37-летний полковник Борис Тотиков стал настоящим отцом-командиром для солдат и офицеров своего полка
Во 2-й гвардейской общевойсковой армии Приволжско-Уральского военного округа вот уже седьмой год полевые выходы артиллерии проводятся не в соединениях и частях, а в масштабе всего объединения. В нынешнем году армейский лагерный сбор артиллерии на 254-м Тоцком окружном полигоне, куда съехались «боги войны» со всех гарнизонов Поволжья и Южного Урала, организовывал и первые дни полевого выхода возглавлял командир 950-го реактивного артиллерийского полка полковник Борис Тотиков. Вместе с командирами частей и начальниками артиллерии соединений он создал в продуваемой студеными ветрами, засыпанной глубоким снегом полигонной степи палаточный городок, порядку и бытовой обустроенности которого могли бы позавидовать даже хозяйственные армейские тыловики. Как временно исполняющий обязанности начальника лагерного сбора, он представил и передал возвратившемуся с государственного полигона в Капустином Яре начальнику ракетных войск и артиллерии объединения полковнику Александру Цальцалько по-хозяйски оборудованный полевой лагерь - от первой линии с фотогазетами и расписаниями занятий до полевого парка боевой и специальной техники. Командный пункт, штаб лагерного сбора, узел связи. Хорошо обустроенные жилые палатки для солдат и офицеров, умывальники под палаточными пологами, столовые, медпункт, класс для занятий и заслушивания командиров в просторной палатке. Все жилые помещения электрифицированы, печное отопление поставлено образцово. Все, вплоть до полевых туалетов, выстроено и оборудовано капитально.
Заместитель начальника лагерного сбора по тылу подполковник Владимир Новиков под контролем полковника Тотикова неплохо поработал, для того чтобы все солдаты были в крепких новых валенках, наряд - в добротных полушубках. Чтобы в полученных им просторных утепленных палатках УСБ и УСТ-56 армейским артиллеристам можно было не просто «под шатрами в поле лагерем стоять», а нормально, достаточно комфортно жить и больше месяца учиться в оренбургской степи, где этой зимой стояли 30-градусные морозы и земля промерзла на полметра. Жить на зимнем полигоне, как привыкли тоцкие артиллеристы, не только без заболевших и обмороженных, но и без простуд.
В артиллерийском лагере вашему корреспонденту удалось узнать, что некоторые его обитатели про себя называют полковника Бориса Тотикова «ураганным папашей». В декабре командир реактивного артиллерийского полка «Ураганов» получил воинское звание полковник. Но, похоже, по армейскому сленгу «папашей» его стали именовать не только за заслуженное им право носить полковничью папаху. Заместитель командующего 2-й гвардейской общевойсковой армией по воспитательной работе полковник Спартак Шахназарян заметил, что этот достаточно молодой командир части уже сумел поставить себя как настоящий отец-командир для солдат и офицеров. Строгий, требовательный и одновременно заботливый и человечный.
Борис Тотиков - потомственный артиллерист. Из тех, про которых говорят, что он жизнь свою начал в орудийной «люльке». Его деды осетин Батырбек Тотиков и русский Александр Москалев также были полковниками-артиллеристами. Оба служили в Тбилисском высшем артиллерийском командном училище: первый - заместителем начальника училища, второй - начальником кафедры ракетно-артиллерийского вооружения. В прекрасную школу Тбилисского артиллерийского в 1989 году поступил и их внук, который вырос в доме перед училищным плацем. Правда, доставшиеся матери две квартиры в Тбилиси остаются лишь формальной фамильной собственностью: она - гражданка России и продать их за достойную цену не может. Тем более что грузинское правительство обложило эту продажу 25-процентным налогом.
Оканчивал курсантскую учебу Борис Тотиков уже в Санкт-Петербурге. Но после выпуска был направлен на свою малую родину - служить офицером в Группе российских войск в Закавказье. Начинал на 137-й российской военной базе в Вазиани. Быстро вырос от командира противотанково-огнеметного взвода горнострелкового батальона до начальника разведки самоходного артиллерийского дивизиона. Четыре года в этом же дивизионе прослужил командиром батареи, затем начальником штаба - вплоть до расформирования части в 2000 году. Вкусил все прелести пребывания российского офицера в современной Грузии. Старшим эшелона через Аджарию на десантных кораблях Черноморского флота капитан Тотиков вывозил технику полка в Гудауту и сдавал ее в России.
В Оренбуржье направлен был после окончания Михайловской артиллерийской академии. Служил начальником артиллерии 506-го гвардейского мотострелкового полка. Затем в течение 4 лет прошел замечательную командирскую школу в 268-м гвардейском самоходном артиллерийском полку 27-й гвардейской мотострелковой дивизии, где последовательно занимал должности заместителя и начальника штаба у талантливого командира полка Дмитрия Пихутина. Помогал тому сделать полк лучшим в округе и Сухопутных войсках и подтверждать это звание.
Товарищ и соратник Бориса Тотикова по службе в артполку полковник Виталий Меркле, ныне заместитель командира по воспитательной работе 21-й мотострелковой бригады, заметил корреспонденту «Красной звезды», что тот во многом перенял стиль работы их командира полковника Пихутина:
- Дмитрий Валерьевич в полку всех офицеров - от своих заместителей до командиров взводов - и наиболее уважаемых прапорщиков называл по имени-отчеству. Тонкий психолог, он очень редко приказывал. И не повышал голос. Поскольку руководствовался ставшим ему известным правилом начальника штаба Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенанта Павла Бирка: «В мирное время кричащего полководца подчиненный не слышит». И сплачивал коллектив. Пять дней в году - Новый год, 23 февраля, 8 марта, День части и День артиллерии - в полку офицеры и прапорщики части отмечали вместе. И обязательно с женами. Даже когда один раз в полку на 8 марта работали проверяющие, он направил к ним своих заместителей, а сам собрал всех женщин полка и устроил им чествование, угощение шампанским, очень хорошо побеседовал. Когда за два года командования лучшим артполком получил орден «За военные заслуги», то снял перед полком фуражку и сказал: «Это ваш орден!». Железный, непререкаемый авторитет был у нашего командира. И Борис Геннадьевич у полковника Пихутина очень многому научился. Он вырос на Кавказе и добавляет в отношения с людьми свое кавказское радушие, гостеприимство, доброжелательность. Хотя темперамент и характер у него также южный, горячий и сильный...
Начальник штаба и председатель аттестационной комиссии полка подполковник Сергей Ситников заметил, что командир действительно обращается по имени-отчеству ко всем уважаемым им людям. Например, Евгением Владимировичем величает командира радиовзвода младшего лейтенанта Ложкина, Иваном Николаевичем и Иваном Федоровичем - авторитетных прапорщиков начальника радиостанции Иванова и старшину батареи управления Конденкова. И не допускает «шашкомахания» в кадровой работе, дает оступившимся людям реабилитироваться. Помогает офицерам в новой должности освоить круг обязанностей. Так, он лично опекал начальника связи майора Романа Трофимова, назначенного с должности командира батареи управления и артиллерийской разведки.
Благодарен и начальник разведки полка старший лейтенант Александр Стрельцов за заботу командира: тот добился перевода его, специалиста артиллерийской инструментальной разведки, с сержантской должности в мотострелковой бригаде к себе в полк на должность капитана.
После проведенных в прошлом году организационно-штатных мероприятий и полного развертывания полка в часть пришли 26 лейтенантов - выпускников военных училищ. Полковник Борис Тотиков относится к их командирскому становлению с особым вниманием, хотя и спрашивает с них строго, не допускает никакой расхлябанности, но делает это с подчеркнутым уважением к каждому молодому офицеру. И вместе с супругой показывает, как нужно вести себя им и их юным женам в офицерском собрании.
Своего «ураганного папашу» любят солдаты и сержанты полка. Старший водитель младший сержант Павел Казюнь, который через месяц заканчивает срочную службу и уезжает к жене и сыну в башкирский город Учалы, заметил за прошедший год, что к командиру полка любому солдату с его проблемами можно всегда подойти и обратиться. он никогда не откажет, поможет во всем, чем может: «Скажу, как сам думаю: вот именно таких командиров, как наш, и зовут в армии «батянями»!