на главную страницу

7 Апреля 2010 года

Армия и общество

Среда

ВСЕ АСПЕКТЫ РАТНОЙ СЛУЖБЫ

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда». Фото Виталия АНЬКОВА.



Начальник Главного организационно-мобилизационного управления - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Василий Смирнов стал очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда».

     - На состоявшейся на днях пресс-конференции было названо точное число молодых людей, которых в Вооруженные Силы призывают в этом году – это 270 тысяч. Как определяется число призывников?
     - Да, в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе с 1 апреля начался призыв граждан на военную службу. Определена цифра призыва – 270 тысяч 600 человек.
     Число призывников прежде всего определяется из потребности в комплектовании соединений и частей Вооруженных Сил, да и не только Вооруженных Сил, а всех других министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба по призыву. Определяется общая потребность. Она накладывается на возможности, исходящие из демографических условий, в которых мы живем, из состояния здоровья граждан, из того процента и той статистики граждан, которые проходят обучение, имеют право на отсрочку. Мы определяем, сколько можем призвать и можем ли полностью удовлетворить потребности военной организации государства в призывном контингенте.
     - А вот это число – 270 тысяч 600 человек – соответствует потребностям Вооруженных Сил?
     - Да. На сегодняшний день эта цифра является оптимальной. Она позволяет укомплектовать Вооруженные Силы в полном объеме. Практически они будут укомплектованы на 95-98 процентов.
     - А кто является самым массовым заказчиком? Какой вид Вооруженных Сил?
     - Основном заказчиком являются Вооруженные Силы. А в Вооруженных Силах, несомненно, Сухопутные войска. Исторически так сложилось, что это самый массовый вид Вооруженных Сил. И основная масса призывников, конечно, направляется именно туда. Хотя поступают они и в другие виды и рода Вооруженных Сил.
     - Учитывается ли при этом пожелание призывника?
     - Несомненно. Перед тем как призвать гражданина на военную службу, с ним проводится большая работа. Прежде всего в 17 лет он становится на воинский учет, проводится его медицинское предварительное освидетельствование. Уже тогда гражданину объясняют, где он может служить исходя из состояния здоровья, уровня образования и тех наклонностей, которые у него соответственно есть. В 18 лет уже более предметно начинается разговор исходя из результатов медицинского освидетельствования, определения годности на предмет военной службы, с учетом образования, здоровья и личных пожеланий.
     Очень много желающих проходить службу в Воздушно-десантных войсках, в соединениях специального назначения. В последнее время появляется много желающих служить в Военно-морском флоте. Мы стараемся такие просьбы удовлетворить в полном объеме. Если гражданин имеет высшее образование, для нас это является в общем-то определяющим в выборе места и специальности, на которой он будет проходить службу. Образование, которое юноша получил в вузе, мы стараемся использовать, конечно, по максимуму. Весной этого года даны четкие указания, чтобы все эти показатели учитывались в полном объеме, чтобы гражданин мог по возможности служить там, где хочет, и на той военно-учетной специальности, которая для него наиболее привлекательна.
     - Василий Васильевич, скажите, пожалуйста, изменился ли перечень болезней, из-за которых гражданин признается негодным к прохождению службы? Изменилась ли система проверки здоровья?
     - Если сравнить наш перечень расписания болезней с тем перечнем, который имеется в других государствах, где предусмотрена военная служба по призыву, то в России более жесткие требования.
     Вооруженным Силам призывник, имеющий заболевания, не нужен. Необходимо, чтобы этот гражданин поправил здоровье, и уже после этого по нему принималось решение о прохождении службы по призыву. Мы за то, чтобы служили здоровые люди. И для того, чтобы это было так, в прошлом году более 700 военных врачей проводили на сборных пунктах военных комиссариатов повторные освидетельствования.
     - Если говорить об отсрочках, то они главным образом касаются учебы. А что делать молодому человеку, которому на время учебы предоставлена отсрочка, но тем не менее приходит повестка? Как ему поступать?
     - Хочу сказать, что страшного ничего нет, если приходит повестка из военкомата, а человек учится в высшем учебном заведении. Ему просто нужно истребовать справку формы 26 и представить в военный комиссариат. Там убедятся, что он действительно проходит обучение. У нас ведь по-разному бывает. Граждане и бросают учебу, и их отчисляют. А если кто-то бросил учебу или его отчислили, то он подлежит призыву на военную службу. Уверяю вас, что ни одного студента мы в армию не призываем. По завершении учебы в вузе, когда он потерял статус студента и стал уже специалистом, то, конечно, подлежит призыву, если нет иных оснований для отсрочки.
     - Перерыв в учебе с определенного времени приводит к потере отсрочки?
     - Нет. Тут несколько иные правила. Академический отпуск на срок не более года не приводит к потере отсрочки, если все оформлено правильно. Если же гражданин отчислен, или перевелся в другой вуз, или он был отчислен, а потом восстановился, то действительно в такой ситуации потеря отсрочки возможна.
     - Академический отпуск не приводит к утрате отсрочки даже с потерей курса?
     - Отпуск в один год - да.
     - Вооруженные Силы – это заказчик. Собственно призыв проводят местные призывные комиссии. Бывает, что они признают человека здоровым, когда тот на самом деле болен. Чего боятся призывники? Боятся попасть под план, который нужно выполнить во что бы то ни стало. Сталкиваетесь ли вы с чрезмерной ретивостью призывных комиссий?
     - Вы очень правильно заметили, что сами Вооруженные Силы призывом граждан на военную службу не занимаются. Это задача призывных комиссий, которые состоят из представителей субъекта РФ или органа местного самоуправления. Они и принимают решение о призыве гражданина на военную службу.
     Планирование призыва – важное мероприятие. Нельзя, конечно, допускать такого, что кто сколько сможет, тот столько и призывает. Доводится план, ориентировочная цифра, и вокруг этих цифр и организуется работа. Но первоначально, как я уже говорил, изучаются возможности того или иного региона, органов местного самоуправления призвать определенное количество граждан. Цифры плана отнюдь не абстрактные. Они вытекают из статистики первоначальной постановки на воинский учет, обучения молодых ребят, статистики состояния здоровья и работы с каждым призывником в процессе постановки на учет.
     Всеобщей борьбы за выполнение плана сегодня нет. Тем более что на сегодняшний день у нас более 3 миллионов граждан призывного возраста 18-27 лет и есть возможность в общем-то выбирать. И нет необходимости говорить о том, что где-то план стремятся выполнить любой ценой.
     - Но ведь бывает, что и «план гонят», и облавы устраивают...
     - Насчет облав я бы с вами поспорил. У законопослушных граждан проблем с этим не бывает. А что касается принуждения гражданина к исполнению тех требований закона, которые в Российской Федерации он обязан исполнять, то это нормальная схема. И если представители Министерства внутренних дел – это их функции – по спискам военных комиссариатов проводят розыски и действительно порой осуществляют приводы, то это правоприменение, к которому не может быть претензий.
     - В целях пресечения каких-либо незаконных действий должен, видимо, существовать такой треугольник: собственно Вооруженные Силы, местные призывные комиссии, а дальше – военная прокуратура и общественность. Существуют ли взаимопонимание и взаимодействие в этом треугольнике?
     - Несомненно. Если вы заметили, когда я проводил пресс-конференцию, со мной рядом находился представитель военной прокуратуры, который тоже давал пояснения по проблемам призыва. Более того, в подготовительный период перед началом призыва мы вместе с общественными объединениями, прокуратурой проверяем готовность сборных пунктов военкоматов, пунктов транзита к проведению призывной кампании. Совместная проверка готовности к призывной кампании давно стала нормой.
     Более того, представители общественных организаций приглашаются для работы в составе призывной комиссии любого образования, будь то субъект или муниципальное образование. Для работы, а не для того, чтобы приходить на комиссию, выхватывать какой-то факт и уходить. Мы приглашаем к деловому сотрудничеству, чтобы смотреть, принимать на учет...
     - То есть постоянно за всем следить?
     - Конечно! Более того, при вынесении решения призывной комиссии имеют право присутствовать родители призывника. Это не возбраняется. Пожалуйста. То есть сегодня сборный пункт военкомата открыт. И призыв прозрачен как никогда, мы готовы работать по всем тем негативным моментам, которые могут появиться. Действительно, объемы призыва большие, действительно, большое количество людей привлечено к этой работе и могут возникать какие-то нюансы. Но давайте вместе реагировать и вместе принимать решения. Я думаю, это нормально.
     - Василий Васильевич, а как быть призывнику в ситуации, когда он по состоянию здоровья имеет реальное право на то, чтобы не служить – например, с астмой или каким-то другим серьезным заболеванием, – а его все-таки признают годным? Как он должен действовать?
     - Когда юношу пригласили на призывную комиссию, а это комиссия субъекта РФ, очень ответственные люди, то он должен заявить о наличии у него каких-то заболеваний или оснований для предоставления отсрочки. И я полагаю, что это будет обстоятельно рассмотрено. В противном случае он может оспорить решение о призыве в суде.
     Скоро мы начинаем работу прямой линии связи с Генштабом. Любой гражданин, родитель может позвонить и изложить свои проблемы, связанные с призывом, проконсультироваться. Кроме того, в каждом военном округе, в каждом субъекте РФ работают свои прямые линии. Такая линия работает и в прокуратуре. Как в центральной, так и на территориях. То есть сегодня каждому предоставлена возможность сказать о тех проблемах, которые есть у призывника. Ну и любой призывник сегодня с мобильным телефоном ходит. И даже в армии сегодня разрешили ими пользоваться.
     - То есть призывник имеет право позвонить по любому адресу?
     - Конечно.
     - И запретить ему этого не могут?
     - Никто не может запретить.
     - Еще вопрос. Сейчас в Государственной Думе готовятся рассмотреть поправки в закон, чтобы дать возможность 18-летним поступить в вузы по окончании школы...
     - Не думаю, что это серьезная проблема. У нас не такое уж большое количество граждан, которые завершают обучение в школе в 18 лет, и я думаю, что здесь осложнений особых в плане призыва не будет. Дальше все зависит от законодателей – не от Министерства обороны.
     - Давайте вернемся к статистике. Когда мы говорим, что 270 тысяч с половиной молодых россиян будут призваны, это же не весь резерв, который существует, не весь призывной контингент...
     - Конечно, у нас значительно больше граждан призывного возраста.
     - Значительно больше... Каков этот показатель? Сколько у нас отсеивается по здоровью, а то и уклоняется от призыва?
     - Действительно, проблема определенная существует. Казалось бы, количество граждан призывного возраста в стране, я имею в виду от 18 до 27 лет, весьма значительно, больше 3 миллионов. А призываем мы 270 тысяч. К сожалению, до трети граждан, подлежащих призыву на военную службу, освобождаются полностью или им предоставляется отсрочка для лечения, то есть по состоянию здоровья. Значительное количество граждан имеют отсрочку по другим основаниям – это порядка 50-58 процентов. Большинство из них обучаются в высших учебных заведениях. А остальных мы можем призвать. Если говорить о статистике, то сегодня мы, конечно, можем призвать и больше 270 тысяч. Но потребности военной организации государства пока такивы, что 270 тысяч – это достаточно.
     - Совершенно определенная установка есть – не призывать с избытком...
     - В Вооруженные Силы мы призываем юношу на конкретную должность. Нет в Вооруженных Силах лишних должностей, и каждая имеет определенное название, определенную штатную клеточку, на нее предусмотрено выделение определенных финансовых средств государством. И призвать просто так праздно шатающихся, извините за столь вольное выражение, невозможно практически. Такого не бывает.
     Мы и подготовленных в учебной сети ДОСААФ, и подготовленных в учебной сети Вооруженных Сил, и граждан, имеющих специальность гражданскую, родственную военной, определяем на конкретную военно-учетную специальность в конкретную воинскую часть для прохождения службы. То есть каждый гражданин, прошедший через призывную комиссию, направляется на конкретную должность в конкретную воинскую часть. И нет такого, что привезли в часть новобранцев и начинают разбираться, куда кого определить. Потому что каждый должен получить какую-то специальность.
     - Василий Васильевич, а другие силовые ведомства через вас комплектуются призывниками или как-то иначе?
     - Мы комплектуем всю военную организацию государства, все структуры, где предусмотрена военная служба по призыву. Это и МВД, и МЧС, и другие войска, где эта служба есть. Всех и полностью.
     - Скажите о пограничниках. Как их формируют?
     - К пограничникам несколько другой подход. Они 2 года назад перешли полностью на контрактную основу. То есть призывниками пограничные войска мы не комплектуем.
     - Есть вопрос от слушателя: «Может ли призывник попасть на службу в Чечню?»
     - Если руководствоваться теми законодательными актами, которые действуют, то в соответствии с положением о прохождении службы для выполнения боевых задач призывники могут привлекаться после получения военно-учетной специальности через полгода. Так записано в положении. Но Министерство обороны в 2005 году объявило о том, что в соединениях и частях, дислоцирующихся на территории Чеченской Республики, призывники служить не будут. Это обязательство мы выполняем.
     - Было так, что, скажем, призывник полгода служит и с ним заключается контракт. Он становится контрактником и соответственно может быть направлен в «горячую точку». Сейчас что-то изменилось?
     - Контракт – проблема сложная, и мы не ставим целью комплектовать соединения и части полностью на контрактной основе. Более того, мы снижаем количество контрактников. Почему это делаем? Мы комплектуем контрактниками только те должности, которые определяют боеспособность соединений и воинских частей. Те должности, где наиболее сложная техника, вооружение. И количество контрактников у нас будет к концу года даже несколько меньше, чем их имеется сегодня.
     - Была интересная идея, касающаяся контрактов. Сделать так, чтобы контракт был осознанным и исключались принуждение к контракту, какие-то уговоры...
     - На сегодняшний день мы граждан, проходящих военную службу по призыву, на контрактную службу не приглашаем по той причине, что они обязаны выполнить сначала свой долг по призыву. И если юноша мотивированно после этого захочет проходить службу по контракту и у нас есть должности, определяющие боеспособность, и они вакантны, то мы рассмотрим этот вопрос в установленном порядке. А вот поголовного, «для галочки» заключения контрактов – такого нет, в этом я вас уверяю. Сегодня многие сами хотят остаться служить на контрактной основе. У контрактника налицо и определенные социальные гарантии, и финансовое обеспечение. Но от контрактника требуется и серьезная отдача.
     - Иначе дискредитация идеи?
     - Да. Иначе дискредитация идеи, вы правильно говорите. Поэтому мы очень осторожно подходим к этому вопросу.
     - Многие слушатели спрашивают, будет ли увеличиваться срок службы?
     - Спасибо за вопрос. Честно скажу: у нас большое количество обращений граждан по этому поводу, мы просто завалены этими обращениями. Министерство обороны не выходило и не планирует выходить с предложениями об увеличении сроков службы. Срок службы определен законом – 12 месяцев, 1 год. Так и будет.
     - Скажите, пожалуйста, для вас, как начальника Главного организационно-мобилизационного управления, что сейчас главное? Где тот рычаг, который надо повернуть в первую очередь?
     - Мы эти рычаги уже поворачиваем. Начали с боевой подготовки. Второе, это обустройство военных городков. Сегодня у нас многие военные городки уже надлежащим образом обустроены. Значительно улучшена форма одежды, успешно решается проблема питания, и похудевшим из армии, по-моему, еще никто не приходил. Более того, по решению министра обороны начат эксперимент по совершенствованию и наращиванию физической подготовленности военнослужащих. Эксперимент этот проводится в Алабине в 5-й мотострелковой бригаде. И его первые итоги показали, что ребята с величайшим удовольствием занимаются физической подготовкой... Делается все, чтобы служба становилась все более привлекательной и чтобы ее никто не боялся.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex