на главную страницу

7 Апреля 2010 года

История Отечества

Среда

«ТЕМПЛИЧИ, РЕКОМЫЕ СОЛОМОНЫЧИ...»

Беседу вел Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.



     - Помог иноземный боярин Ивану Калите?
     - А как же. Прибывшие рыцари знали свое дело. Тверская рать была разбита. Акинф, бывший московский тысяцкий, переметнувшийся к тверчанам и ставший у них воеводой, пал. Его сразил лично Ботрин: срубил Акинфу голову, насадил на копье и вручил Ивану Калите со словами: «Вот тебе, господине, твой кровник, а мой местник!»
     Возникает вполне законный вопрос, почему он называет убитого своим местником? Видимо, у них уже было обговорено, что Ботрин в силу своей знатности или профпригодности сразу по приезде получит место московского тысяцкого - одной из ключевых фигур в тогдашней властной иерархии, старшего воинского начальника.
     - Почему рыцари помогли именно Калите?
     - Чем это можно объяснить? Вспомним: Москва находилась непосредственно под юрисдикцией митрополита Киевского и всея Русь. Великий князь Андрей Боголюбский передал ее митрополиту в 1156 году, как и Плещеевск, переименованный тогда в Переславль Залесский. На возвышенности в Богородичном монастыре, по моей версии, расположилось комтурство духовно-рыцарского ордена тамплиеров (административная единица в составе рыцарского ордена. - Ред.), а город обустроили на равнине. Так что гонимые в начале 14-го века тамплиеры решили обустроиться на Руси, так сказать, у своих...
     Уместно будет вспомнить о князе Данииле Александровиче - четвертом, самом младшем сыне Александра Ярославича Невского. Когда великий князь умер в 1263 году, Даниилке был всего год от рождения. Ребенок стал изгоем - человеком, выпавшим из своего социального звена, и был взят по тогдашней традиции под защиту церкви.
     Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Даниил оказался под покровительством самого митрополита Кирилла III и, видимо, на воспитании у осевших уже на Руси тамплиеров. Русь, повторюсь, была, вопреки расхожему мнению, частью христианской Европы, и знать поддерживала между собой тесные связи, в том числе родственные. Тот же князь Юрий Долгорукий был женат на Ольге, дочери византийского императора Иоанна Комнина.
     В двадцать годков, по обыкновениям того времени, молодого человека знатного рода верстали во всадники-рыцари. Но с Даниилом Александровичем иначе. Если верить Повести об основании Богохранимого Града Москвы, то по ее описанию молодого князя посвятили в степень магистра. Значит, с начала 1280-х годов город превратился из комтурства в ландмейстерство Ордена - автономию с правом расширения. Это, подчеркну, мое прочтение сохранившихся летописей.
     Бездетный внук Александра Невского от сына Дмитрия - Иоанн Переславль-Залесский - умирая, завещает свое княжество дяде - Даниилу Московскому, «его же любляше паче всех». Хотя по законам великого княжества Владимирского, действовавшим в ту пору, выморочные владения отходили действующему великому князю. Но нашлись в Северо-Восточной Руси силы, которые могли себе позволить допустить нарушение правил.
     Следующим приобретением Даниила Московского стала неприступная крепость Рязанской земли Коломна. Москвичи сумели взять ее «изгоном». Стоит погулять по остаткам древней Коломны, а там кое-что сохранилось от XIV века, поглядеть на красные восьмиконечные кресты тамплиеров на белом фоне, всякие сомнения рассеются сами собой.

     СПРАВОЧНО. У московского князя Даниила Александровича было несколько сыновей. Наибольший след в русской истории оставили старший сын Юрий и второй сын, Иоанн, получивший позднее прозвище Иван Калита. Юрий во времена появления на Руси боярина Ботрина был князем Московским и боролся с тверским князем за престол Великого княжества Владимирского. Прибытие на помощь откуда-то с запада хорошо вооруженной рати было для него весьма кстати.
     В летописных документах сохранилось упоминание о двух, казалось бы, не связанных между собой событиях, при сопоставлении которых становится понятно, что версия о следе тамплиеров на Руси не лишена оснований.
     Известно, что в одну из ночей перед волной арестов храмовников на территории Франции в октябре 1307 года из порта Ла-Рошель на побережье Бискайского залива в неизвестном направлении отбыло 18 галер. Предполагается, что на них были заблаговременно вывезены сокровища Ордена тамплиеров, которые так и не удалось обнаружить людям французского короля.
     В 1307 году князь Юрий Данилович Московский находился в Новгороде и вместе с новгородским архиепископом встретил «заморских калик», прибывших на 18 (!) «на
     бойных насадах» (мореходные парусно-гребные корабли со сплошной палубой). Калики привезли на Русь «несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные», чем поклонились «князю Юрью, владыке и всем людям». Затем мореходные странники пожаловались встречавшим на «всю неправду князя галлов и папы».


     - А не преувеличиваете ли вы возможности тамплиеров на Руси? Они, ведь, католики, хоть и были признаны папой римским еретиками. А на Руси князья приняли своей верой византийскую ветвь христианства.
     - Намекаете на раскол христианской церкви в 1054 году? Тогда действительно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную - на Востоке с центром в Константинополе. Но последствия раскола для Руси я бы не стал преувеличивать. Если иерархи греческого происхождения были склонны к открытой поддержке Константинопольского патриарха, то русские по национальности священники и князья избегали полемики.
     На Руси периодически появлялись посланники от папы. В 1181 году князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине. А с разрешения князя Всеволода Юрьевича, получившего прозвище «Большое гнездо», католический епископ Адальберт основал Ригу и организовал там духовно-рыцарский орден меченосцев. Так что средневековая история не так проста, как порой кажется при знакомстве со школьными учебниками.
     - Католики католиками, но ведь и митрополит Киевский и всея Руси оказывал влияние на события в средневековой Руси...
     - Еще какое влияние! Высшими иерархами в то время становились яркие, волевые и одаренные личности. Кирилл III, Максим, Петр... Князья тогда вели непрестанную борьбу за обладание ярлыком на великое княжество Владимирское. Он ведь давал право собирать дань для Золотой Орды. Немало, понятно, перепадало и великому князю. Поэтому соискатели на великокняжеский престол стремились заручиться поддержкой митрополита, слово которого имело вес в Орде, и по возможности продвинуть на этот пост своего человека.
     Христианская церковь на Руси обладала к началу XIV века значительным потенциалом. Вместе с тем она пребывала, как мне представляется, в ждущем режиме. Нужен был вождь, лидер, способный заставить работать этот социальный институт в интересах государственного строительства, и нужен был импульс. Импульсом стали притеснения тамплиеров со стороны католической церкви в Западной Европе и перемещение части рыцарского братства на восток.
     - Допустим, вы правы, и импульсом стал процесс над тамплиерами, имевшими своих сторонников на Руси. Но кто же стал вождем в реализации проекта «града Божия на земле»?
     - Такой человек был на Руси. Это был митрополит Петр, выходец из Галицко-Волынского княжества, «роду боярского».

     СПРАВОЧНО. В событиях, происходивших в то время на Руси, важную роль сыграло несколько митрополитов Киевских и всея Руси.
     Митрополит Кирилл III (умер в 1281 г.). Стал митрополитом при поддержке великого князя Даниила Галицкого в начале 1240-х годов. Он оставил князя, когда тот согласился принять королевскую корону от Папы Римского (1251 г.) и переместился на северо-восток Руси. Познакомился в Новгороде с Александром Невским. Поддерживал его в борьбе против брата Андрея за ярлык на Владимирское великое княжение.
     Митрополит Максим (умер в 1305 г.). Прибыл на Русь из Константинополя в 1283 году. Перенес митрополичью кафедру из опустевшего Киева в Брянск, а затем в Суздаль. С 1299 года жил во Владимире на Клязьме. В 1304-м посадил во Владимире на великокняжеский престол тверского князя Михаила Ярославича. Поддерживал тверских князей против Юрия Московского, старшего сына князя Даниила Александровича.
     Митрополит Петр (умер в 1326 г.). Родился на Волыни. Стал первым из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. В молодые годы собственноручно писал иконы. Первоначально пользовался поддержкой великого князя Галицкого Юрия Львовича, недовольного тем, что в 1299 году митрополит Максим оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Князь Юрий решил иметь своего собственного митрополита и с этой целью отправил Петра в Константинополь для посвящения. Но в это время умер митрополит Максим, и Константинопольский патриарх Афанасий посвятил Петра в митрополиты - но не Галицкие, а Киевские и всея Руси. Михаил Тверской лоббировал тогда перед патриархом своего единомышленника - игумена Геронтия. Но в Константинополе, где не желали усиления Твери, решили иначе.
     В борьбе за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским митрополит Петр принял сторону последнего.


     - Значит, митрополит Петр...
     - Да, он блестяще продолжил дело, начатое Кириллом III. На мой взгляд, именно Кирилл в те смутные годы стал архитектором нового государственного строительства. Выходец из тамплиеровских мест Руси - района Бреста и реки Руть. Оттуда, замечу, в 1235 году Даниил Галицкий изгнал «темпличей, рекомых соломонычей... со старейшиной их Бруно», то есть тамплиеров. Митрополит Кирилл прочно связал свою деятельность с князем Александром Невским.
     Преждевременная смерть этого князя в ноябре 1263 года - он умер в 42 года - повергла всех в шок. В том числе и митрополита. Но он не упал духом. Провидение передало в руки митрополиту четвертого сына Невского - годовалого Даниила Александровича. Кирилл сразу же взял его под свою защиту. Москва в ту пору уже была городом Богородицы, то есть митрополита. Тем самым она имела установленную для нее ханами Золотой Орды неприкосновенность - полный церковный иммунитет. Устремления Кирилла продолжил реализовывать в начале XIV века митрополит Петр. Как сообщает его официальное житие в канонической редакции, он был родом из знатной боярской семьи, владения которой располагались в районе все той же реки Руть.
     - Тогда сыновья Даниила Александровича отчаянно боролись с тверскими князьями за ярлык на великое княжение...
     - Борьба шла с переменным успехом. Обе стороны пустили в ход все средства. Самым важным было заручиться поддержкой в Золотой Орде, первенство которой русские князья признавали. В 1325 году московский князь Юрий Данилович внезапно ушел в мир иной, убитый тверским князем Дмитрием Михайловичем прямо в Сарай-Берке, столице Орды. Хотя убийца был казнен, правитель Золотой Орды хан Узбек, зная, что московский князь утаивает часть дани, передал ярлык на великое княжение брату убийцы - князю Александру.

     СПРАВОЧНО. Сын Михаила Тверского - Дмитрий - мстил за своего отца - великого князя Владимирского и князя Тверского. Тот был замучен в Орде не без участия людей Юрия Даниловича Московского в 1318 году.

     Казалось, что у младшего брата зарубленного Юрия - Иоанна Даниловича - шансов на ярлык не осталось. Но в Твери рано радовались. После смерти Петра митрополитом на Руси стал грек Феогност, длительно проживавший на Кипре и Родосе, местах исстари госпитальерских и тамплиеровских. Феогност получил посвящение в Константинополе в 1328 году и поселился в Москве. Исследователи считают, что в его возвышении не обошлось без содействия Иоанна Даниловича. Так или иначе, но клан тверских князей на поддержку митрополита рассчитывать не мог.
     Тогда, видимо, и вызрел замысел подорвать доверие хана к тверской династии и навсегда сделать Москву, митрополичью столицу, столицей Великого княжества Владимирского. Здесь очень к месту пришлось убийство посольства ордынцев в Тверском княжестве. Им, можно сказать, устроили русский вариант «Сицилийской вечерни». 15 августа 1327 года в Твери после заутрени ударили колокола, набатные и во всех церквях, и народ бросился резать ордынцев. В течении нескольких часов все было кончено, ни один не ушел живым. Великий князь Александр Михайлович, получив это известие, был в ужасе от происшедшего. Он не мог не понимать, что на него будет возложена ханом вся ответственность за беспорядки и убийства.

     СПРАВОЧНО. Сицилийская вечерня - восстание сицилийцев против власти анжуйской ветви дома Капетингов, династии французских королей, в 1282 году. Сигналом к восстанию послужил колокольный звон к вечерне, что и дало название восстанию. Находившиеся на острове французские рыцари были перебиты.

     Убитые ордынцы были не простыми людьми. Во главе их стоял двоюродный брат самого хана Узбека. Формальным поводом к столкновению ордынцев с местными жителями стала попытка отобрать лошадь у некоего дьякона Дудко. Монастырский летописец всю вину за случившееся возлагает на ордынцев, которые-де стали творить «невиданные насилия». В версии летописца дьякон пошел поить молодую тучную кобылу. Ордынцам она страсть как понравилась. Несмотря на ясу Чингисхана, ярлыки Батыя и самого Узбека, строжайше, под страхом смертной казни запрещавшие трогать христианское духовенство, ордынцы стали кобылу у дьякона отнимать, он же стал отбиваться и «завопил громким голосом». Тут-то и ударили все колокола, и народ бросился убивать ордынцев! Явно, что действия больших масс людей на значительном пространстве были заранее кем-то согласованы по времени и месту применения. И это, простите, не стихийное возмущение, а четко спланированная и заранее подготовленная спецоперация в византийской манере.
     Иоанн Данилович тоже вроде бы случайно оказался в ставке Узбека одновременно с известиями о «Тверской заутрени». Он получает «силу татарскую» и безжалостно громит соперницу-Тверь...
     - Опять виной хитромудрые тамплиеры?
     - Не знаю, но с Тверью как соперницей Москвы было покончено. Видеть во всем руку коварных тамплиеров я бы не стал. Здесь, знаете ли, греческие, то бишь византийские приемчики... Что касается тамплиеров, то на Руси в XIV веке они в деле великого строительства Града Божьего, Нового Израиля не могли стать главными строителями. Не было у них такого опыта государственного строительства, как у иоаннитов-госпитальеров, тевтонцев и даже ливонцев. Оказавшись вынужденно на Руси при митрополите Петре, храмовники были влиты в уже существовавшие в Московском княжестве структуры и стали всего лишь участниками реализации замысла собирания вокруг Москвы русских земель. Но сам замысел, повторюсь, принадлежал не им.
     - Следы тамплиеров на Руси сохранились?
     - В центральной России следы духовно-рыцарских орденов с их богатой символикой четко прослеживаются по сей день. Мои экскурсии по старинным храмам на землях бывшего Московского княжества меня в этом не раз убеждали. Встречаются и бывшие тамплиеровские храмы, и обители госпитальеров. Изредка попадаются даже храмы с синим куполом и шестиконечными звездами - память о ливонцах. Посмотрите на стены Даниловского монастыря в Москве. На первом ярусе его церкви - лепные розетки в форме гербов тамплиеров. Крест тамплиеров я виден на резном барельефе над иконостасом Успенского собора в Егорьевске под Москвой, на барельефе над алтарем храма Покрова Богородицы в Переславле-Залесском. Что ж, это наша история...
     Строительство Нового Иерусалима - Царства Божьего в Московском княжестве было завершено при Иоанне IV Васильевиче - Грозном. Но череда узурпаций в период Смутного времени с 1598 до 1613 года полностью уничтожила результаты труда восьми поколений создателей новой государственности. Что до духовно-рыцарских орденов, то они ни в России, ни в Европе не прекратили своего существования. Но до своего средневекового уровня ни один из них поднялся. На сцене истории появились новые игроки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex