на главную страницу

8 Апреля 2010 года

Страна и мир

Четверг

Новая ядерная доктрина

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



Администрация президента США Барака Обамы представила новую американскую ядерную стратегию. И это, похоже, не просто выполнение давно установленного правила, что каждая новая администрация Белого дома излагает свое видение ядерной политики страны. В содержании документа явно просматривается желание Барака Обамы продемонстрировать последовательность в реализации объявленного им в прошлом году курса на снижение уровня ядерных угроз. Свидетельством тому служит и тот факт, что он дважды заворачивал текст доктрины, подготовленный Пентагоном в духе традиционной приверженности США ядерному противостоянию, с требованием сделать в нем упор на ядерное нераспространение и предотвращение ядерного терроризма.

     Об этом говорила и госсекретарь США Хиллари Клинтон, представляя вместе с министром обороны Робертом Гейтсом новую редакцию национальной ядерной доктрины. «Под руководством президента Обамы мы работаем над продвижением этой повестки, начиная с прошлогоднего саммита в ООН и речи президента в Праге, – сказала она. – В четверг президент вновь отправится в Прагу на подписание с Россией нового исторического договора о СНВ, а на следующей неделе будет принимать у себя более 40 глав государств и правительств, чтобы обсудить с ними меры противодействия самой опасной угрозе, с которой мы сегодня сталкиваемся, – угрозе ядерного терроризма».
     Новая ядерная доктрина закрепляет этот постулат. В ней впервые прямым текстом объявляется, что отныне главной угрозой для США является не противостояние ядерных держав, а угрозы попадания ядерного оружия в руки террористов. «Ядерная доктрина США, разработанная министерством обороны, заявляет, что главной угрозой для США и международной безопасности отныне является не ядерное противостояние держав, а ядерный терроризм со стороны экстремистов и распространение ядерного оружия во все большем количестве государств», – говорится в заявлении американского президента, посвященном доктрине.
     В свою очередь, глава Пентагона Роберт Гейтс, комментируя новую доктрину, подчеркнул, что в ней содержатся существенные изменения по сравнению с предыдущей, утвержденной администрацией Джорджа Буша в 2002 году. «Если какое-либо государство не обладает ядерными вооружениями и выполняет требования Договора о нераспространении ядерного оружия, то США обязуются не использовать против этой страны ядерное оружие и не угрожать ему применением ядерного оружия, – продолжил министр. – Если какое-либо подобное государство... прибегнет к использованию химического или бактериологического оружия против США, их союзников или партнеров, то ему следует ожидать опустошительного ответного удара с применением обычных вооружений». В этой связи он выделил Иран и Северную Корею как нарушивших международные обязательства и развивающих свои ядерные программы. «Мы будем рассматривать все возможные варианты действий в отношении стран, подпадающих под такую категорию», – заверил глава Пентагона. И добавил, что США также могут пересмотреть свой новый подход к неприменению ядерного оружия против неядерных стран, если посчитают, что вследствие развития технологий использование биологического оружия может привести «к более катастрофическим последствиям».
     По словам министра, доктрина сфокусирована на пяти ключевых задачах: предотвращении ядерного распространения и терроризма, уменьшении роли ядерного оружия в национальной стратегии безопасности США, сохранении ядерного сдерживания и стабильности при меньшем уровне ядерных сил, укреплении сдерживания на региональном уровне и подтверждении своих обязательств перед союзниками и партнерами и, наконец, поддержании безопасного и эффективного ядерного арсенала.
     Уточняя каждую из этих задач, Гейтс, в частности, отметил, что США сохранят ядерную триаду – средства доставки боеголовок: бомбардировщики, межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования и баллистические ракеты «Трайдент-2» на подводных лодках. При этом они не будут разрабатывать новые боеголовки, а в программах по продлению срока службы имеющихся в наличии боеголовок будут использоваться лишь ранее испытанные ядерные компоненты. Вместо этого, как особо выделил глава Пентагона, США будут разрабатывать и улучшать неядерный потенциал, включая региональные системы ПРО, для укрепления американских возможностей по сдерживанию и сокращению роли ядерного оружия в общей оборонительной стратегии страны. Он также подтвердил, что США будут продолжать выполнять взятое на себя обязательство не проводить ядерных испытаний.
     «Все наши межконтинентальные баллистические ракеты нацелены в настоящее время на океаны, чтобы в случае, не дай бог, случайного пуска или проблемы... ракета рухнула в середину океана, а не на какую-либо страну, – отметил Роберт Гейтс. – У нас также уже не дежурят больше на взлетных полосах бомбардировщики с ядерным оружием на борту в готовности немедленно взлететь. Мы предприняли ряд мер, призванных предоставить президенту дополнительное время для принятия решения и не допустить, чтобы находящиеся на боевом дежурстве ядерные ракеты стали причиной какой-либо катастрофы».
     Все это вместе взятое дает основание новой ядерной доктрине претендовать на революционность. Однако нельзя не заметить, что в ней отсутствует ряд существенных положений, не прописанных, возможно, под давлением консерваторов. В частности, сужая круг задач, которые США могут решать с помощью ядерного оружия, доктрина не содержит отказа от нанесения упреждающего ядерного удара. Ничего в ней не говорится и о тактическом ядерном оружии, и прежде всего о тех двухстах свободнопадающих ядерных бомбах B61, которые находятся в Европе. Известно, что вместо их вывода оттуда, чего требуют натовские союзники, национальное управление ядерной безопасности США намерено изучить вопрос о модернизации и адаптации этих бомб к истребителям-бомбардировщикам новых типов.
     Что касается ядерной триады, то она согласно новой доктрине не только сохраняется, но и будет совершенствоваться. На эти цели в бюджете на 2011 год выделены значительные средства. «Пентагон, – как пояснил помощник заместителя министра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер, выступая ранее в сенатском комитете конгресса по делам вооруженных сил, – будет продолжать осуществлять программу продления срока службы МБР «Минитмен-3» до 2030 года». «Поскольку нынешний флот подлодок класса «Огайо», оснащенных МБР «Трайдент», начнут списывать в 2027 году, США должны приступить к созданию субмарины следующего поколения, – продолжил Джеймс Миллер. – Министерство также предполагает вкладывать свыше миллиарда долларов ежегодно в течение следующих пяти лет в модернизацию бомбардировщика «B-2». Миллер рассказал, что предусматривается дополнительное финансирование на поддержание инфраструктуры национальной ядерной лаборатории в Лос-Аламосе (штат Калифорния) и в Оук-Ридже (Теннеси). В частности, есть намерение построить в Лос-Аламосе новый завод по изготовлению плутониевых сердечников для ядерных боеголовок. На 13 процентов будет увеличено финансирование национального управления ядерной безопасности США в рамках программы по поддержанию боеготовности стареющих боеголовок.
     Одновременно Соединенные Штаты предпринимают, как известно, значительные усилия по наращиванию стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении. Особую опасность в этом плане представляют средства, разрабатываемые по программе «Быстрый глобальный удар». Например, гиперзвуковые воздушно-космические платформы, которые в перспективе планируют начинить высокоточным оружием, и гиперзвуковые крылатые ракеты, которые будут способны обрушиться на любую страну с космоса или с неба в мгновение ока.
     Следует также отметить, что администрация Барака Обамы, заявляя на словах о намерении США продолжать выполнять взятое на себя обязательство не проводить ядерных испытаний, не зафиксировала этот тезис в новой доктрине. И это не случайно. До сих пор сенат так и не ратифицировал подписанный в 1996 году Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и вряд ли это сделает при Обаме. «Он просто не будет рассмотрен», – полагает Джозеф Сиринсионе, президент одного из фондов, выступающих за уничтожение ядерного оружия. Ведь для ратификации необходимы две трети голосов, а это означает, что демократов должна поддержать и часть республиканцев, однако те выступают против этого договора. Республиканская партия выдвигает следующий аргумент: США необходимо как минимум сохранить возможность проверять надежность старых боеголовок и тестировать разрабатываемые новые вооружения.
     Тем не менее новая ядерная доктрина, по словам Барака Обамы, представляет собой значительный шаг к сокращению роли ядерных вооружений в стратегии обеспечения национальной безопасности США. Ее опубликование накануне Международного саммита по ядерной безопасности, который пройдет 12-13 апреля в Вашингтоне, должно, очевидно, укрепить пошатнувшийся режим нераспространения ядерного оружия. Во всяком случае Обама уже заявил, что на этом совещании США предложат зарубежным партнерам взять на себя обязательства предпринять конкретные шаги по обеспечению физической защиты всех уязвимых расщепляющихся материалов во всем мире в течение четырех лет.
     На сминке: Бомба В61


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex