на главную страницу

7 Апреля 2010 года

Геополитика

Среда

ТРЕВОЖНАЯ ВЕСНА ИРАНА

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В последние недели внимание мировых СМИ вновь сфокусировано на развитии ситуации вокруг Ирана. Это связано с международным обсуждением вопроса о возможных дополнительных санкциях в отношении этой страны, которую на Западе подозревают в стремлении обрести ядерное оружие. Ситуация стала обостряться в феврале, когда в Тегеране объявили, что страна произвела первую партию урана, обогащенного до 20-процентной стадии и способна производить уран, обогащенный до 80 процентов. Понятно, что это дало новый аргумент «ястребам», которых немало и в США, и в Израиле.
   Над Ираном вполне могут задуть ветры войны, но пока страна продолжает жить в режиме мирного времени, уделяя первостепенное внимание развитию экономического потенциала и связей с соседними государствами. Особое внимание по-прежнему уделяется топливно-энергетическому комплексу, оказывающему немалое влияние на ситуацию на мировых рынках энергоресурсов.

     В МИНУВШИЙ месяц в Турции состоялось подписание соглашения о сооружении трубопровода, по которому добываемый в Иране газ будет поставляться в Пакистан. Ожидается, что первые поставки газа по нему начнутся в 2014 году. Пакистан сможет получать 11 млрд. кубометров «голубого топлива» к середине 2015 года, а в перспективе - вдвое больше.
     Первоначально предполагалось, что в реализации проекта будет участвовать и Индия. Еще в начале 1990-х годов намечалось проложить свыше 2,7 тыс. километров труб до западной границы Индии, которая стала бы получать 33 млрд. кубометров, а Пакистан - 22 млрд. Но напряженные индо-пакистанские отношения и давление США воспрепятствовал реализацию замысла.
     Что касается Пакистана, то он под давлением нехватки энергоресурсов пошел на заключение соглашения со своим западным соседом, невзирая на позицию США. Экономика, как учили классики, определяет политику. У иранцев запасы месторождения «Южный Парс» (крупнейшего в мире) в Персидском заливе оцениваются в 8-14 трлн. кубометров, и себестоимость добычи газа очень мала.

     НАША СПРАВКА. В настоящее время Пакистан строит свой первый терминал по приему сжиженного природного газа из стран Персидского залива. Его мощность - 3,5 млн. т газа в год (5,1 млрд. кубометров). Но этих объемов недостаточно для удовлетворения потребностей страны в энергоресурсах. Совместный с Ираном газопровод будет проложен от месторождения «Южный Парс» до пакистанских провинций Белуджистан и Синд. Иранские специалисты надеются довести добычу «голубого топлива» на этом месторождении до 150 млрд. кубометров в год.

     Строительство газопровода до Пакистана - одно из свидетельств усилий Ирана по развитию своего топливно-энергетического комплекса и международных экономических связей в этой сфере. Осуществляется это на основе 20-летней программы перспективного развития страны (2005–2025 гг.).
     Свои надежды Тегеран связывает прежде всего с использованием углеводородного сырья, которым природа щедро одарила страну. В настоящее время в Иране добываются свыше 4 млн. баррелей нефти в сутки (более 200 млн. тонн в год) и 600 млн. кубометров природного газа. В ближайшие пять лет планируется почти в два раза увеличить добычу «голубого топлива» (до 1 млрд. кубометров в сутки), а нефти - на 1 млн. баррелей в сутки. Подтвержденные запасы природного газа оцениваются в 27,5 трлн. кубометров (общемировые запасы - 180 трлн. кубометров).
     При этом внимание уделяется не только добыче, но и переработке углеводородного сырья. Иранская нефтехимическая промышленность будет давать к 2015 году 100 млн. т продукции (в настоящее время - 46 млн. т в год). Ожидается, что к этому времени Иран станет крупнейшим производителем метанола в мире.
     В ближайшие пять лет Иран, по словам его министра нефти Масуда Мирказеми, планирует инвестировать 200 млрд. долларов в нефтегазовый сектор - в разведку, добычу и переработку нефти, чтобы избежать спада ее добычи. Он считает, что санкции западных стран не повлияют на планы Тегерана, так как «сейчас у Ирана есть все необходимые технологии».
     ВОПРОС о новых технологиях имеет ключевое значение для экономического развития Ирана. Поддержание достигнутого уровня добычи «черного золота» и освоение газовых месторождений возможно лишь при использовании нового оборудования. Санкции, инициируемые США, как раз и направлены на то, чтобы ограничить возможности Ирана по экспорту энергоресурсов и сократить валютные поступления в страну.

     НАША СПРАВКА. Валютные запасы Ирана, по оценке западных экспертов, за прошедший год снизились на 15 млрд. долларов США и составили около 81 млрд. (без учета золота). В текущем году они, как прогнозируется, сократятся еще на 6 млрд. Однако это лишь предварительные данные, так как динамику цен на мировом рынке на нефть однозначно предсказать сложно.

     Судя по всему, санкции США пока сильно не сказываются на иранской промышленности. Более того, они фактически стимулируют национальную науку. Иранцам пока удается находить выход из положения. Недавно генеральный директор иранской нефтяной компании «Хазар» Али Осули с гордостью заявил об успешном глубоководном бурении на построенной в его стране полупогружной платформе. Это первая на всем Ближнем и Среднем Востоке платформа для глубоководного бурения.
     В марте с.г. стало известно и о том, что Иран достиг уровня самодостаточности в области очистки сжиженного нефтяного газа (СНГ) от сероводорода и меркаптанов. Соответствующее оборудование ранее можно было купить только на Западе - у американцев или французов, поскольку только четыре компании в мире обладают технологическим ноу-хау по очистке СНГ. По утверждениям представителей Ирана, в стране построено уже семь установок по очистке СНГ и газового конденсата.
     Эксперты связывают иранские успехи в производстве нефтегазового оборудования с принятым в стране законом об ограничении импортных закупок. Их доля не может превышать в нефтегазовых проектах 50 процентов, поэтому иностранные инвесторы вольно или невольно вынуждены поднимать технологический уровень иранской промышленности.
     В Иране успешно решается задача организации сжижения природного газа для его экспорта морским путем. Сейчас ведутся переговоры с индийским консорциумом о поставках 4 - 6 млн. тонн СПГ (т.е. до 9 млрд. кубометров). Газоочистительную установку введут в эксплуатацию уже к этой зиме, а сам завод по производству СПГ - через год.
     Конечно, 9 млрд. кубометров иранского газа не решат всех энергетических проблем Индии, которой при сохранении нынешних темпов развития будет требоваться к 2025 году 145 млрд. кубометров газа ежегодно. Однако в данном случае важна тенденция - готовность многих стран в силу экономической целесообразности развивать связи с Ираном, несмотря на недовольство США.
     Иранцами предпринимаются значительные усилия по устранению своей зависимости от импорта бензина. (Иран занимает в мире пятое место по производству нефти, причем импортируется до 40 процентов потребляемого в стране этого вида топлива).
     По расчетам иранского министерства нефти, в случае применения санкций Запада в отношении поставок бензина страна способна обеспечить себя необходимым количеством топлива как из различных внешних источников, так и за счет собственного производства. Не так давно из Тегерана прозвучали заявления, что Иран «увеличит производство бензина на 14 млн. литров в день, если это будет необходимо стране». Существует программа строительства новых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), реализация которой позволит не только отказаться от импорта бензина, но и приступить к его экспорту. Сейчас на иранских НПЗ ежедневно производится более 44 млн. литров бензина, в том числе на НПЗ в Бендер-Аббасе - около 10 млн. литров.
     ОПАСЕНИЯ по поводу топливных санкций Запада, надо признать, небеспочвенны. Уже несколько крупных компаний, в том числе «Бритиш петролеум», приостановили поставки бензина или приняли решение не заключать новых контрактов с Тегераном. В марте к ним присоединилась англо-голландская компания «Шелл».
     В затруднительном положении из-за санкций оказались в Иране российские нефтегазовые компании. Тегеран неоднократно предлагал, например, работать на территории страны «ЛУКОЙЛУ» и «Газпрому», однако российскому бизнесу приходится учитывать сложившуюся ситуацию. Еще в 2007 году разработка перспективного месторождения на блоке Анаран, правом на которое обладало совместное предприятие российского «ЛУКОЙЛА» и норвежской нефтегазовой компании «Гидро» (ныне «Статойл-Гидро»), была заморожена именно из-за санкций США. Дело в том, что Госдепартамент США запретил инвестиции третьих стран в Иран на сумму более 20 млн. долларов. В итоге российские нефтяники были вынуждены отказаться от участия в проекте Анаран.
     Иран, чтобы нейтрализовать возможные санкции, интенсифицирует свои международные связи. В частности, Тегеран находит поддержку в Минске. Белоруссия и Иран, как недавно сообщили в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, прорабатывают возможность создания общего рынка по продаже высокотехнологичной продукции и технологий двух стран. Иранская сторона заинтересована, например, в научном сотрудничестве в микроэлектронике и технике микросистем, клеточной инженерии, суперкомпьютерных технологиях, микробиологии, энергетике, в области лазерных и космических технологий.
     Довольно успешно развиваются связи Ирана и с другими республиками бывшего СССР. В ближайшее время должны войти в действие соглашения с Арменией о свободной торговле. Решено ускорить строительство в Армении нефтеперерабатывающего завода и армяно-иранской железной дороги, подготовить техническую документацию для строительства на реке Аракс самой мощной на Южном Кавказе ГЭС.
     Иранцы приступили также к строительству 325-километрового участка железной дороги Берекет - Этрек в Туркмении, намереваясь завершить работы к декабрю будущего года. Эта дорога станет частью транспортного коридора «Север - Юг», прокладываемого Ираном совместно с Казахстаном и Туркменистаном вдоль восточного берега Каспийского моря. Он обеспечит среднеазиатским республикам СНГ выход к Персидскому заливу.
     Наблюдается положительная динамика в экономических отношениях с Азербайджаном. Азербайджанский газ поступает в Иран по существующему газопроводу Кази Магомед - Астара, а Иран в свою очередь предоставляет «голубое топливо» для нужд Нахичеванской автономной республики, отрезанной от основной территории Азербайджана землями, принадлежащими Армении.
     Поставки углеводородного сырья по схеме замещения (своповые поставки) все шире используются иранцами в отношениях с республиками СНГ. Среднесуточный объем своповых поставок сырой нефти из прикаспийских стран в Иран составляет пока всего 90 тыс. баррелей (4,5 млн. тонн в год), но существуют планы увеличить объемы своповых поставок до 300 тыс. баррелей (трубопроводный потенциал позволяет нарастить поставки до 500 тыс. баррелей).
     Завершение строительства трубопровода из каспийского порта Нека в порт Джаск в Оманском заливе позволит организовать транзит нефти каспийских стран (Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и, возможно, России) в район Индийского океана.
     ОСОБОЕ МЕСТО в экономических планах Ирана занимает развитие ядерной энергетики. Первая атомная электростанция в южной провинции Бушер, сооружаемая с помощью России, будет введена в действие, как ожидается, в июне - июле 2010 года. В этом году иранцы намерены начать строительство еще одной АЭС. В СМИ промелькнули сообщения, что Иран может отдать японским компаниям подряд на строительство пяти АЭС.
     Иранское руководство неоднократно официально заявляло, что ядерная программа страны направлена исключительно на удовлетворение потребностей государства в электроэнергии и речь идет только о том, чтобы овладеть всеми ядерными технологиями, которые не запрещены договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Для специалистов не секрет, что легководный реактор советской конструкции на иранской АЭС невозможно использовать в военных целях. Бывший заместитель генерального директора МАГАТЭ Дэвид Фишер в связи с этим отмечал, что США в 1995 году предлагали КНДР установить реактор такого же типа в обмен на ее согласие прекратить военную ядерную программу.
     Для понимания происходящего вокруг Ирана уместен небольшой экскурс в историю. В 1976 году, когда у власти находился шах Мохаммед Реза Пехлеви, США были готовы сами содействовать строительству иранской АЭС, способной поставлять плутоний на запланированные к сооружению более чем два десятка АЭС.
     Но проект так и не был реализован, так как шаха тогда было решено заменить более управляемым политиком. Недовольство Вашингтона, как считают некоторые исследователи, вызвало подписание Алжирской декларации о мире между Ираном и Ираком в середине 1970-х годов. Мохаммед Реза Пехлеви пошел на сближение с арабскими страна без ведома США, и ЦРУ получило задачу на «либерализацию» Ирана.
     На смену монархии должна была прийти западная модель политического устройства, но проложить дорогу иранским либералам должны были религиозные фундаменталисты. Затем их предполагалось нейтрализовать. Шаха вынудили эмигрировать в Египет, но в игру вмешались другие игроки, и дальше процесс пошел по непредусмотренному в Белом доме сценарию...
     Запад, прежде всего США и Израиль, волнует не АЭС в Бушере. Существуют опасения, что в труднодоступных районах иранцы осуществляют исследовательские работы в области военного атома, тем более что созданные ими баллистические ракеты средней дальности имеют военную ценность только с ядерной боеголовкой. Появление новой ядерного государства, независимо от мотивов Тегерана, даст, к сожалению, толчок региональной гонке вооружения. Эксперты называют в качестве возможных претендентов на вступление в ядерный клуб Саудовскую Аравию, Египет, Турцию.
     Вместе с тем надо осознавать, что военной операцией против Ирана проблему не решить. Иранская армия скорее всего окажет серьезное сопротивление войскам западной коалиции. Американо-английские ВВС могут, конечно, попытаться вернуть Иран в «каменный век», но в наземных сражениях их ожидают большие потери. «Иракский вариант» с подкупом военачальников в Иране вряд ли пройдет.
     К тому же в случае начала бомбардировок Ормузский пролив будет перекрыт для танкеров и остановится экспорт нефти из стран Персидского залива в Европу, Индию, Японию и Китай. Значит, цена на «черное золото» на мировом рынке резко возрастет. Это, кстати, не нужно не только странам Евросоюза и Китаю, но и самим США.
     Для того, чтобы «запустить» экономику страны после кризиса, Бараку Обаме нужно, напротив, хотя бы на полгода резко опустить цены на нефть и тем самым сократить расходы американских предпринимателей и рядовых граждан на топливо. Гипотетически Вашингтон может попытаться договорится с Саудовской Аравией, которая способна в течение нескольких месяцев нарастить добычу «черного золота».
     Высказываются также конспирированные версии о стремлении США через большую войну «обнулить» свои государственные долги и оздоровить национальную финансовую систему. Но это, видимо, из области домыслов. Объективно администрации США выгоднее стремиться к обеспечению экономического роста через понижение цен на энергоносители, чем ввергать страну в новую войну - тем более что еще не нормализована ситуация ни в Ираке, ни в Афганистане.
     Вместе с тем приходится учитывать, что помимо крупных государств в формировании мировой политики все большую роль играет наднациональная олигархия, представленная владельцами транснациональных корпораций и банков, а им ни к чему усиление национальных государств - даже таких, как США. Поэтому развитие военно-политической ситуации вокруг Ирана остается многовариантным, и гипотетически вполне возможны разного рода неожиданности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex