на главную страницу

30 Марта 2010 года

Страна и мир

Вторник

КОГДА ВКЛЮЧАЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

Вадим МАРКУШИН.



Новый договор разработан в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, а также совместными российско-американскими заявлениями и документами по вопросам СНВ, принятыми на высшем уровне в ходе Лондонской встречи 1 апреля 2009 года и на Московском саммите 6 июля 2009 года. Он зафиксирует следующие предельные уровни для ядерных сил России и США:
   — 1550 развернутых боезарядов для каждой из сторон, что приблизительно на треть ниже предельного уровня для боезарядов, предусмотренного в ДСНП;
   — 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков, что более чем в два раза ниже соответствующего уровня по ДСНВ;
   — 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ и развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.
   При этом предусматривается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.

     После телефонного разговора в пятницу лидеров России и США журналистские и экспертные прогнозы относительно сроков и места подписания будущего договора о стратегических наступательных вооружениях сменились широкой заочной дискуссией в прессе о реальных выгодах, сделанных уступках, возможных ущербах для национальной безопасности, шансах на ратификацию в парламентах и т.п.
     Журналистская страсть к первенству в поисках правды неистребима. И она не столь уж редко заводит искателей истины совсем не в те комнаты, в которые они неистово пытаются проникнуть в числе первых.
     В чем главная ценность соглашения, к которому уже достаточно долго идут Москва и Вашингтон? Эта ценность - в самом факте его достижения. Политическая сторона дела в данном эпизоде американо-российского диалога играет, безусловно, ведущую роль.
     Одна из первостатейных задач человечества - укрепить режим нераспространения ядерного оружия. До тех пор пока эти чудовищные по разрушительной силе средства находятся в руках короткого списка цивилизованных государств, они являются фактором сдерживания широкомасштабных военных столкновений. Хотя и тут немало вопросов и сомнений. В случае же попадания боевого атома в руки экстремистских сил все поменяется радикально. Воистину мир окажется в заложниках у тех, для кого гибель одного, тысячи или даже миллиона невинных людей является лишь удовлетворением собственных больных амбиций.
     «Обама ступил на благородный путь. Ныне, когда планета все более полагается на мирный атом как источник электроэнергии, президент понял: необходимо всеми силами делегитимизировать ядерное оружие», - пишет «Файнэншл таймс». Мнение британской газеты на этот счет разделяют некоторые другие западные издания, в том числе, например, «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост», отметившие историческое значение первого крупного соглашения Барака Обамы с Москвой.
     При этом все названные источники практически одинаково, хотя каждый в своем стиле, указывают на то, что дело с ратификацией ДСНВ не будет легким шествием - по причине критического настроя части американского конгресса.
     Но на самом деле ни о какой выгоде России (кроме взаимной) речи быть не может. В Соединенных Штатах отлажена работа по обновлению и совершенствованию ракетно-ядерного потенциала: вспомним хотя бы о крылатых ракетах большой дальности. Соответствующие факты наша газета приводит достаточно регулярно. У российского же оборонного комплекса в этом плане возможностей значительно меньше. Финансовых, конечно.
     О включении в проект договора увязки между наступательными и оборонительными системами мы тоже писали. В чем конкретно она состоит, мы узнаем позже. Пока же сошлемся на заявления российских официальных лиц: взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями в тексте ДСНВ юридически зафиксирована.
     Как бы то ни было, глава МИД РФ Сергей Лавров назвал договор «реальным прогрессом» в отношениях России и США. При этом он добавил, что Москва может выйти из него, если американские планы противоракетной обороны подвергнут опасности ее силы ядерного сдерживания.
     Сейчас уже идет «превентивная» работа по обеспечению ратификации ДСНВ. Согласно договоренности, законодатели должны ратифицировать документ «синхронно» до конца года. «Мы собираемся глубоко и широко поработать с членами конгресса. Я уверена, что мы сможем доказать необходимость ратификации. Думаю, что коль ставится вопрос о целях, которые преследует договор, мы получим сильную поддержку со стороны обеих партий», - заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex