на главную страницу

7 Апреля 2010 года

Без камуфляжа

Среда

ВЕК АЛЕКСЕЯ СОКОЛОВА

Генерал-майор в отставке Геннадий КАШУБА, главный редактор «Охотника».



     12 января 2010 года в России появились еще три города воинской славы. В этот день Президент Российской Федерации Д.А. Медведев вручил в Кремле грамоты о присвоении этого почетного звания делегациям Пскова, Архангельска и Козельска.
     Можно не сомневаться: никого не оставила равнодушным церемония вручения грамот, показанная вечером 12 января по всем основным каналам телевидения. А лично меня особенно взволновал такой момент. В пожилом мужчине в военной форме, стоящем рядом с Президентом России, я сразу узнал почетного члена Военно-охотничьего общества А.А. Соколова. Мы встретились с ним в Пскове в январе 2005 года. Меня «навели» на него в гарнизонном совете BOO, охарактеризовав Алексея Алексеевича как одного из самых заслуженных и активных членов общества.
     И вот вижу А.А. Соколова на экране телевизора - в Кремле, рядом с Президентом Российской Федерации. В комментарии к этому сюжету было сказано, что он приехал сюда в составе делегации Пскова, города, в котором дислоцируется прославленная 76-я дивизия ВДВ.
     Многое напомнило мне увиденное по телевизору. И тут, думается, есть смысл воспроизвести некоторые фрагменты очерка о А.А. Соколове, опубликованного под заголовком «Поклон ветерану» в 5-м, майском, номере журнала Военно-охотничьего общества «Охотник» за 2005 год.
     ...Мы стоим у памятника воинам 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка, чей подвиг стал символом десантной доблести, верности воинскому долгу. 1 марта 2000 года ценой своей жизни 84 десантника в Чечне не допустили прорыва из Аргунского ущелья двух с половиной тысяч бандитов, последствия которого могли быть очень тяжелыми. Павшие герои - однополчане Алексея Алексеевича. По возрасту они могли быть его внуками и правнуками. Ведь возраст у ветерана весьма почтенный - 95 лет (это было в 2005 году. - Авт.). Армейскую службу он начал в 1934 году, более семидесяти пяти лет назад. Этот рубеж кажется сегодня таким непостижимо далеким, настолько плотно подернутым дымкой времени, что кто-то может усомниться, бывает ли такое в жизни. Но подобные сомнения могут появиться только у тех, кто не встречался с такими людьми, как А.А. Соколов.
     - Мое первое место службы - 34-я танковая бригада в Наро-Фоминске, - вспоминает Алексей Алексеевич. - По тем временам у нас была замечательная техника - быстроходные танки БТ-2, БТ-5, БТ-7. Боевая подготовка шла по полной программе. Особенно много тренировались перед парадами. Мне довелось шесть раз участвовать в парадах на Красной площади. Как говорится, есть что вспомнить...
     Слушаю рассказ ветерана и словно листаю военную летопись страны за 30—40-е годы минувшего столетия.
     Начало Великой Отечественной войны Соколов встретил в литовском городе Шяуляй в должности начальника штаба автомобильного батальона. Под непрерывными бомбежками, артобстрелами восемьдесят машин автобата перебрасывали стрелковые подразделения на участки прорыва, доставляли боеприпасы, эвакуировали в тыл семьи.
     Затем судьба перебросила Соколова в один из непокоренных очагов сопротивления - на плацдарм советских войск на побережье Финского залива у Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов). Его протяженность по фронту составляла 65 километров, глубина - 20–25 км. В сравнении с общими масштабами советско-германского противоборства это всего лишь «пятачок», как он и именовался фронтовиками. Но этот небольшой плацдарм, удерживаемый войсками Ленинградского фронта с сентября 1941 по январь 1944 года, сыграл важную роль в обороне Северной столицы.
     Два года капитан Соколов водил колонны военных автомобилей по плацдарму и за его пределами. Через Ладожское озеро была проложена зимняя автотрасса, знаменитая Дорога жизни, через которую осуществлялось снабжение осажденного Ленинграда. Но была еще и многим неизвестная Малая дорога жизни, освоенная капитаном Соколовым и его боевыми товарищами. Она проходила по льду Финского залива и далее по Ладоге, связывая «пятачок» с городом, с «большой землей».
     После прорыва блокады Ленинграда автобат, в котором служил капитан Соколов, перебрасывают в район Львова, а дальше фронтовые пути-дороги автомобилистов пролегли по территории Польши, Чехословакии, Германии. Позднее, в августе-сентябре 1945-го, ему еще много пришлось поколесить по фронтовым дорогам, теперь уже на Дальнем Востоке, на горных кручах Хингана и Маньчжурии.
     Вся послевоенная служба Соколова прошла в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В запас ушел с должности заместителя командира 104-го парашютно-десантного полка по технической части. От дома, где он живет, до КПП части десять минут ходьбы. Каждый военнослужащий полка знает его в лицо, не говоря уже о членах коллектива военных охотников № 334, где ветеран на учете более полувека.
     Мы сидим в уютной, ухоженной квартире Соколова. На одном из снимков, примерно двадцатилетней давности, Алексей Алексеевич - в «обнимку» с двумя гончими.
     - Что, собак держали? - спросил я.
     - Не то слово, души в них не чаял, - ответил ветеран.
     В гарнизонном совете мне рассказали, что Соколов, самый заядлый собаковод, перестал заниматься гончими всего лет десять назад. Однополчанам дарил щенков, а посторонним отдавал по принципу «в хорошие руки».
     ...Когда у почетного члена Военно-охотничьего общества Соколова спрашивают, как же ему удалось прожить целый век, Алексей Алексеевич улыбается: «Так ведь время, проведенное на охоте либо рыбалке, из срока жизни вычитается».
     ***
     От редакции. Мы от всей души поздравляем коллектив и читательскую аудиторию популярного журнала «Охотник» с 80-летием. И с особым удовольствием отмечаем, что главный редактор журнала Геннадий Пантелеевич Кашуба - наш однополчанин. Он проработал в «Красной звезде» без малого двадцать лет.
     Новых творческих побед вам, друзья! Ни пуха ни пера!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex