на главную страницу

7 Апреля 2010 года

Российское оружие

Среда

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ «ЯНТАРЯ»

Светлана БЕЛОЦКАЯ, «Красная звезда». Фото из архива предприятия.



Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» - одно из системообразующих предприятий Калининградской области. В конце прошлого года по поручению премьер-министра России Владимира Путина. Объединенная судостроительная корпорация начала полную интеграцию этого предприятия в свою структуру, и в перспективе «Янтарь» должен стать одним из крупнейших судостроительных заводов на западе страны. О сегодняшнем дне предприятия и о перспективах развития военного кораблестроения наша беседа с генеральным директором Прибалтийского судостроительного завода Игорем Орловым.

     - Игорь Анатольевич, 2009 год на предприятии называют знаковым. Почему?
     - Прежде всего потому, что завод «Янтарь» наконец вернулся в когорту конкурентоспособных судостроительных предприятий России. Ведь в течение более чем десяти последних лет завод переживал период, когда не был выполнен ни один заказ полного цикла постройки корабля - ни гражданского, ни военного. В прошлом году произошли два важнейших события: силовым структурам РФ переданы «под ключ» сразу два заказа - сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» для ВМФ России и патрульное судно типа «Спрут» для Пограничной службы ФСБ России. Завод вышел на стабильный режим работы, ушли в прошлое все сомнения и разговоры о том, что «Янтарь» потерял опыт, квалифицированную рабочую силу и не в состоянии сдавать корабли современного уровня. Так, строжевик «Ярослав Мудрый», оснащенный принципиально новыми системами навигации и суперсовременным вооружением, стал одним из ведущих кораблей Балтийского флота.
     Можно сказать, что мы выбили козыри из рук наших оппонентов еще и потому, что вторым знаковым событием прошлого года стало сосредоточенное крупномасштабное строительство военных кораблей для республики Индия - трех фрегатов. В начале строительства были мысли в Калининграде построить только корпус и какую-то часть оборудования этих кораблей, а затем передать их на другой судостроительный завод для достройки. Но мы доказали, что «Янтарь» в состоянии решать самые сложные задачи, в том числе с оснащением военных кораблей для иностранного заказчика оружием различного класса, сложными системами связи, гидроакустики, навигации и т. д. Поэтому год для нас, с точки зрения эмоционального настроя, настроя производственного, очень важный и действительно поворотный.
     Еще одним важнейшим проектом прошлого года стало завершение и защита проекта модернизации завода. Жить и не знать, в каком направлении и какими шагами будет идти развитие предприятия, сегодня невозможно. Сейчас есть четкое видение того, каким станет завод в будущем. Это будет современный судостроительный комплекс в области малотоннажного и среднетоннажного судостроения в интересах оборонного заказа и гражданских заказчиков.
     - Почему возникла необходимость столь глобальной модернизации?
     - Если мы в течение 3–5 лет не предпримем радикальных шагов по изменению своего внутреннего технологического процесса, изменению организационных, информационных технологий, то «Янтарь» станет неконкурентоспособен, неинтересен заказчикам. Развернутая сейчас работа позволит модернизировать завод в целом - вывести на другой уровень конструкторско-технологическое и информационное направления, логистику, технические решения в области ряда специальных производств и так далее.
     Могу сказать, что оборонные заказы в определенный момент стали для нас спасением. Президент страны, министр обороны и главком ВМФ подчеркивают, что России нужны новые корабли с современными технологическими, вооруженческими решениями и, что немаловажно, за разумные деньги. А сделать это возможно только на современном заводе. Для того, чтобы у государства не возникало необходимости размещать заказы на строительство кораблей вне России, мы должны быть готовыми решать любые задачи нашего Военно-морского флота.
     - Какова доля гособоронзаказа в общем пакете заказов предприятия?
     - Хочу подчеркнуть, что вопрос выживания завода - диверсификация его заказчиков. Нам необходимо иметь минимум четыре направления - гособоронзаказ, экспортные заказы в рамках военно-технического сотрудничества, гражданское судостроение, сервис и ремонт кораблей и судов. Но сегодня тенденция такова, что именно оборонный заказ будет занимать в производственном процессе предприятия доминирующее положение. Если в прошлом году гособоронзаказ занимал порядка 20 процентов от общего портфеля заказов предприятия, то в течение нынешнего года он вырастет до 45 процентов. Конечно, в значительной мере это обусловлено поручением государства на строительство трех кораблей для военного флота Индии. И это огромный проект. Но в прошлом году мы выиграли также конкурсы на строительство двух новых кораблей для Военно-морского флота России. Это исследовательские суда «Селигер» (на снимке) и «Крюйс». Выполнение этих заказов выстраивает ясную перспективу завода «Янтарь» и определяет его место в военном кораблестроении страны. Три корабля должны сойти со стапелей «Янтаря» в этом году, так что 2010 год будет не менее важным, сложным и напряженным, но таким и должен быть рабочий год стабильного судостроительного завода.
     Что касается «Селигера», то корабль был заложен 8 июля 2009 года, сегодня формирование корпуса судна завершено и идет работа над сборкой и установкой надстройки корабля. Это судно предназначено для гидрографических работ. В этом году судно должно стать на воду и пройти швартовные испытания, а передача его заказчику - Министерству обороны РФ - запланирована на 2011 год.
     Второе исследовательское судно «Крюйс» - это совершенно другой проект. Специалистам предприятия предстоит решить много сложных и интересных задач в процессе его строительства. Мы планируем приурочить закладку судна к празднованию 65-летия завода, 8 июля, а поскольку срок постройки этого большого океанографического судна более длительный, то согласно договорным обязательствам сдан корабль будет в 2013 году.
     На заводе продолжается строительство большого десантного корабля «Иван Грен» для ВМФ России. Сегодня полностью готовый корпус судна стоит на стапеле, начинается формирование внутренней части корабля, то есть насыщение его оборудованием. Отношение заказчика к этому строительству изменилось кардинально, и сегодня мы находим абсолютное понимание со стороны Министерства обороны. Завершена основная часть договорной компании на поставку необходимого оборудования, в этом году мы получили достаточный объем финансирования, чтобы вести работу в четких границах графика, планово сотрудничать с нашими контрагентами. Рассчитываем, что в 2011 году мы сможем спустить БДК «Иван Грен» на воду. А срок сдачи этого корабля - 2012 год.
     Нынешний год начался для нас еще одной отрадной новостью: принято решение о том, что на заводе «Янтарь» в первом полугодии 2010 года начнется строительство еще одного корабля для Военно-морского флота РФ. Вместе с гражданскими заказами это обеспечит 100-процентную загрузку предприятия. А ведь задача судостроительного завода в том и состоит, чтобы строительство кораблей осуществлялось непрерывным циклом на разных этапах. Закончили свою работу корпусники, перешли на корабль трубопроводчики, потом монтажники и так далее, от корабля к кораблю. Это обязательное условие стабильной работы. Каждый член нашего почти
     4-тысячного коллектива должен быть ежедневно задействован в производственном процессе и иметь понятную для себя перспективу. Кстати, в прошлом году штатная численность пред-приятия была увеличена практически в два раза.
     - Президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко назвал интегрирование в ОСК Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» очень важным приобретением. Культуру производства на калининградском заводе он оценил как очень высокую, отметил особые перспективы предприятия в связи с таможенным и налоговым режимами, действующими в Калининградской области, а также близостью ПСЗ «Янтарь» к европейским производственным ресурсам. В чем уже проявляется поддержка завода Объединенной судостроительной корпорацией?
     - Прежде всего в пристальном внимании к нам. Они досконально разбираются с нашими запросами, предложениями, формируя политику судостроения на будущее. Помогают в приобретении новых заказов. Безусловно, очень серьезное участие принимает Объединенная судостроительная корпорация в начинающейся глобальной модернизации предприятия. На встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным Троценко уже определил нашу «идеологию»: Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» - главный завод по надводному судостроению в ОСК. Для нас это ориентир. Как следствие, будут определены инвестиции в надводное судостроение, размещение заказа под эти задачи. Ведь судостроение - с его длительными циклами, с большой кооперацией, с финансовой ресурсоемкостью - очень специфическая отрасль, которая не способна существовать и развиваться без объединения всех ресурсов.
     - Как выстраиваются отношения ПСЗ «Янтарь» с Балтийским флотом?
     - На основе понимания и тесного взаимодействия с командованием Балтфлота и лично с командующим В.В. Чирковым. Завод четко определил свою позицию, поддержанную руководством корпорации, - мы должны предоставлять флоту услугу на весь жизненный цикл корабля, то есть после строительства и передачи его заказчику осуществлять технический надзор в процессе эксплуатации. Сейчас отрабатываются механизмы этого надзора. Нам это интересно, важно, и у завода есть возможность производить такой комплекс работ.
     Совместно с ОСК разработан вариант создания в регионе на базе завода «Янтарь» и 33-го судоремонтного завода в городе Балтийске объединенного судостроительного комплекса. Мы становимся единой связанной структурой, хотя, конечно, слияние двух крупных акционерных обществ - процесс длительный. Но уже сегодня в конкурсе на постройку или ремонт корабля мы выступаем единым подрядчиком, предлагая свои услуги. Если речь идет о постройке судна или у Балтфлота появляется необходимость глубокого, требующего серьезных ресурсов ремонта корабля, - он будет осуществлен на базе завода «Янтарь». Если это ремонт оперативный - возможностей 33-го завода вполне достаточно. Тем более что процесс реорганизации идет и на заводе в Балтийске. Это обновление должно завершиться к середине нынешнего года. Благодаря участию Объединенной судостроительной корпорации там будет создан современный центр сервиса и ремонта кораблей, в том числе построенных на «Янтаре».
     - Игорь Анатольевич, какова судьба двух начатых еще в конце прошлого века, но «замороженных» проектов - сторожевого корабля и учебного судна «Бородино»?
     - Что касается линейки «сторожевиков», то заказчик принял решение не продолжать данную серию в нынешнем ее виде и заказ на строительство заводского корпуса корабля аннулировал. Поэтому если мы сегодня вместе с конструкторами Зеленодольского ПКБ не сможем предложить новый облик этого корабля и вписаться в задачи и программы ВМФ, то перспектив у него нет. Работа по «реанимации» данного проекта все-таки продолжается.
     Об учебном корабле «Бородино» могу сказать лишь то, что очевидна нецелесообразность продолжения строительства корабля, который столько времени простоял на стапеле и не смог заинтересовать должным образом заказчика, не нашел своего места в составе флота. Названные «недострои» - как раз пример неправильной маркетинговой политики по отношению к корпусам, которые так и не стали кораблями. На таких ошибках надо учиться и делать серьезные выводы.
     - Одним из основных госзаказов нынешнего года остается строительство трех фрегатов для Индии. Пожалуйста, расскажите об этом проекте и кораблях подробнее.
     - Первый фрегат «Тег» («Сабля») был спущен на воду в конце 2009 г. Второй - «Таркаш» («Колчан»), находящийся на стапеле завода «Янтарь», сейчас готовится к спуску. В этом году будет завершена комплектация первого корабля и начнутся его швартовные испытания. Следующий этап - ходовые испытания в самостоятельном плавании с поднадзором всех, кто его создавал. На ракетном фрегате «Триканд» («Лук») - последнем из трех боевых кораблей, строящихся для ВМС Индии, - началась погрузка основного оборудования. В марте на борту фрегата появились основной двигатель, дизель-генераторы, рулевая машина и другие важные механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность. Фрегаты строятся по российскому проекту с использованием зарубежного оборудования. Впервые на корабле будет установлен ударный ракетный комплекс российско-индийского производства. Строящиеся для ВМС Индии корабли, сдача которых заказчику произойдет поэтапно в 2011–2012 гг., предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятельно и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля.
     - Что сегодня можно сказать о дальнейших перспективах подобного международного сотрудничества?
     - Правительством России сегодня проводится огромная работа по развитию военно-технического сотрудничества. Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в данном случае только инструмент, который реализует государственную политику. И готов делать это с надлежащим качеством. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы продолжить и развивать направление ВТС. Рассчитываем и на продолжение сотрудничества с Индией. В любом случае строительство корабля в интересах иностранного заказчика - это доказательство состоятельности завода и бесценный опыт, который, во-первых, позволяет вывести на должный уровень возможности самого предприятия, а, во-вторых, обеспечивает нам надлежащую имидждевую составляющую не только в российском флоте, но и в мире.
     - Игорь Анатольевич, нынешний год для завода «Янтарь» юбилейный. Как будете отмечать 65-летие предприятия?
     - На «Янтаре» возрождается достойная традиция - отмечать день рождения закладкой нового заказа. 8 июля таким заказом станет исследовательское судно «Крюйс». В этот же день мы намерены спустить на воду второй индийский фрегат. Большое внимание будет уделено и тому факту, что наш юбилей практически совпадает с важнейшей для страны датой - 65-летием Великой Победы. В этой связи особое внимание будет уделено ветеранам предприятия, тем, кто стоял у его истоков. В конце прошлого года поменялся адрес завода, теперь он находится не в Транспортном тупике, а на площади В. Гуськова, 1, и в ближайшее время мы завершим реконструкцию площади, названной в честь легендарного директора предприятия, человека, отдавшего заводу «Янтарь» десятилетия жизни.
     Самое же главное, что юбилей мы встречаем в активном производственном процессе, что ПСЗ «Янтарь» занял свою нишу в судостроении России, что ему отводится существенная роль в гособоронзаказе. Уже сейчас идет тщательная отработка заказов, которые мы будем выполнять и в 2013, и в 2014 годах. Мы остаемся, верны своему главному девизу: «Завод «Янтарь» - это качество, проверенное морем».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex