Вопросы практической подготовки граждан к военной службе были рассмотрены недавно на совместном заседании Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», Комитета Государственной Думы по обороне и ДОСААФ России. В заседании приняли участие и представители Главной военной прокуратуры.
В стране, отмечалось на заседании, сегодня сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики.
В большинстве субъектов РФ созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти.
Вместе с тем образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. При этом на фоне развития гражданско-патриотического, духовно-нравственного, историко-патриотического и культурно-патриотического направлений военно-патриотическое воспитание в немалой степени утратило приоритетную значимость в деятельности соответствующих органов и общественных организаций.
В настоящее время остро стоит задача воссоздания эффективно функционирующей системы военно-патриотического воспитания молодежи, обеспечивающей должный уровень ее готовности к защите Отечества и военной службе.
Участниками совещания был выделен ряд проблемных вопросов, связанных с осуществлением военно-патриотического воспитания молодежи, обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе.
В частности, результаты проведенных прокурорских проверок свидетельствуют, что в нарушение требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не всеми руководителями государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений уделяется должное внимание вопросам военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан, их подготовки по основам военной службы, формирования у подростков здорового образа жизни. Во многих из них отсутствуют либо не соответствуют установленным требованиям необходимая учебно-материальная база, оборудованные кабинеты, квалифицированные преподаватели, имеющие профессиональную подготовку по данному предмету.
Во многих регионах страны организованы формально или проводятся не в полном объеме мероприятия, предусмотренные совместным письмом Минобразования России и Минобороны России от 25.10.1999 года «О военно-патриотическом воспитании молодежи». Такие нарушения выявлены практически во всех проверенных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики и ряда других субъектов Российской Федерации.
Например, в отдельных общеобразовательных школах Адыгеи преподавателями «Основ военной службы» являются лица, не проходившие военную службу, не имеющие соответствующего образования и должной подготовки. В каждой второй школе Беловского района Кемеровской области основы военной службы преподают лица... женского пола, не служившие (!) в армии и не владеющие необходимыми знаниями по данному учебному предмету.
Вследствие отсутствия либо недостаточного ведомственного контроля за организацией учебного процесса аналогичное положение с преподаванием основ военной службы сохраняется в значительной части образовательных учреждений Воронежской, Московской, Калужской, Смоленской областей, республик Карелия, Коми, Марий Эл.
В этих и ряде других субъектов Российской Федерации проверками также выявлены факты, когда руководители образовательных учреждений в нарушение требований Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, совместного приказа Минобразования России и Минобороны России от 3.05.2001 г. «Об утверждении Инструкции по организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» самостоятельно уменьшали количество учебных часов, предусмотренных для изучения основ военной службы. А в некоторых образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования подготовка учащихся по данному предмету носит факультативный характер либо не организована вовсе.
Сложившаяся ситуация создает определенные трудности для комплектования войск подготовленным призывным контингентом, а также свидетельствует об отсутствии должной координации в этой деятельности органов управления образованием с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, муниципальных образований, военными комиссариатами, командованием воинских частей и учреждений, ветеранскими и другими общественными организациями.
В условиях сокращения срока службы по призыву до одного года, распространенности нарушений и недостатков в организации военно-патриотического воспитания молодежи, обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы необходимо принятие согласованных с Минобороны России дополнительных мер, направленных на усиление контроля за деятельностью образовательных учреждений.
Во многом такое положение дел обусловлено несовершенством ведомственной нормативно-правовой базы.
Так, в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089) учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», в рамках которого предусмотрена подготовка к военной службе, не является обязательным для изучения. Он отнесен к предметам, которые изучаются по выбору. При этом базовый уровень указанного государственного стандарта включает в себя получение только начальных знаний в области обороны, а подготовка по основам военной службы осуществляется лишь на профильном уровне изучения этого предмета.
В этой связи, отмечалось на заседании, представляется необходимым учесть изложенные выше требования федерального законодательства при разработке новых стандартов среднего (полного) общего и профессионального образования.
В настоящее время во исполнение поручения Президента РФ Дмитрия Медведева в целях качественного улучшения подготовки граждан к военной службе ДОСААФ России разработаны проекты Концепции военно-патриотического воспитания молодежи общественно-государственной организацией ДОСААФ России и Положения о Центре допризывной подготовки, военно-патриотического воспитания молодежи и спортивно-массовой работы. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 года утверждена Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.