Не секрет, что многие призывники, готовящиеся к службе в армии, мечтают попасть в Воздушно-десантные войска или морскую пехоту, в бригады специального назначения. Вполне объяснимо и похвально такое честолюбивое стремление юношей, в таких частях они станут настоящими мужчинами - получат хорошую физическую закалку, овладеют приемами рукопашного боя и искусством меткой стрельбы из различных видов стрелкового оружия, а также научатся многому другому, что необходимо на войне.
Однако мало кто из молодых людей призывного возраста знает, что в соединениях Ракетных войск стратегического назначения есть подразделения, по своей престижности и «крутизне» не уступающие тем же голубым или черным беретам. Речь об отдельных батальонах охраны и разведки дивизий РВСН. Недавно мне довелось побывать в одном из таких воинских коллективов, входящих в состав ракетной дивизии, чьи полки дислоцированы в лесах Западной Сибири.
Ни один из солдат и сержантов этого батальона, с кем мне довелось беседовать, не сожалеет о том, что не попал служить в ВДВ, в морскую пехоту или спецназ. Общий смысл всего сказанного этими парнями по этому поводу сводится к следующему: что может быть «круче», чем охранять межконтинентальные баллистические ракеты? Согласитесь, звучит убедительно.
Одна из особенностей этого батальона в том, что в нем лишь около 20 процентов контрактников, а все остальные - солдаты и сержанты по призыву.
- Учитывая то, какие задачи перед нами стоят, профессиональный отбор молодого пополнения в наш батальон проводится по наивысшей шкале, - рассказывает командир отдельного батальона охраны и разведки подполковник Анатолий Платонов. - То есть к нам попадают служить наиболее физически сильные и выносливые юноши, с хорошей психологической устойчивостью. Очень многие из этих парней имеют спортивные разряды по различным видам спорта, а также высшее или неоконченное высшее образование.
- Военные комиссариаты знают наши требования к подбору молодого пополнения, в целом работают неплохо, но в нашем соединении проводится еще свой морально-психологический отбор личного состава, - говорит в свою очередь заместитель командира батальона по воспитательной работе майор Сергей Иванов.
В мирное и военное время, а также в так называемый угрожаемый период перед этим батальоном стоит ряд задач, которые в рамках информационной безопасности мы можем лишь обозначить. Это усиление охраны и обороны объектов с ракетно-ядерным оружием, пунктов управления дивизии и ракетных полков в условиях воздействия (при попытках захвата) бандформированиями и террористическими группами; обеспечение движения ракетных мобильных комплексов и сопровождение колонн с ядерными боеприпасами; усиление охраны и обороны военного городка и других важных объектов ракетной дивизии во взаимодействии с противодиверсионными формированиями органов МВД РФ при возрастании напряженности в период криминогенной и внутриполитической обстановки в регионе; ведение войсковой разведки в зоне ответственности дивизии...
Чтобы выполнять такие задачи, нужно многое знать и уметь в военном деле. В числе основных предметов обучения личного состава батальона специальная подготовка, тактико-специальная, огневая и физическая. Кстати, «физо» здесь - это не только многокилометровые кроссы по пересеченной местности, занятия на гимнастических снарядах и с использованием силовых тренажеров, но и рукопашный бой под руководством опытных инструкторов с отработкой различных приемов, в том числе с холодным оружием. Солдаты и сержанты учатся метко стрелять из различных положений из автоматов, ручных пулеметов, ручных противотанковых и подствольных гранатометов, а также автоматических гранатометов станковых (АГС). Метают боевые гранаты, учатся преодолевать минно-взрывные заграждения и обезвреживать мины и фугасы, изучают передвижение на поле боя, порядок поиска и блокирования района, ведут разведку местности. В числе предметов обучения также военно-медицинская подготовка и военная топография, РХБ защита, техническая и общественно-государственная подготовка...
Здесь вам никогда не скажут, что, например, сегодня весь личный состав отдыхает от боевой учебы или караульной службы. Ежедневно от батальона назначается во главе с офицером подразделение антитеррора в количестве нескольких десятков человек. В определенное время с ними проводятся занятия и тренировки с отработкой различных задач. От каждой роты охраны и разведки назначаются группа быстрого реагирования, группа по борьбе с диверсионными группами и группа антитеррора. У каждой из них - свои функции.
Мне удалось встретиться с командиром подразделения антитеррора капитаном Алексеем Кочкиным. Правда, времени на это было всего лишь несколько минут - подчиненные Кочкина готовились к выезду в район занятий.
- Личный состав постоянно занят боевой учебой, - сказал Алексей Сергеевич. - Мне по душе такая служба - в горячем ритме с множеством специальных задач. И солдатам моим это нравится, так как они понимают, что занимаются серьезной боевой работой. От этого вчерашние призывники, можно сказать, взрослеют на глазах.
Регулярно проводятся совместные занятия личного состава батальона с подразделениями одной из бригад специального назначения.
- В прошлом году проводились совместные учения с региональным отрядом специального назначения ФСБ России, и такие учения проводятся ежегодно, - вспоминает подполковник Платонов. - Правда, в этот раз мы были в роли «террористов», блокировали район. Кому-то ведь нужно выступать за противника... В другой раз нам поставили задачу «захватить» гостиницу «Люкс». Мы «захватили» ее, держали, и никто не смог нас оттуда выкурить...
Подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) «Тополь-М» не стоят постоянно где-то под землей или в бетонных ангарах, а периодически в соответствии с планами боевой учебы выезжают в районы занятий и учений. В ходе таких маршей подчиненные подполковника Платонова охраняют технику. Такая же охрана осуществляется на месте, когда роты охраны и разведки блокируют районы, где останавливаются и маскируются «Тополя». После такого блокирования никто посторонний в это район не проникнет, и никто из него не выйдет. По рассказам офицеров батальона охраны и разведки, как-то в ходе исследовательского учения вышестоящим командованием была поставлена задача одной из частей спецназа проникнуть в район блокирования ПГРК «Тополь-М». В итоге подчиненные подполковника Платонова «ликвидировали» одних спецназовцев, а других взяли в плен.
- На этом учении мы поймали 18 спецназовцев, - улыбается подполковник Платонов, рассказывая о той попытке проникнуть в район блокирования «Тополей». - Вы только не пишите в «Красной звезде», из какой части эти «летучие мыши», чтобы ребята не обиделись на нас. Спецназовцы были хороши, они прекрасно подготовлены, но в той ситуации личный состав батальона охраны оказались лучше.
Одно время подполковник Платонов выполнял боевые задачи в Чечне, правда, в другом качестве. Тогда офицер получил хороший боевой опыт по сопровождению воинских колонн, ведению разведки. Выходит, этот опыт пригодился в мирных условиях в Сибири во время учений и занятий.
В батальон приходят новички, но буквально через полгода вчерашние призывники становятся хорошими солдатами. Благодаря тому, что их учат такие профессионалы, как командир роты противодиверсионной борьбы и разведки капитан Сергей Козьминых, командиры рот охраны и разведки майор Николай Логунов и капитан Андрей Шуляк, начальник штаба батальона майор Виктор Башманов и его заместитель майор Андрей Пустовойтов.
В последнее время охране и обороне объектов с ядерным оружием уделяется еще больше внимания, чем это было еще год тому назад. При переходе этой ракетной дивизии к новому облику РВСН в каждом полку были сформированы дивизионы боевого обеспечения с такими же задачами, как у батальона подполковника Платонова. Эти дивизионы также занимаются охраной и обороной ракетных комплексов и несут караульную службу.
- При переводе соединения к новому облику в нашем батальоне стало в два раза больше личного состава, сформирована еще одна рота, - говорит подполковник Платонов. - В батальоне стало больше офицеров. Например, введены должности заместителей командиров рот по воспитательной работе. Мы получили новые КАМАЗы и бронетранспортеры. Несмотря на все эти изменения, задачи перед нами стоят прежние, однако теперь нам нужно меньше времени для их выполнения.
Младший сержант Марат Суттибаев, командир отделения в роте противодиверсионной борьбы
и разведки, призван в Вооруженные Силы 6 июля 2009 года Оренбургским городским военным комиссариатом:
- Я служу именно в этой воинской части. До армии окончил Оренбургский государственный педагогический университет по специальности преподаватель химии, и когда меня призвали в Вооруженные Силы, то пошел с твердым намерением служить достойно. После курса молодого бойца меня направили в этот батальон. Не скажу, что первые впечатления об этом подразделении были замечательными. Чуть позже я понял, почему: пришлось переносить большие физические нагрузки. Когда за день с тебя семь потов сходит - это понравится немногим. Но именно в таких усилиях становятся настоящими солдатами. Со временем я привык к этому жесткому режиму, и теперь могу сказать, что он сделал из меня воина. Я отвечаю не только за себя, за свои боевые навыки, но как командир отделения и за своих подчиненных, за их обучение. Эти навыки управления людьми мне пригодятся и в жизни.
Офицеры нашего батальона обучают военному делу толково, методически грамотно. Я могу об этом судить, поскольку я педагог по специальности, университет, который я окончил, дает отличные знания.
Ирина Петровна Ануфриева, мать рядового Александра Ануфриева, стрелка роты охраны и разведки, призванного в Вооруженные Силы ГВК г. Томск:
- Прошло четыре месяца, как моего сына Сашу призвали в армию, направили именно в эту воинскую часть. На днях я побывала в части, и у меня остались хорошие впечатления. Дедовщины там нет, я разговаривала на эту тему со многими, так как это меня больше всего беспокоило. У них дружный взвод, и я думаю, что это зависит от их командира взвода офицера Дениса Харченко.
Я одна растила сына, и сделала все для его воспитания и обучения. Саша пошел в армию с высшим образованием, он окончил строительную академию, занимался баскетболом. Он сам мне говорил, что хочет отслужить в армии, пройти эту школу. Он немного похудел, но я считаю это нормальным, так как там большие физические нагрузки. Как мать я считаю, что все ребята должны служить в армии. Они там возмужают, воспитают в себе силу воли, решительность, словом, мужской характер. Это нужно в жизни.
На снимке: Группа быстрого реагирования из роты охраны и разведки готова к выполнению очередной задачи.