на главную страницу

1 Апреля 2010 года

События

Четверг

ОБНОВЛЯЯ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ АРМИИ

Подготовил Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



1 апреля исполняется 69 лет Центральному управлению материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ. Управлению, которое по своему опыту, истории и специфике выполняемых задач является уникальным как в военном ведомстве, так и в системе иных федеральных органов исполнительной власти.

     Свое летоисчисление ЦУМР и ВЭС ведет с 1 апреля 1941 года. Шли последние мирные месяцы, страна и армия готовились к отражению фашистской агрессии. В связи с активной передислокацией сил и средств к западным рубежам страны войска необходимо было обустраивать на новом месте. Вдоль отодвинутых на запад государственных рубежей возводились оборонительные сооружения, создавались укрепрайоны, гарнизоны со всей сопутствующей инфраструктурой. По транспортным коммуникациям непрерывным потоком шли грузы, жизненно необходимые Вооруженным Силам.
     В этих условиях назрела необходимость создания в Наркомате обороны специального органа, который взял бы на себя функции координации материально-технического снабжения Вооруженных Сил и стал бы своеобразным «мостом», соединяющим их с многочисленными промышленными предприятиями.
     В такой обстановке 1 апреля 1941 года нарком обороны Маршал Советского Союза С. Тимошенко подписал приказ о формировании Отдела материальных фондов (ОМФ) Наркомата обороны. Отдел напрямую подчинялся заместителю наркома обороны маршалу С. Буденному.
     На ОМФ возлагались задачи по планированию и распределению материальных фондов, выделяемых для Наркомата обороны на производственно-технические и эксплуатационные нужды, на оборонительное и капитальное строительство; по осуществлению контроля за правильным использованием фондов; по выявлению, планированию и реализации негодного, ненужного и нетабельного имущества Наркомата обороны.
     Работать приходилось в неимоверно тяжелых условиях, когда под ударами превосходящих сил врага наша армия была вынуждена отступать, оставляя противнику промышленные районы. О тяжелых испытаниях, выпавших на долю нашей промышленности в начальный период войны, рассказано много, написаны книги, сняты кинофильмы... Но и спустя годы хочется выразить глубокую благодарность первым сотрудникам ОМФ НКО СССР, которые в тяжелейших условиях войны смогли организовать и наладить работу отдела, внесли свой посильный вклад в общую Победу. Приобретенный ими опыт был передан послевоенному поколению сотрудников.
     Однако жизнь показала, что для выполнения гигантских задач по обеспечению Вооруженных Сил материально-техническими ресурсами усилий отдела недостаточно. И 5 февраля 1943 года приказом НКО СССР Отдел материальных фондов был переформирован в Управление материальных фондов (УМФ) НКО СССР.
     Отгремели последние залпы войны. Изменилась политическая карта Европы и мира. Перед страной и армией история поставила новые сложнейшие задачи.
     Необходимо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, обустраивать советские войска в освобожденных от фашистской чумы странах Европы и на возвращенных территориях Дальнего Востока, строить сложнейшие в инженерном отношении специальные сооружения и комплексы оборонного значения. Выполнение этих задач было возложено на плечи военных строителей. Теперь основной поток грузов, поставляемых народным хозяйством для Вооруженных Сил, направлялся на обеспечение масштабных задач оборонного строительства.
     Задачи по организации, планированию материально-технического снабжения и рационального расходования материальных ресурсов усложнялись. Изменялась государственная структура управления народным хозяйством. Менялась схема взаимодействия УМФ с плановыми органами страны и промышленными предприятиями.
     Объем работы возрастал, обрабатывать дедовскими методами все увеличивающийся поток цифровой экономической информации стало невозможно. Шутка ли - промышленность ежегодно поставляла для Минобороны до 1 миллиона тонн металлопроката и труб, более полумиллиона кубических метров лесоматериалов, 2 миллиона тонн цемента, около четверти миллиона километров кабельной продукции, различное оборудование и технику и многое-многое другое. Компьютеризация работы была жизненно необходима. Управление материальных фондов одним из первых в Министерстве обороны внедрило ЭВМ.
     Подходил к концу ХХ век. На пороге третьего тысячелетия вновь изменилась политическая карта мира. Прекратил свое существование Советский Союз, образовались новые суверенные государства. Тяжело, со скрипом страна совершала поворот от планово-распределительной к рыночной экономике. В одночасье рухнула создаваемая десятилетиями производственная кооперация, утратились налаженные хозяйственные связи.
     Серьезные изменения коснулись и Российской армии. Войска возвращались из-за границы. Сокращалась их численность. Вооруженные Силы испытывали острый дефицит бюджетных ассигнований. Начались перебои в снабжении армии и флота. Масштабная передислокация войск, их сокращение, хроническое недофинансирование породили новые проблемы для Российской армии. Из-за ее сокращения высвободилось огромное количество боевой и вспомогательной техники, разнопрофильного оборудования и других материально-товарных ценностей как внутри страны, так и за рубежом. Выводимые из-за границы на территорию России войска обострили и без того непростую жилищно-коммунальную ситуацию. В армии росла социальная напряженность. Нет необходимости перечислять все армейские «болячки», заинтересованный читатель о них хорошо знает. Высшему руководству государства и Министерства обороны сложившаяся ситуация была известна. «Диагноз» был поставлен точно, методы «лечения» определены. Вот только у государства не хватало денег на «лекарство». Вооруженные Силы вынуждены были искать внутренние резервы для поправки собственного «здоровья». И они были найдены. Конечно, велосипед изобретать не понадобилось, но пришлось его существенно модернизировать.
     Как уже говорилось выше, еще с момента создания УМФ занималось реализацией высвобождаемого военного имущества, организацией сбора и сдачи сырья для вторичной переработки, в том числе лома драгоценных металлов. Специализированные группы и профильные отделы успешно справлялись со своими задачами вплоть до начала 1990-х годов.
     С приходом перестройки пришлось реорганизовать и поднять на совершенно новый уровень всю деятельность УМФ. Резко возросла нагрузка на сотрудников управления. Люди работали добросовестно, что называется, от зари до темна, а нередко и по ночам, в выходные дни. Но, несмотря на все усилия, имеющемуся штату сотрудников было не под силу поднять такую тяжелую ношу. Таким образом, необходимость реорганизации была очевидна.
     В 1991 году УМФ реорганизуется в Управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (УМР и ВЭС) Министерства обороны СССР, а 9 августа 1992 года УМР и ВЭС было переформировано в Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны РФ. Штатная численность персонала возросла до 200 человек (из них более 100 - офицеры). Кто-то удивится: «Как?! Сокращают полки, дивизии, армии, а «тыловиков» увеличивают?!» Но с выводами торопиться не следует. Увеличение численности и повышение статуса управления до «центрального» имели под собой серьезные основания.
     В ходе реформирования Вооруженных Сил в непростые для всей страны времена руководством была сделана ставка на изыскание дополнительных внебюджетных источников финансирования и собственные ресурсы. Одним из источников получения дополнительных финансовых средств являлась реализация высвобождаемого военного имущества на внутреннем и внешнем рынках как неотъемлемая часть финансового обеспечения военной реформы.
     Из небольшого отдела в ЦУМР и ВЭС было создано Управление реализации и использования высвобождаемого военного имущества (ВВИ). Создана и налажена стройная система отбора, учета, контроля и реализации ВВИ. Вклад управления в армейскую «кассу» в 1992-2001 годах составил свыше 1,5 млрд. рублей, а с 2001 года по настоящее время - более 5 млрд. рублей. Это позволило в свое время обеспечить жилплощадью свыше 10,2 тысячи семей военнослужащих, а также закупить в непростые для всей страны годы необходимые для армии материальные ресурсы на сумму более 229 млн. долларов США.
     Как уже указывалось, еще в январе 1956 года была создана группа импортных заказов, преобразованная позже в отдел импортных и экспортных поставок, который в свою очередь был переформирован в Управление внешнеэкономических связей (УВЭС). За период с 1992 года непосредственно на внешнем рынке реализовано высвобождаемого имущества на сумму более 60 млн. долларов США, поставлено на экспорт продукции производственно-технического назначения на сумму 2,7 млн. долларов США, поставлено импортной продукции потребителям Минобороны России на сумму более 229 млн. долларов США. Особо следует отметить вклад УВЭС в оборудование ведущих госпиталей Минобороны России качественной техникой, лекарственными препаратами и оборудованием импортного производства, что было необходимо и своевременно, учитывая назревавшие военные конфликты. УВЭС активно взаимодействовало со многими зарубежными государствами, поставщиками ЦУМР и ВЭС являлись крупнейшие мировые производители Германии, Великобритании, Японии, США, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Австрии, Индии и других стран.
     Нельзя обойти вниманием и вопрос «золота под ногами». Будучи крупнейшим потребителем промышленной продукции, Министерство обороны одновременно является и крупнейшим поставщиком вторичного сырья. Еще в 1987 году приказом министра обороны СССР «золотая» группа была переформирована в отдел вторичных металлов и обеспечения драгоценными металлами, на базе которого в 2002 году было создано Управление вторичных ресурсов.
     За период с 1986 года и по настоящее время подразделением вторичных ресурсов организована сдача в переработку более 13 тонн золота, 3.076 тонн серебра, 3 тонн платины и 11 тонн металлов платиновой группы, что позволило получить в доход бюджета более 6 млрд. рублей.
     В рамках этой статьи невозможно перечислить все перипетии, происходившие в стране, экономике и армии за истекшие 69 лет. Однако следует заметить, что за годы своего существования ЦУМР и ВЭС, как никакой другой структуре Министерства обороны, приходилось гибко реагировать на все изменения в экономической политике и системе национальной безопасности государства. Учиться было не у кого, наоборот, многие учились у ЦУМР и ВЭС. Но в любых условиях коллектив управления решал задачи по бесперебойному обеспечению обновленными материальными ресурсами потребителей Министерства обороны, а также своевременному освобождению армии от излишествующих материальных средств и ресурсов.
     В феврале 2003 года ЦУМР и ВЭС приказом министра обороны РФ было преобразовано в федеральное государственное учреждение «Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации».
     В ходе проводимой в настоящее время оптимизации структуры Вооруженных Сил и Министерства обороны Российской Федерации на ЦУМР и ВЭС в конце 2007 года были также возложены функции по реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества и организации в Минобороны России торгов по размещению заказов на проведение работ по утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов.
     Несмотря на то, что данные направления деятельности являлись новыми для ЦУМР и ВЭС, а вопросы организации продаж недвижимого военного имущества вообще беспрецедентными для всего Министерства обороны Российской Федерации, ЦУМР и ВЭС сумело в целом организовать качественную работу в данных направлениях практически «с чистого листа». За два года деятельности при непосредственном участии ЦУМР и ВЭС реализовано недвижимого военного имущества на сумму более 4 млрд. рублей, утилизировано свыше 1.535 тыс. боеприпасов, 58.213 тыс. патронов и 38 тыс. единиц стрелкового оружия.
     На сегодняшнем этапе развития Вооруженных Сил служащие ЦУМР и ВЭС достойно продолжают традиции своих предшественников, уверенно и с высоким профессионализмом проводя в жизнь государственную политику, всегда готовы к выполнению поставленных задач в полном объеме.
     Перед ЦУМР и ВЭС стоят весьма серьезные и перспективные задачи. Еще многое предстоит сделать по наведению порядка в вопросах рационального использования и высвобождения материальных ресурсов армии, повышения уровня прозрачности и оптимальности системы продаж и закупок. Более того, в системе органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, только Минобороны России обладает таким уникальным и специализированным субъектом хозяйственной деятельности, как ЦУМР и ВЭС. Поэтому в условиях наличия у Минобороны России в лице ЦУМР и ВЭС многолетнего опыта и практических навыков в сфере продаж материальных ресурсов на внутреннем и внешнем рынках и организации рациональной переработки вторичного сырья отказ от использования данного потенциала в полном объеме представлялся бы не совсем обоснованным.
     Некоторые наработки в вопросах совершенствования деятельности ЦУМР и ВЭС в условиях проводимых реформ уже есть, и их претворение в жизнь уже начато, положительный опыт накоплен. Если все хорошо продумать и организовать, подготовить необходимую законодательную базу, могут получиться отличные результаты. Пока грамотные кадры для этого имеются. Главное - не упустить их!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex