на главную страницу

31 Марта 2010 года

Где служить: ВВС

Среда

Как «Москвич – 412» открыл дорогу к небу

Записал Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда».
  Фото автора.
   Новосибирск.



Сержант Александр Величко - старший авиационный механик группы СВ (самолеты-вертолеты) авиационной базы. 1989 года рождения, призывался в мае 2009 года из Егорьевского района Алтайского края. До армии окончил Сростенскую среднюю школу, ПТУ по специальности «водитель-тракторист сельскохозяйственного производства». После принятия военной присяги два с половиной месяца обучался на авиационного механика на краткосрочных курсах при Ставропольском высшем военном авиационном училище.

     - Моя военная служба очень похожа на ту работу, которую я выполнял до призыва в армию в одном из лесхозов Алтайского края. Конечно, техника там была иная, здесь и ответственность выше, и оборудование сложнее. Но отношение к делу зависит уже от самого человека - служит он на военной авиабазе под Новосибирском или в лесхозе на юго-востоке Алтайского края. Выполняю регламентные работы по своей специальности. Что это такое? На прошлой неделе к нам на обслуживание, «на 600 часов», как летчики говорят, прибыл Ан-12 из Тикси. Месяц будем с ним работать. Я, в частности, уже «пробивал плоскость». Если говорить по-простому, на авиакрыле самолета открываются лючки, там стоят тавотницы, и мы проверяем и обслуживаем систему смазки. И много чего другого там еще необходимо сделать.
     Работать с техникой мне всегда нравилось. На первый свой заработок до армии купил «Москвич-412». Представляете, сколько с ним пришлось повозиться, чтобы он продолжил нормально ездить! Если кто помнит, эту модель в 80-е годы прошлого столетия на АЗЛК выпускали. После того, как смог отремонтировать раритетный, можно сказать, автомобиль, освоить любую технику стало гораздо легче. Получается у меня и с авиационной. Поэтому уже решил - 25 мая заканчивается срок срочной службы, подписываю контракт и остаюсь на авиабазе техником самолета. Командир согласен меня принять на контрактную службу, квартиру снимать буду в городе. Свой «Москвич», конечно, в Новосибирск не повезу, мужу сестры оставлю...
     Так что через два месяца мне уже самому придется молодых солдат уму-разуму учить. У меня получилось, значит, и у них получится. Даже если им никогда и не приходилось старый «Москвич» ремонтировать.
     Самое главное - знать, чего ты хочешь и стремиться этого добиться. Я хочу остаться в армии на контрактную службу и уже практически этого добился. Может быть, потом учиться дальше пойду. Недавно смотрел по телевизору интервью с одним высокопоставленным государственным чиновником. Фамилия не отложилась в памяти, но те мысли, которые высказывал этот человек, мне запомнились. Суть их такая: поведение и судьбу каждого человека можно схематично представить на примере работы железобетонного завода и песчаного карьера, откуда везут песок для этого завода. Одних устраивает тяжелая физическая работа в песчаном карьере, они там всю жизнь и работают. Другие стремятся перейти в какой-то из цехов или стать менеджерами по продажам. А кто-то мечтает войти в совет директоров или вообще стать генеральным директором или владельцем этого завода. И от того, какие цели ставит перед собой тот или иной человек, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь, его судьба, его карьера. Точно подмечено, по-другому и не скажешь.
     Это правило, как мне кажется, истинно везде - как в армии, так и на «гражданке». Вот это я и попытаюсь довести до сознания тех молодых солдат, которые придут служить на нашу авиационную базу весной 2010 года и с которыми мы вместе будем обслуживать самолеты. И еще обязательно несколько раз повторю им: «Главное в армии - дисциплина». Прежде чем что-то нарушить, сделать то, что делать ни в коем случае не рекомендуется, вспомни, как будут переживать потом твои родители, какую боль ты им доставишь. И еще помни, что за любой твой проступок твоего командира могут очень сильно наказать. Можно даже сломать ему служебную карьеру, всю дальнейшую судьбу. Ты этого хочешь? Ведь у него, наверное, есть жена, дети. Или ты об этом не думаешь?
     А вот что рассказала по телефону сестра Александра, Валентина Крюкова:
     - Жизнь так трагически сложилась, что наш отец умер, когда мне было 6 лет, Саше - 4 года. А мама умерла два года назад. Мы с мужем и дочкой Аней живем сейчас в Егорьевском районе Алтайского края. Саша довольно часто нам звонит, всегда интересуется нашими новостями, очень хорошо о своих командирах отзывается. Я ему верю, он всегда только правду говорил. В армии ему действительно нравится, поэтому и остается контрактником.
     

     Комментарий подполковника Романа Читавы - заместителя командира по воспитательной работе авиационной базы (аэродром Толмачево, Новосибирск), военного летчика 2-го класса (налет - более 3,5 тысячи часов):
     - По сложившейся традиции после прибытия в воинскую часть и до принятия военной присяги молодое пополнение проходит КМБ - курс молодого бойца. Изучают Уставы, общественно-государственную подготовку, выполняют учебные стрельбы из автомата. Одновременно мы сами изучаем морально-психологическое состояние молодых солдат - кто они, каков их предыдущий жизненный опыт, в каких семьях воспитывались.
     Практика показывает, что большое эмоциональное воздействие оказывает на вчерашних мальчишек первая ознакомительная «экскурсия» по аэродрому. Большинство из них современную авиатехнику никогда не видели вблизи, только на телеэкране. Показываем вооружение и военную технику. Конечно, потом, когда они уже сами будут охранять и обслуживать самолеты Ан-12, Ан-26, транспортные вертолеты Ми-8, боевые - Ми-24, тот эффект новизны уже пропадет, все станет привычным и обыденным. Но первое знакомство дает большой психологический эффект. Наши солдаты должны гордиться и гордятся службой в ВВС!
     Как известно, недавно снят существовавший ранее бессмысленный запрет на использование солдатами и сержантами-срочниками сотовых телефонов. Сейчас в субботу и воскресенье они могут беспрепятственно взять у старшины свои аппараты и звонить - девушкам, родителям. Психологически это очень помогает, особенно в первые недели службы.
     Что дает юношам этот год службы в армии? Лучших молодых солдат, как правило с высшим или средне-техническим образованием, продемонстрировавших склонность к работе с техникой, мы отправляем на курсы в Ставрополь. Там они получают навыки работы на авиационной технике.
     Вернувшись после окончания курсов, они в качестве младших специалистов обслуживают авиационное оборудование, вооружение, радиоэлектронику, отвечают за зарядку аккумуляторов, обслуживание двигателей, промывку фильтров. Те, кто отслужил по 8-10 месяцев, сдал зачеты и получил соответствующий допуск, под контролем техников работают с пилотажно-навигационным оборудованием, перед вылетом проверяют датчики скорости, курсовые приборы, высотомеры. Уволившись из армии, они могут устроиться на довольно высокооплачиваемую работу в авиакомпании, как правило - на должность техников. Лучшим мы даем рекомендации для поступления в институт, чтобы продолжали образование. Некоторые просят рекомендательные письма в авиакомпании - в «S7» (бывшая «Сибирь»), «Внуковские авиалинии»... В дальнейшем они будут работать по той специальности, которую получили в армии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex