на главную страницу

2 Апреля 2010 года

Армия и общество

Пятница

НА УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ВЕКА

Беседовала Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Визитная карточка

   Тамара Анатольевна Фральцова родилась 2 апреля 1957 года в городе Кемерово. В 1979 году окончила Кемеровский государственный университет, в 2007 году - Дипломатическую академию МИД России. В 1992 году - директор 89-й школы г. Кемерово. В 1996 году - начальник управления образования Центрального района г. Кемерово. С 2000 года возглавила департамент образования Кемеровской области. В декабре 2003 года избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, где являлась первым заместителем председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей.
   В январе 2008 года назначена советником министра обороны РФ. С сентября 2008 года по июнь 2009 года возглавляла Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации».
   30 июня 2009 года назначена на должность заместителя начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации (начальника 5-го управления (военного образования) ГУК Минобороны РФ).
  Кандидат педагогических наук, доцент.

     Говоря о перспективах развития российских Вооруженных Сил на недавно прошедшей коллегии Министерства обороны, Верховный Главнокомандующий подчеркнул, что главная цель качественного совершенствования Вооруженных Сил - создание современных, оснащенных новейшими вооружениями армии и флота. Однако даже самое новейшее оружие само по себе ничто без достаточно подготовленных и квалифицированных армейских и флотских кадров. Об изменениях, которые сегодня происходят в области военного образования, «Красной звезде» рассказала заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны РФ Тамара Фральцова.

     - Тамара Анатольевна, как неоднократно отмечал министр обороны РФ, шестьдесят пять высших военно-учебных заведений при переходе на новый облик Вооруженных Сил будут переформированы в десять...
     - Новая сеть высших военно-учебных заведений, одобренная Президентом РФ, практически сформирована и примет окончательный облик к концу этого года. Основу системообразующих вузов составили существующие военные академии и университеты. Военные учебно-научные центры созданы на базе Общевойсковой, Военно-воздушной и Военно-морской академий. Продолжат свою деятельность в обновленной структуре Военная академия РВСН, Военно-космическая и Военно-медицинская академии, Военная академия связи, Военная академия тыла и транспорта, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, а также Военный университет. Они остались в тех пунктах дислокации, которые занимали до настоящего времени. Военные институты и высшие военные училища присоединены к системообразующим вузам в качестве филиалов.
     Чрезвычайно важно было правильно выбрать места дислокации и определить вузы, которые остаются в новом облике ВС РФ. К этому мы подходили предельно взвешенно и серьезно. Я побывала практически во всех наших военных вузах и знаю о реальном состоянии дел в каждом из них. Многие недотягивают до той планки, которой должно соответствовать современное высшее учебное заведение. Полностью поддерживаю позицию министра обороны: пусть у нас будет всего несколько крупных вузов, зато они будут самыми современными, самыми лучшими.
     И мы не случайно называем наши вузы системообразующими. Они представляют собой центры военного образования и науки видов и родов войск Вооруженных Сил, в которых сконцентрирована подготовка всего спектра военных специалистов, необходимых армии и флоту, ведется научная работа по актуальным проблемам обороны и безопасности государства, совершенствованию военного образования. В вузах проводится подготовка научно-педагогических кадров, переподготовка и повышение квалификации военнослужащих, в том числе профессиональная переподготовка увольняемых офицеров и прапорщиков по одной из гражданских специальностей. Таким образом, на практике реализуется принцип непрерывного военного образования на всем протяжении службы военнослужащего, а приобретение актуальных компетенций становится определяющим фактором его карьерного роста.
     - По своей структуре военно-учебные заведения будут отличаться от гражданских?
     - Что касается структуры военно-учебного заведения, то, за исключением военного уклона, она в целом как и в любом гражданском вузе. Нас лицензирует Министерство образования и науки. Поэтому мы внимательно следим за изменениями, происходящими в системе гражданского образования, чтобы соответствовать всем определенным параметрам. Ищем и опробуем на практике новые подходы к формированию облика перспективного вуза. Так, с декабря 2009 года в рязанском филиале Военного учебно-научного центра Сухопутных войск на специально созданном факультете началась подготовка профессиональных сержантов по программам среднего профессионального образования.
     Сейчас мы проводим переподготовку руководящего состава вузов, чтобы уже с 1 сентября 2011 года внедрять ряд нововведений в организацию жизнедеятельности и учебный процесс военно-учебных заведений. В соответствии со «Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года» мы должны создать такую систему образования, которая превосходила бы все другие системы мировых держав.
     - Как при этом используете опыт зарубежных стран?
     - Министр обороны поставил вполне конкретную задачу: выйти на самое прогрессивное качество военного образования. Для этого мы активно изучаем новые педагогические технологии, различные подходы к организации учебной деятельности не только в нашей стране, но и за рубежом. Анализируем их и уже сами создаем приемлемую для нас программу. Конечно же нам есть чему поучиться у зарубежных коллег. Например, их вузы имеют сильное компьютерное оснащение. И мы решили, что должны оборудовать каждое учебное место компьютером, чтобы обучаемый имел выход в Интернет и доступ ко всем медийным ресурсам. Решение не отложили в долгий ящик - уже сегодня практически все учебные кабинеты суворовских училищ оснастили интерактивными досками и компьютерами. А в некоторых вузах, к примеру, в Смоленской военной академии войсковой ПВО и Пензенском артиллерийском инженерном институте есть такие компьютерные решения, каких нет во многих гражданских вузах. Подчеркну, что такие изменения происходят благодаря позиции министра обороны, который, придавая этим вопросам особую значимость, откликается на наши предложения и выделяет необходимые средства. Вот, например, сейчас надо менять систему учета посещаемости занятий. У нас до сих пор отмечают присутствующих в журнале, затем докладывают данные одному дежурному, другому, потом начальнику училища... Во всем мире давно существует так называемая «чипированная» система. Информация мгновенно обрабатывается, и любой руководитель может ее увидеть. Вот такие нововведения и помогают оптимизировать учебный процесс.
     - Как в результате оптимизации военных вузов не потерять научные и преподавательские кадры?
     - Качество преподавательского состава - важнейший фактор, определяющий уровень подготовки военных специалистов. Для нас это непреложная аксиома. Об этом говорил на расширенном заседании Коллегии Министерства обороны РФ 5 марта этого года Президент России Дмитрий Медведев.
     Мы проанализировали изменения качества научно-педагогического потенциала, которые произошли в 2009 году в ходе оптимизации сети военно-учебных заведений. Средний уровень укомплектованности преподавательских должностей людьми, имеющими ученую степень, вырос на 1 процент и достиг 63 процентов. Это наивысший показатель уровня научного потенциала за последние более чем 20 лет.
     После проведения в вузах оргштатных мероприятий произошло некоторое омоложение профессорско-преподавательского состава. Так, средний возраст докторов наук уменьшился с 46,8 до 45,7 лет, а кандидатов наук - соответственно с 40,9 до 39,4 лет.
     В высших военно-учебных заведениях функционирует свыше 470 научных школ. Половина из них - достаточно известные и признанные, в том числе на мировом уровне. Руководители научных школ составляют основу более 100 диссертационных советов, обеспечивающих научное руководство подготовкой научно-педагогических кадров по более чем 260 научным специальностям. Эффективность работы адъюнктуры военно-учебных заведений превышает 80 процентов. Это значительно превосходит аналогичный показатель в гражданской высшей школе.
     - Насколько соответствует современным требованиям нынешняя система обучения курсантов и слушателей? Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы качество подготовки курсантов и слушателей соответствовало новым задачам Вооруженных Сил РФ?
     - Система военного образования должна обеспечить подготовку военных специалистов, отвечающих современным требованиям с учетом нового облика Вооруженных Сил. Мы пересмотрели подходы к организации обучения, выработали единую идеологию формирования содержания и организации обучения в военно-учебных заведениях. В ее основу положены главные критерии качества подготовки: высокий военный профессионализм и методическое мастерство офицера.
     Результаты итоговой государственной аттестации утешают - нам удалось стабилизировать ситуацию с качеством подготовки. В прошлом году каждый пятый выпускник вуза завершил обучение с золотой медалью или с дипломом с отличием, наметилась тенденция к снижению количества троечников. На достаточно хорошем уровне прошла защита выпускных квалификационных работ и сдача государственных экзаменов. Прогнозы по количеству отличников и медалистов в этом году также хорошие.
     Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Завершается разработка федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Вузы активно приступили к внедрению инновационных форм организации образовательной деятельности.
     Большое внимание уделяем новым методикам обучения слушателей и курсантов оперативной и тактической подготовке, организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения деятельности войск, физической и лингвистической подготовке военнослужащих как в военно-учебных заведениях, так и в процессе прохождения ими военной службы. Соответствующие изменения внесены в учебные планы и программы наших вузов. На групповых упражнениях, тактических учениях, командно-штабных учениях и в военных играх больше внимания стало уделяться отработке практических задач. Работы по модернизации методик обучения будут продолжены в том же темпе.
     - В начале нашей беседы вы упомянули понятие «актуальные компетенции». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
     - Новое время требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности. С 1 сентября 2011 года российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения. В соответствии с этим мы планируем внедрить так называемую модульно-рейтинговую систему обучения, которая ориентирована не на формирование знаний, умений и навыков, а на достижение требуемых компетенций. Что это означает? Вооруженные Силы выступают заказчиком офицера-специалиста. А задача военного образования - в соответствии с заданными требованиями подготовить такого офицера. Раньше были образовательные стандарты, ориентированные на знания, умения и навыки. А теперь мы формируем в вузах компетенции, чтобы подготовить специалиста на конкретную должность. Под каждую компетенцию определяются учебный курс и учебная программа, предусматривающая необходимое количество часов. Это позволит нам реализовывать индивидуальные образовательные траектории, то есть перейти от массового обучения к подготовке «штучного товара» с учетом формирования общекультурных, психологических, управленческих, общевоенных и военно-профессиональных компетенций с акцентом на заданную специальность. С профессиональной точки зрения это абсолютно правильно - не будет никакой размытости между всеми должностями.
     - С 1 марта 2010 года курсантам разрешено свободно покидать училища после занятий. Вместе с тем готовится проект приказа о внесении изменений в приказ министра обороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации». Предполагается ужесточить порядок отчисления курсантов. Пожалуйста, прокомментируйте эти решения, связаны ли они между собой?
     - Если чисто механически объединить эти два решения, то можно подумать о некой складывающейся провокационной схеме: отсутствие контроля за курсантом и подстерегающий его «карающий меч» - жесткий спрос за успеваемость и дисциплину.
     Однако цель принятых решений совершенно иная. Новый облик Вооруженных Сил подразумевает не только новую организационно-штатную структуру и современную технику, но и качественно нового «человека с ружьем», тем более что речь идет об элите Вооруженных Сил - офицерах. Именно на качественную сторону подготовки кадров делает упор в своих требованиях министр обороны.
     Получить современные знания «из-под палки» невозможно. После поступления в военное училище молодому человеку должны оставаться доступны все источники получения информации для формирования мировоззрения - библиотеки, музеи, Интернет, кино, театр, обучение на курсах. Именно с этой целью курсантам будет предоставляться свободный выход. Тем более что большинство высших военно-учебных заведений находится в крупных городах - научных и культурных центрах.
     Вместе с тем в результате кадровых преобразований офицер становится, повторюсь, «штучным товаром», элитой Вооруженных Сил. Престиж офицерского звания будет подкреплен достойной зарплатой и социальными льготами. При этом мы не можем допустить, чтобы из училищ выпускались, извините за выражение, «полуфабрикаты». Предоставляя все возможности для учебы, затрачивая на это немалые бюджетные средства, Министерство обороны вправе установить высокую планку требований для своих выпускников, отсеяв тех, кто не отвечает предъявляемым требованиям.
     А требования действительно стали жесткими. 27 января 2010 года министр обороны РФ подписал приказ № 42, в соответствии с которым исключена возможность обучения в вузе слушателей и курсантов, получивших в ходе промежуточной аттестации хотя бы одну неудовлетворительную оценку. Запрещена пересдача неудовлетворительной оценки, полученной в ходе промежуточной аттестации (кроме уважительных причин: болезнь, семейные обстоятельства, служебные командировки). Курсанты, в дополнение к имеющимся причинам отчисления по недисциплинированности, представляются к отчислению за два и более не снятых дисциплинарных взыскания за семестр обучения от начальника факультета, ему равных и выше. По недисциплинированности отчисляются и слушатели военных академий, которым объявлено дисциплинарное взыскание за совершение грубого дисциплинарного проступка.
     Такой подход кого-то отпугнет от учебы в военном высшем учебном заведении. А кто-то, наоборот, будет уверен в том, что приобретет элитное образование. Государство же получит высоко и разносторонне подготовленных офицеров, осознанно сделавших выбор профессии «Родину защищать».
     - Тамара Анатольевна, а изменятся ли критерии приема в военные вузы?
     - Существенных изменений в этом году не произойдет. Как и прежде, будут учитываться результаты единого государственного экзамена, проводиться профессиональный психологический отбор кандидатов. Вместе с тем планка требований к будущим курсантам будет повышена. Министром обороны РФ 2010 год объявлен Годом физической подготовки и здорового образа жизни в Вооруженных Силах. В связи с этим уровень физической подготовленности кандидата станет одним из важнейших критериев для принятия приемной комиссией вуза решения о его зачислении на учебу.
     - В прошлом году в военные вузы был уменьшен набор, а в некоторые вообще не было приема. Эти шаги вызвали определенную реакцию в обществе.
     - Любая реформа вызывает неоднозначную реакцию. Это как две стороны одной медали. Но мы же должны понимать, что сегодня в связи с сокращением численности Вооруженных Сил уменьшилась потребность в офицерских кадрах. Образование стоит очень дорого, а военное особенно. Курсанты не только находятся на полном государственном обеспечении, но и получают денежное содержание, превышающее студенческую стипендию. В образовательном процессе используется вооружение, военная и специальная техника. Это также стоит немалых денег. Словом, подготовка одного курсанта обходится государственному бюджету в кругленькую сумму. Поэтому стране невыгодно продолжать набор курсантов, превышающий потребность в нем Вооруженных Сил. А что касается выпускников, которые в прошлом году не были востребованы по служебному предназначению в войсках, а такая ситуация возможна и в этом году, конечно, их чувства и переживания понятны. Но важно то, что все выпускники военных вузов получают диплом государственного образца и им присваивается квалификация в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по гражданской специальности, реализуемой военным вузом. В этом смысле они являются такими же специалистами с высшим или среднем профессиональным образованием, как и выпускники гражданских вузов. И не надо забывать о том, что молодые люди не только прошли армейскую школу, но и получили добротное образование по востребованным в обществе специальностям за счет средств федерального бюджета. Поверьте, это мечта многих абитуриентов.
     - Теперь хотелось бы узнать о новых подходах к воспитанию будущих защитников Отечества. Семилетнее обучение в суворовских военных училищах предполагает, что поступать туда будут совсем еще дети – 10–11 лет. Что делается для создания там соответствующих условий проживания и обучения? Как в связи с этим пересматриваются учебные планы?
     - Конечно, мы должны создать для обучающихся все необходимые условия, которые не только позволят эффективно овладевать знаниями, но и будут способствовать формированию общей культуры. Кроме того, изменения в сроках обучения потребовали принять меры по обеспечению училищ необходимым имуществом учебного назначения, проведению работ по совершенствованию их учебно-материальной базы.
     Наиболее остро этот вопрос стоял в Нахимовском военно-морском училище, где проводился капитальный ремонт всех учебных, жилых и хозяйственных объектов. Сегодня можно сказать, что с поставленной задачей мы справились. Нахимовцы, среди которых около половины детей военнослужащих, а также сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже учатся в обновленном училище. В их распоряжении светлые учебные классы и спальные помещения, бассейн, тренажерный зал, комнаты для самоподготовки и отдыха. Качество проделанной работы положительно оценил глава государства Дмитрий Медведев во время посещения училища в феврале этого года.
     Начиная с 2009–2010 учебных годов в суворовских училищах и кадетских корпусах вводятся дополнительные образовательные программы, направленные на всестороннее интеллектуальное, физическое и духовно-нравственное развитие личности. Кроме того, включены дополнительные образовательные программы спортивной, филологической, научно-технической и художественной направленности. В предвыпускных классах введено профильное обучение - к примеру, физико-математическое или филологическое.
     - Еще в середине прошлого года в одном из интервью вы сообщили, что дополнительно к существующей сети суворовских училищ будут созданы учебные заведения подобной направленности (в каждом федеральном округе) под эгидой Президента РФ, оснащенные по самому последнему слову науки и техники. Что это будут за училища? Чем они будут отличаться от уже существующих суворовских?
     - По поручению Президента РФ Министерством обороны совместно с аппаратами полномочных представителей Президента в федеральных округах подготовлены предложения по созданию президентских кадетских училищ в каждом федеральном округе. 4 декабря прошлого года эти предложения одобрены главой государства.
     Президентские кадетские училища создаются в ведении Министерства обороны на фондах ликвидируемых военно-учебных заведений. Главное их предназначение - развитие системы поддержки талантливых детей, подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на государственную службу как на военном, так и на гражданском поприще. В училищах будут применяться инновационные образовательные программы основного и среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы, направленные на всестороннее интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие личности. Кроме того, в старших классах будет организовано профильное обучение с углубленным изучением отдельных предметов. При этом особое внимание будет уделяться лингвистической подготовке обучающихся (не менее 2 иностранных языков) и спорту.
     Комплектование училищ предполагается осуществлять на конкурсной основе несовершеннолетними гражданами мужского и женского пола. Преимущество будет отдаваться детям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил. Кроме того, в училища будут приниматься дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также талантливые дети, проживающие на территории соответствующего федерального округа.
     Продолжительность обучения в училищах - 7 лет. Финансирование создания и обеспечения деятельности училищ будет осуществляться из федерального бюджета.
     В качестве конкретных мест размещения президентских кадетских училищ определены Оренбург, Челябинск, Санкт-Петербург, Ставрополь, Тула, Благовещенск и Кемерово. В связи с созданием Северо-Кавказского федерального округа конкретное место размещения на его территории президентского училища прорабатывается дополнительно.
     Сейчас проводятся организационные мероприятия, а также разрабатываются проекты необходимых нормативных правовых актов. Одновременно с этим активно идут ремонтно-строительные работы в Оренбурге, где президентское кадетское училище начнет работать уже с 1 сентября этого года. Остальные училища будут созданы в последующие три года.
     - Тамара Анатольевна, в обществе широко обсуждается решение отказаться от традиционного участия суворовцев и нахимовцев в парадах на Красной площади. Какова ваша точка зрения на это?
     - Я еще раз призываю тех, кому армия дорога, кто следит за тем, что происходит в Вооруженных Силах, не судить сразу с негативной точки зрения обо всем. Надо попытаться понять и разобраться, что стоит за этими изменениями.
     Сегодня мы пересматриваем подходы к суворовским училищам в целом. Нас критикуют, что мы убрали военную составляющую. Но какая это была военная составляющая! Есть стандартный учебный план, по которому из 36–42 часов в неделю (в зависимости от класса) лишь один час отводился на урок основ безопасности жизнедеятельности или военную подготовку. Наоборот, мы вводим в учебные планы предметы, которые прививали бы любовь к Родине, армии. Ведь эти ценности воспитываются не тем, что ребенок стоит на плацу по два часа, а совершенно другими подходами. И потом раньше выпускников суворовских училищ строго обязывали поступать в военные училища. Конечно, хорошо, когда, к примеру, дети военнослужащих продолжают династии, семейные традиции. Но это надо делать от души, а не ограничительными мерами, которые не эффективны и бесперспективны.
     Теперь по существу вопроса. Прекращение участия суворовских военных училищ в парадах в первую очередь направлено на повышение качества образовательного процесса. Подготовка к параду занимает около трех месяцев - напряженные ежедневные, в том числе и ночные тренировки приводят к длительному отрыву суворовцев от плановых занятий. Из-за физических и эмоциональных нагрузок у детей могут появиться варикоз, гипертония, физическое и умственное переутомление. При этом не забывайте, что суворовцы в это же время еще и учатся, а отрыв от занятий - это невыполнение учебного плана и как следствие снижение уровня общеобразовательной подготовки. Если раньше суворовцы поступали в военные вузы без экзаменов, что позволяло хоть как-то устроить потенциальных троечников, то сейчас все поступают по результатам ЕГЭ. В связи с этим длительный отрыв детей от занятий - непозволительная роскошь.
     Кроме того, привлечение к параду обучающихся в 9-х и 11-х классах невозможно в связи с их подготовкой к государственной итоговой аттестации, 5–7-х классов – в связи с возрастом детей (12-14 лет), а из одних восьмых классов невозможно сформировать парадную коробку.
     Вместе с тем, учитывая историческую значимость предстоящего празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, принято решение об участии в Параде на Красной площади суворовцев-барабанщиков Московского военно-музыкального училища, а также о размещении на гостевых трибунах лучших обучающихся от каждого суворовского училища. Поэтому говорить, что суворовцы не будут принимать участие в параде войск, не совсем правильно.
     - С 2008 года вы стояли у истоков создания уникального учебного заведения - Пансиона воспитанниц Министерства обороны. Это не аналог кадетского корпуса, скорее, он похож на институт благородных девиц. После того как министр обороны РФ принял решение о создании Пансиона воспитанниц, он стал весьма престижным учебным заведением. Ему скоро два года, а девочки получают там солидное и качественное гражданское образование. Как удалось за столь короткое время достичь таких высоких результатов? Планируется ли открытие подобных Пансионов для девочек в других регионах России?
     - Я давно работаю в системе образования и имею опыт создания учебных заведений подобного типа. До сих пор они живут, работают, уже имеют традиции. А московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» - это часть программы социальной защиты военнослужащих, которая сегодня предусмотрена в социальной стратегии Министерства обороны. Допустим, живет офицер, как говорится, «в далеких степях Забайкалья». Гарнизон, суровые климатические условия, небольшая зарплата, а у офицера талантливые дети. На месте они не имеют возможности получить хорошее образование. Поневоле у военнослужащего закрадывается сомнение в справедливости жизни. А то разностороннее образование, которое дают в пансионе, настолько элитное, дорогое, что его могут позволить себе не только в нашей стране, но и на Западе только очень обеспеченные люди. Девочки после пансиона будут ощущать себя уверенно в любом обществе. Они будут свободно говорить на иностранных языках, знать правила поведения за столом, танцевать, петь, разбираться в живописи, играть на музыкальных инструментах, словом, обладать широким кругозором. Это образование дает толчок для развития личности, возможности личности самой определять и строить судьбу. И это правильно. Каждый военнослужащий должен понимать, что у его детей есть шанс получить хорошее образование.
     Хочу отметить, что в пансионе обкатываются новые идеи для образовательной системы Министерства обороны. Для этого проведен тщательный отбор руководящего и педагогического состава, проводится интенсивное обучение и повышение квалификации всех преподавателей, чтобы они владели современными методами обучения.
     Внедрение инновационных педагогических технологий, прежде всего компьютеризация образовательного процесса, обучение детей нескольким иностранным языкам, расширение спектра образовательных программ через внедрение широкого цикла интегрированных, позволяют воплотить основной принцип современного образования - «индивидуально-личностный подход». Кроме того, в пансионе созданы условия для адаптивной образовательной среды, которые предусматривают деление воспитанниц на разноуровневые учебные группы для выравнивания у них знаний по определенному предмету, а также применение индивидуальных образовательных программ.
     В следующем году мы оценим действенность созданного в пансионе образовательного пространства. Результаты ЕГЭ воспитанниц покажут правильность выбранных направлений в обучении и воспитании. В случае успеха мы будем распространять накопленный опыт на другие образовательные учреждения. Тем не менее с учетом формирования сети президентских кадетских училищ, а также открытия приема девочек в суворовские училища в других регионах аналогичные пансионы создавать не планируется.
     - Тамара Анатольевна, понимаю, что реформа военного образования идет непросто...
     - Да, сейчас очень сложный этап реформирования не только военного образования. Преобразования коснулись всей образовательной системы страны. И это надо понимать. Как любая реформа, реорганизация касается всех. Новое всегда встречают, принимают с трудом, ведь приходится менять уже укоренившиеся представления о системе военно-патриотической подготовки. Но жизнь не стоит на месте. С учетом в том числе и сложившихся традиций, например, в вузах, которые войдут в системообразующие военные учебные заведения, мы делаем все возможное, чтобы сохранить их исторические названия, знамена, реликвии. Лично мне тоже приходится непросто. Для многих удивительно, что во главе военного управления впервые в российской истории стоит женщина. Сомневаются, не доверяют... Я на это говорю: «Может, я не знаю, как правильно стрелять, но знаю, как правильно организовывать образовательный процесс. А сегодня мне поставлена задача - сделать все возможное и невозможное, чтобы наши военно-учебные заведения стали образцовыми не только для гражданских вузов, но и лучшими в мире. И именно в этом заключается моя цель».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex