Главным принципом переговоров при подготовке нового российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений была равная и неделимая безопасность сторон. Об этом заявил во вторник глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на пресс-конференции в связи с подготовкой к подписанию документа, которое состоится 8 апреля в Праге. По словам министра, позиция российской делегации на переговорах основывалась на тщательно выверенном анализе реального положения дел в сфере ядерных вооружений, на объективных стратегических потребностях и возможностях нашего государства. На этих принципах «мы вели дело к такой договоренности, которая при согласованном понижении потолков стратегических наступательных вооружений укрепляла бы безопасность России и глобальную стратегическую стабильность, устойчивость наших отношений с США», добавил, как сообщает ИТАР-ТАСС, Сергей Лавров.
Поэтому договор по СНВ, согласованный на переговорах в Женеве, станет первым документом такого рода, который является абсолютно равноправным как по духу, так и по букве. «Паритетность обеспечена во всех без исключения его компонентах, начиная с принципов, определяющих его философию, параметров, контрольных, верификационных и прочих процедур», - подчеркнул Сергей Лавров.
Глава МИД РФ отметил, что новое соглашение заменит не только Договор СНВ-1, но и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года, который прекратит свое существование. «Стороны уже давно выполнили, а фактически перевыполнили обязательства по двум прежним договорам», - подчеркнул глава МИД РФ. По его словам, в отличие от старого ДСНВ новый договор позволяет сторонам самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.
Поле деятельности новой договоренности охватывает все существующие стратегические наступательные вооружения независимо от их оснащения - ядерного или неядерного. Обычные неядерные боезаряды включаются в предельные уровни для боезарядов, предусмотренных договором, а их носители - в общие уровни средств доставки. «Эта договоренность послужит стартовой площадкой для дальнейшего диалога о влиянии межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в обычном оснащении на стратегическую стабильность, - убежден Сергей Лавров. - Это принципиально важно, поскольку мы считаем, что стратегические наступательные вооружения в обычном оснащении будут дестабилизировать обстановку».
В новом договоре существенно упрощен диверсификационный механизм, что позволит снизить расходы на контрольную деятельность и значительно уменьшить нагрузку на инспектируемые объекты. Упрощены процедуры переоборудования и ликвидации средств СНВ, положения, связанные с информационным обменом, значительно сокращена номенклатура уведомлений. В нем нет ограничений, контроль за соблюдением которых требовал бы использования телеметрической информации. «Тем не менее мы пошли на согласование процедуры обмена телеметрической информацией исходя из необходимости обеспечения дополнительной транспарентности и предсказуемости действий сторон, при этом характер телеметрической информации для передачи партнеру каждая сторона определяет самостоятельно», - сказал Сергей Лавров.
При подготовке договора было невозможно проигнорировать неразрывную взаимосвязь СНВ-ПРО и возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений. В этой связи положение о взаимосвязи СНВ-ПРО, подчеркнул глава МИД РФ, четко прописано в самом договоре, то есть в юридически обязывающей форме. Кроме того, зафиксированы обязательства сторон не переоборудовать и не использовать пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок для размещения в них противоракет и наоборот.
В договоре также зафиксировано, что он заключается в условиях имеющихся у сторон уровней стратегических оборонительных систем. Изменение этих уровней оставляет каждой стороне право решать вопрос о своем дальнейшем участии в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений. «Российская Федерация, в частности, будет иметь право выйти из договора, если количественное и качественное наращивание потенциала стратегической противоракетной обороны США начнет оказывать существенное влияние на эффективность российских Стратегических ядерных сил, - заявил Сергей Лавров. - Разумеется, мы сами будем определять степень такого влияния. Это будет специально оговорено в заявлении Российской Федерации, которое будет частью пакета документов договора, и в ответном заявлении США. Это наша четкая позиция будет принята к сведению».
По словам Сергея Лаврова, договор создает дополнительные возможности для дальнейшего развития двустороннего партнерства России и США. Важно также и то, что договор подписывается накануне предстоящих в апреле и мае саммита по ядерной безопасности и восьмой обзорной конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия.
«Мы призываем все государства, все без исключения государства, и прежде всего те их них, которые располагают ядерными арсеналами, присоединиться к усилиям России и США в этой сфере и активно вносить свой вклад в процесс разоружения», - заявил глава МИД РФ.
|