на главную страницу

30 Марта 2010 года

Страна и мир

Вторник

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Накануне Дня специалиста юридической службы, который отмечался в ВС РФ 29 марта, в программе «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», приняла участие Марина БАЛАКИРЕВА, начальник Главного правового управления, начальник юридической службы Вооруженных Сил РФ.

     - Чем занимается правовое управление? Что это за структура?
     - Это самостоятельный орган военного управления, который был создан в 2007 году. На сегодняшний день его функции достаточно широкие. И если говорить о них в общем, то это правовое обеспечение деятельности Министерства обороны, организация и поддержка деятельности юридической службы Вооруженных Сил.
     Главное правовое управление - это орган, который занимается правовой экспертизой документов. Мы обеспечиваем судебные представительства Министерства обороны и должностных лиц в арбитражных судах, в судах общей юрисдикции, в военных судах. Мы обеспечиваем хозяйственно-имущественную деятельность Министерства обороны... Это огромный блок вопросов...
     - А у юридической службы Вооруженных Сил большая история?
     - Достаточно глубокие исторические корни. Еще Петр I в полках в 1711 году ввел должности юристов-аудиторов. Так что опыт богатый. Просто время меняется, нормативная база меняется, она становится достаточно широкой. Требования, которые предъявляются к юристам, к деятельности командиров, растут. Мы ежегодно издаем справочники действующих приказов внутри Министерства обороны для того, чтобы наши юристы и командиры в полном объеме могли не только гарантировать свои права, но и гарантировать права своих подчиненных.
     Должность юриста объективно нужна везде. Прохождение военной службы сопряжено с определенными обязанностями, на командиров возложены функции дознания... В любом случае необходимо, чтобы их обеспечил человек, который имеет определенные знания. Поэтому то, что юрист должен быть, это однозначно. И практика существования юристов в Вооруженных Силах это абсолютно доказывает.
     - У нас появляются вопросы, касающиеся призыва...
     - Есть организационные основы призыва, которые формируются в органе военного управления, отвечающего в Министерстве обороны за эту деятельность. И есть главное правовое управление, которое проводит определенную правовую экспертизу тех документов, которые по результатам принятия определенных решений в отношении призывников уже оформляются в приказы и указания, директивы министра обороны...
     - А что касается функции дознания... Ваши юристы - они в большей степени помогают людям, условно говоря, которые проходят по делу или, наоборот, они ведут дознание?
     - Нет, конечно, мы не обеспечиваем адвокатские функции, у нас их нет. Наши юристы прежде всего стоят на страже законов и обеспечивают деятельность командиров, чтобы они правильно и грамотно применяли действующее законодательство. Поэтому правовую поддержку военнослужащим, совершившим дисциплинарные проступки, подпадающие под уголовное деяние, мы не оказываем.
     - Некоторое время назад, в самом начале реформы, шел разговор о том, что собственно военные юристы, журналисты, медики... очень многие специальности, как исключительно военные, не совсем нужны. Вот сейчас военные юристы, которые обеспечивают Министерство обороны, в основном это кто?
     - Штат главного правового управления практически наполовину состоит из юристов гражданских и вторая часть - это военные юристы. Но если говорить о том, нужны военные юристы или не нужны... Я все-таки сторонник того, что юристы должны быть. Юрист имеет базовое образование, которое дается и в гражданских, и в военных вузах. Особенность военного юриста связана с тем, что он в более глубоком объеме изучает те документы и те предметы, которые связаны непосредственно с военной службой, военной спецификой.
     И здесь гражданскому человеку, который не имеет этой базы, не изучал предметов в гражданском вузе по этому направлению, сложно ориентироваться. Хотя, конечно, имея базовое юридическое образование, при желании работать и учиться, он освоит эти документы и сможет разобраться во всех сложностях этой работы.
     - Как скоро он сможет это сделать?
     - Это очень оценочная категория, как скоро может человек что-либо узнать. Это сложно оценить. Если человек стремится к познанию, он может это освоить за месяц, за полгода. Это касается отдельно каждого человека, насколько он желает и хочет этим заниматься.
     - Но опыт нужен...
     - Определенный опыт нужен, и поэтому главное правовое управление состоит из военных юристов, которые получали базовое образование в военных вузах, и гражданских специалистов, которые оканчивали высшие учебные заведения по юридической специальности.
     - Если взять, условно говоря, среднестатистического командира полка, какого типа юридические вопросы, конкретно из вашей практики, его волнуют, с чем он сталкивается?
     - Это и хозяйственная деятельность, и вопросы, связанные с прохождением военной службы. Это и приказная распорядительная работа... Помощь юриста заключается в том, чтобы максимально обеспечить правомерность принимаемых командиром решений, грамотно и квалифицированно привлечь в случае возникновения каких-либо ситуаций военнослужащего и какое-то должностное лицо к ответственности, которое установлено действующим законодательством.
     - А ведь в армии все регламентировано. На каждый вид деятельности есть свой устав. Мы знаем, что здесь настолько все прописано... Какая тогда область не регламентирована, что командиру, кроме уставов, нужен еще и юрист? Или все-таки юрист лучше командира должен знать все виды уставов - внутренней службы, караульной?
     - Конечно, ни у кого не возникает сомнений в том, что командир обязан знать те вопросы, которые касаются его непосредственной деятельности. Но ведь юрист - он помощник командира. Если командир в той или иной степени не сомневается в принятии решений, но не знает, как их более грамотно оформить, то здесь и начинается работа юриста. Кроме того, следует учитывать, что правовой нигилизм существует не только в Вооруженных Силах и задача юриста состоит в том, чтобы обеспечить принятие тех или иных решений в рамках уставов, но в соответствии с законом.
     - А если командир уже принимает неверное решение?
     - Тогда это предмет судебного разбирательства. Военнослужащий вправе защитить свои права...
     - А у нас есть практика страхования жизни солдат, их здоровья?
     - Да, естественно, есть. Предусмотрена законом обязанность государства страховать жизнь и здоровье военнослужащих. Министерство обороны ежегодно заключает соответствующие договоры, которые обеспечивают выполнение данной обязанности.
     - Вы привлекаете страховые компании или как это происходит?
     - Да, естественно, эта процедура происходит в рамках действующего 94-го федерального закона.
     - В гражданской жизни, от автомобиля до медицинских страховок, мы порой сталкиваемся с проволочками, несвоевременными выплатами при страховом случае. А как у военнослужащих? Страховые компании выполняют свои обязательства?
     - У нас гражданско-правовой договор заключается со страховой компанией с определенными обязательствами и правами сторон. Наша задача, как главного правового управления, обеспечить своевременность выполнения обязательств, которые страховая компания на себя берет. Военнослужащий в соответствии с действующим законодательством собирает необходимые документы, обращается в страховую компанию за выплатами. В данном случае он является самостоятельным субъектом этих правоотношений. Страховая компания по очень малым основаниям может отказать военнослужащему в указанных выплатах, которые обеспечены государством. Проблем в этом практически нет.
     - А по каким вопросам чаще всего судятся?
     - Это, во-первых, хозяйственная деятельность, то, что рассматривается в арбитражных судах, и то, что связано с обеспечением и защитой личных прав гражданского персонала и военнослужащих. Количество исков растет. Это говорит о том, что юристы на местах работают хорошо и грамотно. Военнослужащие понимают, как им защищать свои права, как они могут это сделать, куда им нужно обращаться.
     - Во время учебы в Военной академии Генштаба нам коллеги из Белоруссии показывали контракты. И в отличие от нашего - в листочка два - у них толстенькая книжечка, где очень подробно расписано все, что положено офицеру. Известно, что на Западе это тома, где все четко прописано, в какой ситуации, что государство должно офицеру и что он должен конкретно делать. Мы будем двигаться в этом направлении?
     - Я сторонник не формы, а существа. Можно, конечно, и книжечки, и тома, но самое главное - что там изложено, каковы гарантии государства в этой части. В нашей работе каких-то жалоб с точки зрения того, что в контракте не в полном объеме изложены правовые обязанности, не возникает.
     - Насколько известно военнослужащим, куда, к кому обращаться за юридическими вопросами. Насколько это прописано и насколько вы активно распространяете сведения о том, к кому можно обратиться за помощью и за консультацией?
     - На самом деле работа эта ведется, и не только по линии главного правового управления. Есть ряд приказов в Министерстве обороны, которые издавались по вопросам правовой грамотности и воспитания в войсках, где отражено и то, куда и как можно обращаться. Кроме того, и в уставах предусмотрены определенные механизмы защиты прав военнослужащих. И судя по количеству обращений, которые идут в Министерство обороны и поступают в главное правовое управление, эта работа активно ведется и военнослужащие осведомлены, куда им обращаться. В целом я могу сказать, что есть два способа защиты - это обращение непосредственно к прямому начальнику или вышестоящему начальнику либо в суд.
     - В связи с реструктуризацией Вооруженных Сил, увольнениями, сокращениями какого рода возникают проблемы?
     - Много вопросов, связанных с увольнением с военной службы, касающихся обеспечения теми выплатами, которые предусмотрены законом при увольнении. В большей степени это связано с тем, что на местах иногда случаются просто ошибки в расчетах. Это все быстро устраняется. Есть вопросы с обеспечением жильем военнослужащих. Они более правоприменительного характера. Если есть понимание, когда, кто имеет право на получение жилья, то уже возникают вопросы, в каком объеме жилье должно предоставляться. Закон устанавливает права и членов семьи военнослужащего. Здесь вопросы возникают: положена мне двухкомнатная квартира или трехкомнатная, могу ли я ее продать и получить повторно квартиру, когда проходит пять лет... Это вопросы, связанные с применением закона...
     - А как быть в ситуации, когда закон есть, а правоприменительная практика не работает?
     - Я бы не стала говорить, что она не работает. В каждом конкретном случае нужно разбираться, и мы разбираемся. Если мы видим, что военнослужащие выходят с иском в суд и предмета как такового судебного разбирательства нет, то здесь мы уже к этой ситуации подключаемся и стараемся максимально быстро эту ситуацию решить, не доводя ее до логичного завершения в суде.
     - Вы не ведете тему военных пенсионеров или уволенных в запас?
     - Правовое обеспечение охватывает все сферы деятельности Министерства обороны. Когда возникают те или иные вопросы, они через нас проходят. Но в Министерстве обороны есть специальный департамент, который этими вопросами занимается. И здесь работа организована более в глобальном и широком смысле.
     - А как Минобороны может повлиять, допустим, на мэра города, который должен дать жилье по закону? Или на губернатора?
     - Ну, вы знаете, это такая плоскость политических вопросов. Я обеспечиваю правовую работу.
     Этот вопрос нужно решать теми правовыми методами, которые имеются, и обращаться в суд за тем, чтобы уже судебная власть обязала мэра или губернатора реализовать ваши права.
     - А суд скажет, что они завалены исками и что денег нет и вообще ничего нет...
     - Ну что вы! Суд у нас достаточно оперативно дела рассматривает. Каких-то длительных затяжек нет.
     - А что касается хозяйственной деятельности? Много ли в связи с этим коллизий правовых образуется? И вы говорили об арбитражных судах. Здесь насколько у вас много работы?
     - На самом деле действительно в этом вопросе у нас много проблемных вопросов, которые имеют исторические корни. Есть и текущие проблемы. Главное правовое управление активную позицию занимает в данной работе. В декабре создано четвертое управление, которое занимается непосредственно вопросами имущества и договорной работой, хозяйственными спорами. В общем-то, такой целый блок людей, которые сосредоточены в этом направлении.
     Как я уже говорила, Министерство обороны наделено функциями по распоряжению имущества Вооруженных Сил. Поэтому все суды, все вопросы, естественно, проходят свою правовую экспертизу, мы обеспечиваем представление интересов Министерства обороны и подведомственных органов в судах.
     - А вот что касается хозяйственных споров, перевода каких-то объектов из собственности Минобороны в какой-то другой вид собственности?
     - Вопросы распоряжения имуществом - это достаточно глобальный и сложный вопрос. Здесь задействовано очень много отраслей законодательства и в данном случае как раз те вопросы, которые нам не удается решать внутри Минобороны, мы решаем в суде. Мы пытаемся и собрать то имущество, которое некие юридические лица или физические лица считают, что все мое, все наше, пытаются у Минобороны каким-то образом изъять. Мы свои права отстаиваем в суде. А проблемы здесь, как для всех хозяйствующих субъектов, едины - это доказать, что именно это имущество принадлежит Минобороны. Мы же понимаем, что Вооруженные Силы наделялись имуществом на длительном этапе еще в советские годы, когда был иной порядок оформления имущественных вопросов. Сейчас этот порядок изменился, есть переходные положения. Поэтому мы стараемся и в судах консолидировать все имущество, его учесть и не допускать незаконного изъятия.
     - Последний вопрос. О будущем. Нас спрашивают, правильно ли, что военных судей лишили воинских званий, потеряли ли они в зарплате и не разбегутся ли из отдаленных гарнизонов?
     - Я убеждена в том, что у нас замечательный потенциал людской, который преданно служит Родине, и вопрос тут, наверное, не в званиях, а в том, чтобы те обязательства и те гарантии, которые в законе есть, своевременно исполнялись. Считаю, что те реформы, которые проводятся, они проводятся взвешенно, в соответствии с действующим законодательством. И мне кажется, к каким-то негативным последствиям они вряд ли приведут.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex