность операций. Затем интересуется: что непонятно? Вроде всем все ясно. Но уже первого, кто оказывается в боевом отделении танка, буквально стопорит: вчерашний курсант не может повторить простейший порядок действий... Порой нужны недели, чтобы ввести в ритм боевой подготовки большинство из вновь прибывших.
     Но и это, по словам майора Колчина, еще не все «проблемности». По его наблюдению, выпускнику «учебки» требуется от двух до трех месяцев службы в линейном коллективе, чтобы осознать - он служит в части постоянной готовности. Лишь после этого «срочник» начинает ощущать личную ответственность и входить в процесс боевой подготовки. «Применительно к рассказанному, именно сейчас, в феврале, - акцентирует внимание Василий Колчин, - спустя два с лишним месяца боевой подготовки в подчиненных стали заметны вот эти самые, осознанные подвижки. Пошли в гору результаты занятий. И все бы хорошо, если бы не тот факт, что служить моим солдатам по призыву осталось-то всего 4 месяца...»
     После весенней проверки из батальона майора Колчина уйдет в запас 80 процентов личного состава. В их числе большая часть контрактников, на ком, собственно, держались успехи батальона, и те солдаты по призыву, кто прибыл к танкистам осенью прошлого года и еще успел перенять практический опыт у старослужащих товарищей. У срочников, например механиков-водителей, за плечами уже по 50 километров практического вождения. По расчетам комбата в оставшееся время до проверки в период занятий на полигоне, обучаясь на тренажере, этот показатель они нарастят до 200 километров.
     Слабее в этот раз будут результаты в огневой подготовке. Возвращаясь к теме о полигонах, не стоит забывать, что интенсивная застройка гражданским населением внешнего периметра Свердловского полигона не позволяет вести огонь по выявленным целям из штатного вооружения танков. Здесь бы могли пригодиться мощности Адуйского полигона. Но туда, почти за сотню километров, всякий раз не накатаешься. Так что огневой опыт подчиненным Василия Колчина чаще всего приходится нарабатывать на тренажере.
     В начале лета батальон Колчина пополнит очередная партия выпускников танковых «учебок». Уровень их подготовки предсказуем. Но им еще будет на кого равняться, с кого брать пример и у кого перенимать опыт - в строю продолжат службу около трех десятков контрактников. «Однако осенью, - с нескрываемым сожалением констатирует факт Василий Колчин, - из батальона одновременно уволятся и те и другие. Так что вновь прибывшим выпускникам «учебок» придется, что называется, с нуля и, увы, на собственном опыте осваивать управление вверенными боевыми машинами. Какие будут тогда показатели в боевой учебе, несложно догадаться уже сегодня».
     Что остается в этой ситуации?
     «Учить солдата бою, - делает неожиданное заключение майор Колчин. - За нас это не сделает никто».
     На снимках: полигонные будни танкистов батальона Колчина; майор Василий КОЛЧИН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex