на главную страницу

7 Апреля 2010 года

История Отечества

Среда

ПАМЯТЬ - ЭТО КОРНИ ДРЕВА ЖИЗНИ

Беседу вел Андрей ГАРАВСКИЙ.



Память о прошлом укрепляет национальное самосознание, поддерживает преемственность поколений, играет огромную роль в воспитании молодежи. Она – кладезь важнейшей информации, крайне полезной как для поднятия духовности и патриотизма в нашем обществе, так и для построения современной государственности. Память о прошлом страны складывается не только из событий государственного масштаба, но и из маленьких, но очень важных кирпичиков – историй семей, родов. Так уж сложилось, что в России эти важнейшим вопросам уделяется не столь много внимания, сколько необходимо для развития здорового, нацеленного вперед общества. Институт социальной памяти Академии военных наук – одна из структур, которая пытается переломить эту ситуацию. Сегодня мы беседуем с его директором, кандидатом социологических наук, членом-корреспондентом Академии военных наук, историком и писателем Александром УЖАНОВЫМ.

     - Александр Евгеньевич, как возникла идея создания Института социальной памяти?
     - У философа и социолога Карла Поппера, антипода Карла Маркса, в работе «Открытое общество и его враги» есть такое показательное выражение: «институты – как мускулы, умножают способность людей творить добро или зло».
     Институт социальной памяти – творящая добро структура. Его предназначение заложено в названии. Оно подчеркивает, что у гражданского общества есть память и есть механизмы ее наследования и передачи следующим поколениям.
     Идея создания института возникла в Центре оборонных проблем Академии военных наук, которым руководит заслуженный деятель науки Российской Федерации генерал-майор Н.И. Турко. Толчком послужила реальная ситуация. Мы восстанавливали боевой путь одного из военачальников, и когда после проведения биографических исследований докладывали их результаты на заседании научного совета, появилась идея заниматься подобными проектами целенаправленно.
     - Что вы вкладываете в понятие «социальная память»?
     - Социальная память – это феноменальное, очень емкое понятие. Не случайно к нему обращаются многие ученые. По проблемам социальной памяти, ее структуре, социологии и философии написаны диссертации, созданы научные школы, например французская и российская.
     Мы же ведем исследования, которые можно было бы назвать социальная память как проблема национальной безопасности. Все проекты института исследовательские, носят историко-социологический, патриотический, духовный, культурно-просветительный и, конечно же, воспитательный характер.
     Социальная память – явление комплексное и представляет собой совокупность различных видов запоминания и передачи информации, опыта. В нее вкладываются такие понятия, как генетическая память – наследственность, которая передается через ДНК, зашивается в хромосомы; этнопсихологическая память – она предполагает, что у каждого народа, этноса есть свои особенности и характерные черты, которые отражаются в обычаях, традициях, жизненном укладе, фольклоре. Эта часть социальной памяти мне наиболее интересна, так как я белорус, чьи предки вышли с территории проживания россиян, и я прожил десять лет на Украине и женился на украинке, там у меня родились дети.
     Поскольку все это прошло через мою судьбу, в своей работе я пытаюсь максимально донести до трех наших братских, славянских народов, что нужно жить в мире и дружбе. Ряд проектов института как раз доказывает, что только в дружбе можно обеспечить счастливое совместное проживание на территории, доставшейся нам от общих предков.
     Следующее направление социальной памяти – историческая память. Фактически это информация, которая зафиксирована в документальных источниках, передается в архивах, книгах и т.д.
     Но согласитесь, что этот вид памяти подвержен субъективности, влиянию политической конъюнктуры, идеологии. Поэтому прослеживать эволюцию человечества только по документальным источникам, наверное, было бы неправильно.
     Есть еще ряд субстанций, входящих в объем понятия социальной памяти. Это фантомная, голографическая, солитонная память (солитоны – необычные волны, которые зарождаются в цепочках ДНК и, проходя по ним, как по строчкам, изменяют свои характеристики, впитывая наследственную информацию).
     - Какие значимые проекты удалось реализовать институту?
     - Я бы выделил наш проект по восстановлению наследия незаслуженно забытого русского публициста, путешественника, крупного государственного и общественного деятеля конца XIX века Владимира Людвиговича Кигна-Дедлова (1856–1908 гг.).
     Из двенадцати книг, написанных этим автором столетие тому назад, за пять лет Институтом социальной памяти уже издано шесть, на очереди путевые очерки «Мирные на войне» и «Мы». Книги в качестве благотворительного дара направляются в светские и церковные библиотеки России, Белоруссии, других государств СНГ.
     Владимир Кигн-Дедлов был дворянином, состоял в МВД на госслужбе в переселенческом ведомстве. Его многочисленные командировки по «русскому Востоку» в качестве чиновника по особым поручениям, а также компетентное мнение о колонизационной политике Российской империи на окраинах заслуживают сегодня особого внимания и тщательного анализа. Его монография «Переселенцы и новые места» передана в МВД России и, надеюсь, приносит пользу.
     В трудные для России времена войны с Японией Владимир Кигн-Дедлов находился в 1904-1905 годах на театре военных действий и был, по сути, первым фронтовым российским корреспондентом, сотрудничая с газетами «Новое время» и «Слово». К 95-летию завершения русско-японской войны выйдет книга В. Дедлова «Мирные на войне» с предисловием президента Академии военных наук, доктора исторических наук генерала армии М.А. Гареева.
     Будучи учеником И.С. Тургенева, Дедлов проявил себя на протяжении всей жизни как искренний друг, знаток и поклонник творчества А.П. Чехова, в своей социальной прозе и путевых очерках выступал последователем знаменитого писателя. Русская провинция, русский город в его заметках также обретали единый и цельный образ. Удивительно, но оказалось, что и мама писателя Елизавета Ивановна Павловская – первая белорусская фольклористка, издавшая в 1853 году в Санкт-Петербурге под криптонимом Е.П. монографию «Белорусские народные песни». При содействии Института социальной памяти в белорусской деревне Федоровка отреставрированы памятники писателю и его замечательным родителям. Пытаемся восстановить усадьбу, создать в его честь музей переселенческой культуры Союзного государства России и Белоруссии.
     Еще один наш, безусловно, значимый проект – восстановление исторической справедливости в отношении Ивана Васильевича Туркенича – командира молодежной подпольной организации Краснодона «Молодая гвардия», выпускника Севастопольского училища зенитной артиллерии предвоенных лет. В этом году ему бы исполнилось 90 лет.
     В известной книге А.А. Фадеева «Молодая гвардия» о нем упоминается лишь мимоходом. Причина в общем-то понятна: по логике тех времен побывавший в немецком плену не может быть героем. Дело в том, что, когда начались аресты «Молодой гвардии», Туркенич сумел чудом избежать ареста, перешел линию фронта. После допросов в СМЕРШе его направили в действующую армию в состав 99-й стрелковой Житомирской дивизии. Погиб Иван Туркенич 14 августа 1944 года в районе польского города Жешува, когда поднимал в атаку роту бойцов 206-го полка.
     Институт совместно с объединением выпускников Житомирского военного училища радиоэлектроники ПВО предлагает проект сооружения в Ивановом поле на границе Житомирской и Киевской областей памятника герою из знаменитого местного гранита. Имя и подвиг командира молодогвардейцев Ивана Туркенича остаются в памяти поколений. В московской школе в районе Чистых прудов есть замечательный музей молодогвардейцев, да и в селе Новый Лиман Воронежской области, где родился Туркенич, свято чтут память о нем.
     Институт социальной памяти также разрабатывает идею учреждения международной ассоциации ревнителей творчества художников-соборян – А.В. Прахова, В.М. и А.М. Васнецовых, П.А. и А.А. Сведомских, М. Врубеля, М. Нестерова, В. Котарбинского, художников Киевской школы Н. Мурашко. Планируется открытие мемориальной доски в Киеве по ул. Житомирской, 40 на фасаде дома, где десять лет жили русские художники, расписавшие храм. Экспозицию истории росписи Владимирского собора в Киеве при поддержке института социальной памяти пытаются создать историки, краеведы и священнослужители Гомельской и Могилевской областей в Свято-Покровском храме села Новый Довск.
     Еще один значимый проект – восстановление памяти о забытом российском военачальнике, основателе воздушно-космической обороны России генерал-майоре Георгии Владимировиче Бурмане (1865–1922 гг.). Об этом «Красная звезда» уже рассказывала. Напомню, что в этом году 8 декабря исполнится 96 лет воздушно-космической обороне России, отсчет которой начался с момента назначения в 1914 году начальника Офицерской электротехнической школы Г.В. Бурмана на должность руководителя Штаба воздушной обороны Петрограда. В ноябре исполняется 145 лет со дня рождения Бурмана. Есть мечта возвести на Новодевичьем кладбище в Москве достойный памятник Г.В. Бурману. Уже и проект есть, и поддержка наследников. Дело за малым – собрать нужные средства.
     Институт социальной памяти также причастен к реконструкции прошлого, связанного с такими замечательными именами, как военный хирург Николай Склифософский, изобретатель угольной нити накаливания Александр Лодыгин, русская художница Мария Башкирцева.
     - На ваш взгляд, воспитание молодых людей исторической, социальной памятью поможет им стать более духовными, патриотичными?
     - Я не сторонник каких-либо жестких выводов в отношении нашей молодежи. Может быть, просто с ними мало кто говорит откровенно, начистоту. Преподавая в МГИМО три года, я пришел к выводу, что у родителей просто нет времени для полноценного общения с детьми, для того чтобы рассказывать им о прошлом, о Великой Отечественной войне, о семейной истории.
     Я считаю, что у нас замечательная молодежь, через свою генетику, в своей крови она несет память о прошлом. Но, конечно, в плане ее исторической информированности, передачи опыта поколений мы недорабатываем.
     - Вы особый акцент делаете на важности сохранения памяти семьи, своего рода. Это действительно так важно в современном мире, пересыщенном самой разнообразной информацией?
     - Поддерживать в детях духовность в первую очередь должна семья. Каким образом? Опять же через социальную память, через знание семейной истории, почитание предков.
     Был такой ученый, философ, богослов Павел Флоренский, который вывел концепцию формирования корневого человека. Он сравнивал человека с деревом. Ведь всякое дерево с поврежденными корнями со временем умирает. Так и люди, если они отрываются от своих корней, если нет корневой подпитки, если сами они не заботятся о своей корневой системе, то постепенно черствеют, становятся равнодушными, теряют цель в жизни.
     Чтобы такого кризиса не было, и существуют такие институты гражданского общества, как семья, школа, патриотические и общественные объединения, в том числе и наш институт. Они должны доносить людям простым человеческим языком, без излишнего пафоса правду о нашем прошлом.
     Восстановить историю нашей страны можно через историю своей семьи. Я, как гражданин, встал на позицию Павла Флоренского и своих детей воспитываю в духе памяти рода, и сам занимаюсь восстановлением своего семейного древа. Каждый год я стараюсь собрать в Белоруссии свой род по материнской линии – Зыковых. Последний раз, например, на кладбище вымирающей деревни Каменка для поминания предков собрались 50 представителей рода Зыковых. На этой встрече мы подарили фамильный диплом самому молодому представителю рода. Надо было видеть глаза мальчишки во время получения им фамильного диплома с информацией о своем роде, которую удалось собрать.
     Поэтому очень важно не рассеиваться бесследно по миру, не терять свои корни, а поддерживать связь со своими родственниками.
     Если задуматься, то РОДина, ПраРОДина, РОДственники, РОДство, приРОДа имеют в основе – род. У наших предков – славян и божество называлось Род. Кстати, по родовой памяти мы провели в Гомельском техническом университете имени П.О. Сухого «круглый стол». Вместе с преподавателями, историками, студентами, отработали понятие «родовая память». На основе памяти рода мы обосновали и уже реализовали на практике такое понятие, как «генеалогический туризм».
     - Можно рассказать о нем подробнее?
     - Генеалогический туризм – это туризм, связанный с поездками к тем местам, откуда вышли ваши предки. Наибольшее развитие получил он в Италии, но развивается и в России. По сути, это сложнейшее направление генеалогических исследований, включающее восстановление родословной, так сказать выращивание генеалогического дерева.
     Я сам организовал три таких путешествия на историческую родину. Первым генеалогическим путешественником с моей помощью стал удивительный человек, бывший министр геологии СССР Герой Социалистического Труда Евгений Александрович Козловский, который родом из моей родной белорусской деревни Новый Довск. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны он покинул родные места, чтобы вернуться к ним лишь спустя много лет.
     В ходе поездки он побывал в самом святом месте – родной деревне, где начинал жизненный путь, городах Рогачеве, Гомеле. Посетил вместе с внуком, будущим геологом, и село Свержень, где в братской могиле были заживо похоронены недорасстрелянные фашистами родственники – дед, бабушка, тетка с двумя детьми. Нашли и свидетеля их гибели, который жил неподалеку, в селе Серебрянка. Оказалось, что это самодеятельный художник Республики Беларусь Кружаленко.
     И в этом доме мы увидели копии картин Виктора Васнецова «Аленушка», «Три богатыря». Оказывается, Кружаленко очень нравится творчество Виктора Михайловича, поэтому он и пишет его картины. Кстати, существует предание, что и картину «Аленушка» Васнецов писал совсем недалеко – в трех километрах от Серебрянки, там в селе Федоровка есть пруд, удивительно похожий на тот, что выписан на картине.
     Что же касается Евгения Александровича, то он был потрясен поездкой. Человек, объездивший почти весь мир, всю свою жизнь искал ту животворную ниточку, соединявшую его с родным краем, с предками, и наконец ее нашел.
     Кстати, после той поездки мы совместно создали Довское землячество в Москве, и сейчас нас двенадцать человек. Стараемся постоянно собираться, не теряем друг друга и потихоньку организуем районное землячество, расширяемся.
     Это открывает второе дыхание и нашим селам, деревням. Нельзя допустить, чтобы они погибли. Ведь душа-то народная в них. И когда человек уехал и достиг чего-то в жизни, то по закону памяти он должен возвращаться, как возвращаются птицы даже в разоренные гнезда. Ведь что такое человек? Это информационное, биоэнергетическое существо. И эта энергетика требует постоянной подпитки. Поэтому надо бывать там, где захоронены твои предки, там, где ты появился на свет, где принял веру своих предков. Церковь, кстати, – колоссальное хранилище социальной памяти, так же как музеи, библиотеки, архивы.
     - Вам приходилось использовать церковные записи в своей работе?
     - Вы знаете, знаменитый оружейник Михаил Тимофеевич Калашников, о котором я написал недавно книгу в серии «Жизнь замечательных людей», не знал своей семейной истории до конца. И в рамках своего исследования при работе над книгой мне удалось обнаружить его корни. По отцовской линии они находятся на Украине в селе Славгород Краснопольского района Сумской области. Он этого не знал.
     В этом селе живут люди с фамилией Калашники. Сам конструктор знаменитого автомата припомнил, что и его семья носила когда-то такую фамилию, но позже она трансформировалась в Калашниковы. Так вот в Сумском областном архиве сохранились церковные метрические записи, воспользовавшись которыми удалось доказать, что родители Михаила Тимофеевича именно из села Славгород. Там была обнаружена запись, что 1 февраля 1883 года в селе родился Тимофей Александрович Калашников, из тех же мест и дед – Александр Владимирович. Позже Тимофей Александрович выехал на Кубань и там в 1901 году женился на маме конструктора Александре Фроловне Кавериной, которая приехала на Кубань Елецкого уезда Орловской губернии. И уже в местной церкви тоже есть запись о свадьбе и о том, откуда родом жених и невеста.
     Кстати, еще одна интересная параллель. В XIX веке был такой писатель Иван Калашников, родоначальник сибирского романа, который в 1841 году написал книгу «Человек-автомат». Ее фабула заключается в том, что человек – орудие злой воли, автоматически творящий зло на земле. Но через 100 лет идея автомата для защиты своего Отечества озарила его однофамильца Михаила Тимофеевича Калашникова.
     - Это напоминает волновую солитонную память, о которой вы говорили в начале беседы...
     - В этом действительно что-то есть. Например, когда я был в Брестской крепости и читал имена погибших в 1941 году, то обнаружил среди них политрука Ивана Грибоедова. Провел исследование и обнаружил, что в этой крепости в 1812 году служил корнет Александр Грибоедов. Поэтому какие-то глобальные информационные волны, неподвластные материальным законам, действительно существуют.
     - Сегодня, когда Институт социальной памяти подошел к своему пятилетию, можно очертить контуры будущей деятельности?
     - Если человек делает что-то искренне, от всей души, он никогда не будет одинок. Институт социальной памяти стал неким пропуском для прохода в определенный мир. Вокруг наших идей уже собралось множество единомышленников, друзей, партнеров. Именно благодаря им нам удается восстанавливать историческую справедливость, возвращать несправедливо забытые имена соотечественников, издавать книги. Среди наших добрых друзей – музеи Московского Кремля, Институт русской филологии из города Тамбова, кафедра журналистики Оренбургского госуниверситета, Мемориальная квартира Апполинария Васнецова Третьяковской галереи, Национальная инновационно-технологическая палата, Издательство «Граница».
     Идея реконструкции прошлого с позиций справедливости и правдивости привлекает к нам людей.
     Понятно, что Институт социальной памяти в одиночку не в силах решить все задачи духовного и культурного возрождения общества. Поэтому мы делаем все, чтобы те идеи, которые уже апробированы нами, были закреплены в системе государственного патриотического воспитания и образования. Считаю, что в школах нужно вводить самостоятельную учебную дисциплину «Родоведение», а в вузах – «Основы генеалогии».
     В целом ростки понимания важности социальной памяти, памяти рода через наши исследования, публикации, изданные книги, через наших подвижников уже появились в обществе. И это обнадеживает.
     На снимках: Москва, Новодевичье кладбище - у могилы основателя Воздушно-космической обороны России Г.В. Бурмана; бюст командиру молодой гвардии капитану Ивану Туркеничу в Воронежской области.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex