на главную страницу

9 Апреля 2010 года

Армия и общество

Пятница

Социальные аспекты РВСН

Генерал-лейтенант Андрей ШВАЙЧЕНКО,
  командующий Ракетными войсками
  стратегического назначения.
  Фото Игоря ДЕТИНИЧА.



Главной целью проводимых в 2009 году мероприятий по переходу войск к новому облику являлось сохранение боевого потенциала РВСН. При этом основное внимание командиров всех степеней уделялось и продолжает уделяться улучшению качественного состава войск, сохранению для Вооруженных Сил высокоподготовленных и квалифицированных, хорошо зарекомендовавших себя в повседневной жизнедеятельности военнослужащих.

     В частности, в минувшем году для обеспечения перехода на новый облик РВСН проделана объемная работа по определению дальнейшего служебного предназначения более 6,5 тыс. офицеров и 10 тыс. прапорщиков. Как весомый результат этой работы, нам удалось сохранить в кадрах Вооруженных Сил 85 процентов сокращенных офицеров.
     У командования РВСН традиционно присутствует четкое осознание того, что решение сложных вопросов, связанных с проводимой оптимизацией организационно-штатной структуры войск, должно осуществляться в тесной увязке с гарантированным обеспечением социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала РВСН, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Учитывая, что данная задача имеет комплексный характер и включает в себя не только, скажем, вопросы жилищного обеспечения, но и многое другое, мы стараемся действовать инициативно по многим направлениям этой работы.
     В настоящее время особым приоритетом является работа с военнослужащими, подлежащими увольнению в запас. Для ее организации и непосредственного проведения создан внештатный Центр социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. За время существования Центром проведены дни социального обслуживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, в восьми гарнизонах РВСН.
     Программой такого дня социального обслуживания, как правило, предусмотрены консультации психологов, специалистов по законодательству, ЖКХ, по вопросам профессиональной переподготовки и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Кроме того, они знакомятся с базой имеющихся в центрах занятости населения и на предприятиях вакансий учебных и рабочих мест в местах проживания, а также проводится тренинг-семинар «Навыки эффективного поиска работы» с военнослужащими, подлежащими увольнению из Вооруженных Сил, и членами их семей. В ходе дня социального обслуживания также проводится информационно-консультационное занятие с молодыми офицерами по вопросам, связанным с накопительно-ипотечной системой жилищного обеспечения военнослужащих.
     В рамках соглашения между командованием РВСН и правительством Московской области организована профессиональная переподготовка военнослужащих и членов их семей, проживающих в военных городках РВСН, расположенных в Подмосковье. В 2008—2009 годах более 200 офицеров прошли переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по специальности «Государственное и муниципальное управление». На сегодняшний день по этой специальности обучаются еще 64 военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. При этом, что немаловажно, обучение увольняемых и уволенных в запас военнослужащих производится заочно, без отрыва от службы, с использованием электронных учебно-методических комплексов дистанционного обучения.
     На базе Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Областной центр социальной адаптации военнослужащих» (г. Ногинск Московской области) были организованы и проведены учебно-методические занятия с представителями органов воспитательной работы объединений РВСН по обучению их порядку организации и проведения профессиональной переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, в объединениях и соединениях Ракетных войск.
     Профессиональная переподготовка увольняемых в запас военнослужащих по одной из гражданских специальностей проводится и в военно-учебных заведениях РВСН и других вузах Министерства обороны РФ.
     Не остаются вне поля нашего внимания и дети военнослужащих. Одну из приоритетных задач командование РВСН видит в дальнейшем развитии шефских связей с образовательными учреждениями, что позволяет нам оказывать существенную помощь выпускникам гарнизонных школ при их поступлении в высшие учебные заведения.
     Так, в 2004-2005 годах командованием РВСН были заключены соглашения с двенадцатью вузами, расположенными в разных уголках России, по приему детей военнослужащих-ракетчиков на бюджетное обучение. В рамках данных соглашений в 2009 году более 50 детей военнослужащих РВСН поступили в вузы на бюджетную форму обучения по персональным ходатайствам командующего РВСН. В 2010 году данная работа продолжена, и в настоящее время в командование РВСН поступило 28 заявлений от военнослужащих для поступления их детей в вузы.
     Особое значение придается организации летнего отдыха. В 2009 году в оздоровительных лагерях отдохнули 600 детей, в том числе 10 воспитанников воинских частей. По путевкам с родителями - 1.200 детей.
     Принимаемые командованием РВСН меры в интересах молодых офицеров и членов их семей направлены на перспективу и в конечном счете формируют у людей уверенность в завтрашнем дне.
     Что касается финансового обеспечения военнослужащих, то в 2009-2010 годах оно осуществлялось и осуществляется в полном объеме.
     По итогам служебной деятельности 2009 года приказом министра обороны РФ установлены надбавки офицерам боевых, учебных соединений и воинских частей, соединений и воинских частей боевого, технического и тылового обеспечения, а также офицерам управлений объединений, признанных лучшими по итогам периодов, категорий от командира взвода до командующего ракетным объединением (и им равных) включительно.
     В общей сложности на премирование офицеров Ракетных войск стратегического назначения Министерством обороны РФ на 2010 год выделено более 4,5 млрд. рублей. Всего в РВСН премированию подлежит свыше 6 тысяч офицеров, что составляет более 50 процентов от их списочной численности по состоянию на 1 февраля 2010 года.
     Поощрительные выплаты установлены в размерах от 45 до 140 тысяч рублей ежемесячно на одного офицера в соответствии с его штатно-должностной категорией, и являются ощутимым стимулом к качественному выполнению поставленных задач, совершенствованию своего профессионального уровня. Их сегодня получают офицеры 187 воинских частей РВСН, причем 2/3 из них - категории «старший лейтенант - капитан».
     Теперь о самой актуальной для всех военнослужащих проблеме - жилищной. На сегодняшний день в РВСН подлежат обеспечению жилыми помещениями 11.535 военнослужащих, из них в постоянном жилье нуждаются 5.863, а в служебном - 5.672 человека.
     С учетом проводимых организационно-штатных мероприятий общая потребность в постоянном жилье для увольняемых и ранее уволенных с военной службы на 1 февраля нынешнего года составила 3.484 квартиры.
     На настоящий момент в 2009-2010 годах для обеспечения жильем военнослужащих получено 2.208 квартир, в том числе за счет собственного строительства - 125 квартир; за счет реализации государственных жилищных сертификатов - 542 квартиры; от повторного заселения и предоставления занимаемых служебных жилых помещений на условиях договоров социального найма - 374 квартиры. Централизованно получено 1.002 квартиры; от других источников - 165 квартир (Оренбург, Краснодар, Иркутск, Саратов).
     Дополнительная потребность в постоянном жилье для увольняемых в запас военнослужащих на данный момент составляет 2.532 квартиры.
     Что касается работы по формированию фонда служебного жилья, то в соответствии со штатной структурой частей Ракетных войск стратегического назначения под перспективную численность ракетной группировки к 2012 году потребность в служебном жилье сейчас составляет 23.861 квартира.
     На сегодняшний день в перспективных гарнизонах РВСН сформирован фонд из 17.437 служебных квартир, из них занято военнослужащими 12.030 квартир. Дополнительная потребность - 11.831 квартира.
     Анализ наличия и состояния имеющихся фондов и перспективной численности войск указывает на отсутствие необходимости жилищного строительства в гарнизонах РВСН, дислоцированных в закрытых военных городках и ЗАТО. В указанных гарнизонах формирование фонда служебного жилья необходимо обеспечить за счет поэтапного отселения граждан, уволенных с военной службы по избранному месту жительства. Для этого необходима 8.431 квартира. Формирование фонда служебного жилья по месту дислокации воинских частей в открытых населенных пунктах будет осуществляться за счет приоритетного строительства (закупки) жилья в местах размещения войск - потребность составляет 4.300 квартир.
     Несмотря на значительный рост стоимости жилья, остается актуальной и в значительной мере способствует решению проблемы с обеспечением военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, жилой площадью в избранном постоянном месте жительства, подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. (действует в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»).
     За 2008-2009 гг. с использованием ГЖС военнослужащими РВСН приобретено 1.104 квартиры. В ФГУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» представлены списки получателей ГЖС на 2010 год в отношении 284 военнослужащих на сумму 549,8 млн. рублей.
     За три месяца 2010 года за счет реализации государственных жилищных сертификатов военнослужащими РВСН приобретено 23 квартиры.
     В рамках решения жилищной проблемы в Ракетных войсках стратегического назначения продолжается работа по реализации накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих. Она проходит в соответствии с действующей нормативно-правовой базой, методическими рекомендациями по участию военнослужащих в накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем. В военно-учебных заведениях РВСН организована работа по разъяснению будущим офицерам условий и порядка участия в накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем, разъяснению порядка приобретения жилья за счет накопленных денежных средств по окончании военной службы или во время прохождения военной службы с помощью ипотечного кредита, который предполагается предоставлять военнослужащим - участникам накопительно-ипотечной системы на льготных основаниях.
     В результате проделанной работы в РВСН включены в реестр участников накопительно-ипотечной системы 5.564 военнослужащих. Всего же с начала действия накопительно-ипотечной системы (2005-2009 годы) в РВСН включены в реестр участников накопительно-ипотечной системы 174 процента военнослужащих от первоначально прогнозируемого количества потенциальных участников.
     Вопросы обеспечения социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала периодически выносятся за заседания Военного совета РВСН. Так, на состоявшемся 23 марта нынешнего года расширенном заседании Военного совета РВСН были рассмотрены вопросы социально-экономического положения гражданского персонала РВСН и меры по его улучшению. Разговор на этом заседании состоялся непростой, поскольку на данном направлении имеется ряд сложных проблем, требующих принятия действенных и эффективных мер, в том числе со стороны командования РВСН. В частности, одной из острейших остается проблема обеспечения жильем гражданского персонала Ракетных войск. Тем не менее командование РВСН прилагает все возможные усилия по планомерному и активному разрешению сложившейся ситуации. Так, в 2009 году были обеспечены постоянной и служебной жилой площадью за счет органов военного управления РВСН 96 семей гражданского персонала.
     И еще об одном значительном шаге в направлении развития социальной защиты военнослужащих и членов их семей хотелось бы сказать особо.
     В октябре 2007 года по инициативе командования Ракетных войск стратегического назначения и правительства Московской области была начата работа по проработке вопроса о придании главному гарнизону РВСН, Власихе, статуса закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Итогом этой кропотливой и напряженной работы стало издание Указа Президента Российской Федерации № 70 от 19 января 2009 года «О преобразовании закрытого военного городка 22/1 Московской области в закрытое административно-территориальное образование - поселок Власиха Московской области». Выход в свет данного указа не только поменял правовой статус главного гарнизона РВСН, но и явился важнейшим шагом на пути решения социально-экономических проблем его населения.
     Что выгодно отличает ЗАТО от закрытых военных городков - это особый порядок формирования его бюджета, которым предусматривается покрытие дефицита субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета. В том числе и целевое финансирование из федерального бюджета программ социально-экономического развития ЗАТО, за счет реализации которых значительно улучшается техническое состояние переданного жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры, ведется строительство новых объектов, повышается благоустройство военных городков. Принятые целевые программы развития ЗАТО предусматривают значительное увеличение финансирования расходов на содержание инфраструктуры гарнизонов по сравнению с возможностями РВСН.
     Главой городского округа Власиха была избрана Ольга Агафонова, которая на протяжении многих лет возглавляла ЗАТО Сибирский Алтайского края (один из лучших в РВСН), а с 2005 года являлась заместителем главы администрации города Одинцово.
     В результате с 2010 года у Власихи впервые за ее полувековую историю появился собственный полноценный бюджет, а органы военного управления сейчас освобождаются от несвойственных им функций по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений образования, здравоохранения, культуры и других социальных объектов.
     Безусловно, одному командованию РВСН всех имеющихся социальных проблем военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей не решить. И мы это прекрасно понимаем. Но принимаемые на государственном уровне решения и шаги могут и должны служить той базой, на которой строится дальнейшая работа командования всех уровней по всестороннему обеспечению и развитию социальной защищенности людей.
     На снимке: Детский сад ЗАТО Власиха.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex