на главную страницу

7 Апреля 2010 года

Армия и общество

Среда

КОСМОНАВТИКЕ ВАЖНА ИДЕЯ!

Беседу вела Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда». Фото Алексея ВЕРПЕКИ.



Наша встреча c академиком Борисом Евсеевичем ЧЕРТОКОМ, которому исполнилось 98 лет, состоялась в Мемориальном доме-музее С.П. Королева. Это было единственное условие патриарха ракетно-космической техники. Но беседа была не о гениальном конструкторе и не об истории зарождения космонавтики, а о ее будущем.

     НАША СПРАВКА. Знакомство Б.Е. Чертока с С.П. Королевым произошло в 1945–1946 годах в Германии, где вместе с другими советскими специалистами Борис Евсеевич изучал ракетную технику поверженной Германии. Та встреча связала их на двадцать лет совместной работы - до самой смерти великого конструктора. Черток стал одним из ближайших соратников Королева, его заместителем, «генералом от космоса». Разрабатывал системы управления для всех ракет королевского КБ, для искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций. Занимался проблемами астронавигации. Ни одна разработка королевского КБ не проходила без участия Чертока, и все успехи Чертока - это успехи и КБ. Он участник создания ракеты Р-5 - носителя ядерного оружия. 20 апреля 1956 года за участие в создании и испытаниях ракеты Р-5 награжден орденом Ленина. В 1961 году за создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета Ю.А. Гагарина в космическое пространство Б.Е. Черток удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему присуждены Ленинская (за участие в создании первых искусственных спутников Земли, 1957) и Государственная премии СССР (за участие в осуществлении проекта «Союз - Аполлон», 1976).
     Вся научно-инженерная деятельность Б.Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.


     - Борис Евсеевич, скажите, о каких космических кораблях мечтал Сергей Павлович Королев?
     - Все, что он мог сделать, исходя из возможностей, которые были у государства, он сделал: первый «Восток», первый пилотируемый корабль. Но Сергей Павлович не просто мечтал, он был человеком практической хватки и работал так, чтобы его мечты как можно меньше расходились с реальными возможностями. Мечтать можно было о Марсе, о завоевании всей Солнечной системы, тем более что их прогнозировал К.Э. Циолковский. Но Королев ставил конкретные задачи: первый спутник, первый полет человека в космос, два человека в космосе, выход в открытый космос, женщина в космосе... Следующим шагом по его планам была Луна, и здесь началось соревнование с мощной экономикой и техникой США. Надо признать, что американцы так называемую лунную гонку выиграли. Повторять то, что сделали они, уже не имело смысла. Дальнейшие политико-социальные изменения в нашей стране вообще сняли эти вопросы с повестки дня.
     - Как вы оцениваете состояние и перспективы отечественной космонавтики?
     - Наши космодромы Капустин Яр, Байконур, Плесецк в сумме по количеству пусков вывели Россию на первое место в мире в 2009 году. Надо отдать должное Космическим войскам, РВСН, Роскосмосу: они не только прикрывают страну, но и активно поддерживают российскую космонавтику. Несмотря на проблемы, российская космонавтика остается ведущей силой в отечественной экономике.
     2009 год подтвердил, что российский оборонно-промышленный комплекс способен создавать самые современные технологически сложные системы. Этот комплекс был и остается реальной производственной базой для прогресса нашей космонавтики. Но при этом нужно признать, что все приоритетные достижения космонавтики в XXI веке пока базируются на открытиях и достижениях науки и техники ХХ века. Так, 20 января 2010 года председатель Правительства В.В. Путин поздравил ветеранов и работников ракетной отрасли с 50-летием принятия на вооружение первой стратегической межконтинентальной ракеты Р-7. Модификации этой ракеты под индексом «Союз» до сих пор остаются самыми надежными космическими носителями. Живут научные и конструкторские производственные предприятия, основанные Королевым, Челомеем, Глушко, Янгелем, Исаевым, Макеевым, Пилюгиным, Барминым, Рязанским, Козловым, Решетневым, Надирадзе, Конопатовым, Семихатовым... Современная научная база создавалась Келдышем, Петровым, Тюлиным, Мозжориным, Охоцимским. Однако надо признать, что за последние годы российская космонавтика катастрофически отстала от американской и европейской в части прямых фундаментальных научных исследований. У нас нет ни одного научного космического аппарата. Десять лет никак не долетим до Фобоса. «Коронас» то работает, то «чихает». В то же время российские олигархи создают роскошные яхты, каждая из которых по стоимости соизмерима с научным космическим аппаратом. Вот и получается, что у нас яхты, а у американцев - почти вся мировая космическая наука. США сделали крупнейшие открытия в области астрономии, астрофизики, вообще очень далеко продвинули знания человека о нашей Вселенной с помощью специальных научных космических аппаратов... Как сказал один из героев любимого космонавтами фильма: «За державу обидно».
     У современной отечественной космонавтики возникли неведомые ранее проблемы. Например, наш легендарный носитель «Союз» лишился производства перекиси водорода на территории России - рабочего тела для турбонасосного агрегата. Покупаем за рубежом. 50 лет назад такое трудно было представить. Сейчас найти квалифицированного рабочего для работы на современных станках труднее, чем после войны, когда с фронта не вернулись миллионы.
     Всего в истекшем году в космос было выведено 80 космических аппаратов. Из них порядка 30 - с российских космодромов. Но наши носители в большинстве своем выводили в космос чужие полезные нагрузки, то есть это были коммерческие пуски. И это неудивительно: запуск иностранного спутника связи надежными российскими носителями «Союз» и «Протон» обходится в полтора раза дешевле, чем американскими.
     Для серьезного развития космонавтики нашему государству необходимо оздоровление всей экономики страны. Для сохранения России в числе ведущих космических держав необходимы принципиально новые технологические и научные позиции.
     - Каким вы видите развитие мировой космонавтики?
     - За счет транспортных систем России и Европы будет поддерживаться работа МКС. Сама по себе станция для США особого интереса уже не представляет. Через 10-15 лет, побив 15-летний рекорд «Мира», МКС затопят. Россия, Европа и Япония без экономической поддержки США обеспечить работу станции не смогут. Продление жизни МКС для России - проблема не только экономическая, но и научная.
     Вместо знаменитой обсерватории «Хаббл», которая без профилактики с помощью шаттлов просуществует еще лет пять, на орбите появится новая обсерватория для изучения Вселенной. Автоматические аппараты продолжат исследования и обогатят науку новыми открытиями, связанными с планетами Солнечной системы, прежде всего спутниками Юпитера и Сатурна. Мощный аппарат NASA разрабатывает не только технику, но и стратегию будущего космонавтики.
     Круглосуточная информация со спутников дистанционного зондирования Земли обеспечит надежные метеорологические прогнозы, контроль за техногенными катастрофами, нарушением экологического режима, предупредит о чрезвычайных ситуациях и т.д. Наблюдать за стратегически важными районами будут секретные спутники военной разведки. Оптико-электронные цифровые системы гарантируют разрешение до единиц сантиметров при обработке информации в реальном масштабе времени.
     Годовой бюджет NASA в 2008 году превысил космический бюджет России почти в 10 раз. Нет сомнения, что при таких начальных условиях в ближайшие 15 лет США создадут новый сверхтяжелый носитель и пилотируемые корабли для полета к Луне. Плюс лунные посадочные модули и систему доставки грузов для лунной базы.
     Китай в ближайшие 20-25 лет тоже будет вкладывать огромные средства в космонавтику. Думаю, что Китай станет второй, а может, и первой державой, способной на реальное «господство в космосе».
     - Возможны ли в будущем «звездные войны»?
     - Во времена «холодной войны» американская пропаганда ввела термин «звездные войны». Под ним понимались программы противоракетной обороны, борьба с космическими средствами военного назначения и любые другие действия, при которых космическое пространство используется в военных целях.
     Открытые и совсекретные программы «звездных войн» ограничивались околоземным космическим пространством, а в перспективе и созданием военных баз на Луне. Кстати, именно наши ученые еще в 1960-х годах научились первыми в мире попадать ракетой в ракету. Тем самым была создана теория защиты от баллистических ракет. Эти ракеты в свое время назывались «абсолютным оружием», которое нельзя уничтожить.
     Эффективным средством ослепления и поражения наземных систем ПВО, ПРО, различных радиоэлектронных средств управления войсками могут стать сверхширокополосные излучатели. Мощные генераторы направленной электромагнитной энергии могут быть установлены на геостационарных космических платформах, а в будущем, возможно, и на лунной базе. Практически все виды современного оружия, системы управления движением самолетов, морских судов, наземных боевых средств, все виды передачи и обработки информации используют микроэлектронную аппаратуру с низким уровнем напряжений и токов. Импульсное воздействие сверхширокополосных электромагнитных импульсов приводит к возникновению наведенных токов сравнительно высокого напряжения во всех электронных приборах и практически выводит их из строя.
     Другим оружием «звездных войн» может быть образование искусственных радиационных поясов вокруг Земли. Известно, что одного взорванного на высоте 125-300 км ядерного заряда мощностью около 10 кт достаточно, чтобы на много часов прекратить возможность всех видов радиосвязи по всем диапазонам на тысячи километров от места взрыва из-за образования плазмы высокой концентрации.
     В XXI веке появятся такие новые виды космического оружия, которые сегодня мы и придумать не способны.
     - Насколько необходимо человечеству освоение Луны?
     - Несмотря на то, что президент США Обама отменил программу исследования Луны, я считаю, что для человеческой цивилизации и космонавтики исследование Луны - жизненная необходимость. Сегодня Россия всерьез Луной не занимается, в отличие от Королева и совета главных, конструкторов, которые занимались проблемами исследования Луны. Когда-то в Советском Союзе уже готовили проект базы на Луне, которую в шутку называли «Барминградом», по имени главного конструктора. Трудности создания лунных баз - чисто технологические, инженерные и экономические, для этого не нужно каких-то научных открытий. Но есть проблемы социально-политические, экономические и международные, с которыми столкнется любое государство, желающее иметь свою базу на Луне.
     Именно поэтому мне кажется, что Россия самостоятельно в ближайшие 20-25 лет не сможет построить такую базу. Возможно даже, что Китай создаст свою базу лет на пять раньше России. Четвертым колонизатором Луны будет Индия. Маловероятно, но теоретически возможно объединение технических и экономических средств для строительства международной лунной базы России с участием Европы. Примером такого объединения технологических и экономических средств является МКС. Сроки и цели строительства баз на Луне будут определяться глобальной политической обстановкой. Объединение усилий многих стран под эгидой США может сократить сроки на 3-5 лет.
     Луна принадлежит планете Земля. На ней люди могут жить, используя местные лунные ресурсы и современную технологию. Но для этого предстоит связать Луну с Землей надежной постоянно действующей пилотируемой транспортной системой с двусторонним движением.
     На поверхность Луны можно перетащить всякого рода вредные компоненты, засоряющие нашу систему, и построить там разного рода производства.
     На Луне есть материалы, которых нет на Земле. Это, например, гелий-3. Хоть удовольствие и дорогое, но эти материалы можно доставлять на Землю, что будет способствовать развитию техники термоядерного синтеза на нашей планете.
     Имея на Луне базу, можно построить на ней систему постоянного зондирования и контроля за Землей, не выводя дополнительных искусственных спутников.
     - А освоение дальнего космоса?
     - Не только СМИ, но и известные ученые и политики заявляют о предстоящих в ближайшие десятилетия пилотируемых экспедициях на Марс как о главной задаче космонавтики XXI века. Надо признать, что с технологической точки зрения это вполне реально. Однако доказать необходимость такой программы очень трудно. Действительно, зачем выкладывать не менее 300-500 млрд. долларов, если на все интересующие землян вопросы могут ответить роботы, управляемые учеными с Земли. Автоматические аппараты убедительно доказали, что жизни на поверхности Марса нет. До конца этого века на Марсе высадятся по меньшей мере еще 8-10 марсоходов. Они детально, не спеша исследуют атмосферу, динамику, климат и грунт планеты на большой глубине. При этом новая информация будет получена без огромного риска для жизни людей. Участники марсианской экспедиции проведут почти год в невесомости по дороге туда. Сразу после посадки на Марс они начнут готовиться к обратному, еще более рискованному полету. Ведь в отличие от орбитальных станций Земля чем-то помочь «марсианам» не сможет. Амбициозная цель не оправдает огромных затрат и риска.
     - Как, на ваш взгляд, должна развиваться пилотируемая космонавтика?
     - С моей точки зрения, сегодня по своей перспективе роль пилотируемой космонавтики спорна и неопределенна. На ближайшие 10-15 лет она застабилизирована с помощью МКС. Не будь этой станции, трудно было бы представить, что бы творилось с пилотируемой космонавтикой в целом.
     В настоящее время возникли проблемы с доставкой американских космонавтов на МКС на многоразовых шаттлах: даже столь богатая страна, как Америка, не может себе позволить тратить 1,5 млрд. долларов на доставку космонавтов на таких дорогих системах. Поэтому я считаю правильным, что американцы программу шаттлов прикрывают. Хотя надежность их, невзирая на две катастрофы, достаточно высокая. Но если вывод в космос космонавтов обходится вместо обещанных 100 долларов за килограмм - 25-30 тысяч долларов, то, по мнению американцев, нет смысла такими системами пользоваться. Поэтому жизнедеятельность станции можно будет поддерживать с помощью российских носителя «Союз» и грузового корабля «Прогресс».
     Недавно в Токио состоялось совещание глав космических агентств - участников проекта МКС. Они договорились всеми возможными средствами поддерживать работоспособность станции. С моей точки зрения, крупнейшее достижение, которое получила мировая космонавтика благодаря эксплуатации МКС, - это то, что человечество убедилось в возможности работы в открытом космосе продолжительностью до 7-8 часов. Человек за счет этого может обеспечить строительство в космосе любых конструкций. Значит, он способен с этим справиться и на Луне. Но я вижу и недостаток станции. Он, на мой взгляд, состоит в том, что она не используется в целях серьезных научных исследований. Никаких существенных открытий с помощью станции не сделано. Одно из крупнейших исследований - на Луне вода есть. Величайшее открытие - человечество во Вселенной одиноко. Мы с вами единственные разумные существа на тысячи световых лет. Больше никого на свете нет! Но в этом открытии станция не участвовала. Это сделано с помощью беспилотных космических аппаратов. Для дальнейшей эксплуатации станции необходимо, чтобы страны-владельцы разработали перечень разного рода исследований, которые можно на ней проводить. Надо оправдать ее дальнее существование не только с точки зрения возможности ее строительства, но и с точки зрения научной отдачи, которую она пока что не дает.
     - Как вы считаете, космонавтика может стать национальной идеей нашего государства?
     - Чтобы стать объединяющим началом, космонавтика сама должна иметь объединяющую цель, задачу. А какую цель мы можем в современных условиях поставить перед космонавтикой? Строительство базы на Луне? Сегодня России это не под силу. Поддержание существования МКС? Это мы осуществляем. И это уже не столь грандиозная задача, чтобы вокруг нее объединить все общество. Сегодня космонавтика, к сожалению, не имеет объединяющей идеи, которая способна увлечь наше новое поколение, как бы вернуть время, когда все мечтали о полете в космос или полетах в Арктику... Все знали имена полярных летчиков и первых космонавтов. Сегодняшнее поколение обязательно надо чем-то зажечь! В середине прошлого века, на заре отечественной космонавтики люди, живя в бараках, не замечали своей бедности, зато у них в глазах горел огонь страсти, как у влюбленных. Все жили какой-то своей идеей, своей работой, гордились полетом советского человека в космос. А теперь идея многих - обогатиться. Космонавтика, чтобы стать национальной идеей, должна выработать эту идею. Она должна сказать: да, я берусь! Вот идея, ради которой стоит и можно объединить наше общество! Ради нее мы можем вытянуть всю экономику государства! Но космонавтика даже шепотом этого не говорит.
     - Через год человечество отметит 50-летие первого полета человека в космос. Каким вы видите этот праздник?
     - Это будет большой праздник для всей человеческой цивилизации. Приняты решения, где и как его отмечать. Убежден, что празднование 12 апреля в следующем году будет организовано на должной высоте, ведь в 1961 году радость и гордость за Юрия Гагарина была соизмерима с радостью Дня Победы в 1945-м.
     - Борис Евсеевич, а каким был Юрий Гагарин?
     - Я его знал очень близко, поэтому могу сказать, что он был лучше, чем о нем пишут и рассказывают. В космос полетел человек, лучше которого не найти. Как-то угадали, как-то повезло Советскому Союзу! Самой природой был сотворен человек для совершения великого подвига, и при этом ни слава, ни последующие торжества его не испортили. Он прекрасно осознавал свою миссию, но остался доступным, простым, работящим, скромным. Его трагическая гибель стала для меня страшным ударом, сравнимым с потерей очень близкого человека.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex