на главную страницу

9 Апреля 2010 года

История одной книги

Пятница

«Армия генерала Гришина»

Петр АЛТУНИН.



Генерал-полковник Иван Тихонович Гришин, Герой Советского Союза, начал войну полковником, командиром дивизии, а закончил командующим 49-й армией, прошедшей боевой путь от Смоленска-Рославля до Эльбы. Кроме Золотой Звезды Героя, награжден двумя орденами Ленина, четырьмя - Красного Знамени, двумя - Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, двумя орденами Красной Звезды. Удостоен 30 благодарностей Верховного Главнокомандующего. Умер в 1951 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

     Известно, что о себе Иван Тихонович ничего не написал, не вел дневников, не оставил мемуаров. Да в ту пору для военачальников такого ранга это и не было принято. Есть только в личном деле краткая автобиография.
     А книгу «Армия генерала Гришина» написали отец и сын Зюбины. Отец - полковник в отставке Михаил Васильевич, в свое время товарищ по моей журналистской молодости. По окончании службы он вернулся на малую родину - в воронежскую глубинку и стал летописцем своего черноземного края. Одновременно старался воскрешать в памяти образы ярких, интересных людей, с кем сводила судьба. Одним из таких образов был Иван Гришин. Тем более что о нем практически ничего не было написано. Наверное, потому, что он, рано ушедший из жизни после войны, оказался в некотором роде забытым военачальником.
     А вспомнить Зюбину было о чем. Боец «последнего военного призыва», Михаил в конце войны был приставлен ординарцем к командующему 49-й армией. Для 17-летнего деревенского мальчишки это назначение было совершенно невероятным. Никогда в жизни не видавший генерала, он сначала просто побаивался его, буквально «ел глазами» в ожидании очередного приказания. Потом, когда поездил с ним в одной машине, а если приходилось, пошагал рядом, не отставая и опасаясь, как бы чего не случилось, видя приветливое к себе отношение генерала (тот иногда с улыбкой теребил его стриженую голову), просто полюбил его как отца. А особенно близко к сердцу генерал принял своего помощника, когда пришла горькая весть из дома Михаила: на фронте, в Польше, погиб его отец - солдат-пехотинец. С тех пор Иван Тихонович поистине стал относиться к нему как к сыну.
     После войны их пути разошлись. 49-я армия была расформирована, и Гришин принял 6-ю гвардейскую армию, входившую в состав Прибалтийского военного округа. А его верный ординарец Зюбин продолжал службу уже вдалеке от него.
     Память о своем командующем Михаил берег всегда. Видя его потом на групповой фотографии «Полководцы Великой Отечественной войны» с сидящим в центре Сталиным, читая отзывы о нем знаменитых командующих, у кого в подчинении была 49-я армия (например, маршал К.К. Рокоссовский писал: «Тов. Гришин - культурный, смелый, инициативный начальник... По характеру тихий, спокойный, но в боевой обстановке храбрый и решительный генерал»), Зюбин в течение всей службы собирал материал, чтобы рассказать людям о своем генерале. Тем более что уже приходилось встречать выходящие из печати книги, посвященные полководцам и военачальникам Великой Отечественной, к когорте которых по праву относился и командарм Гришин.
     И когда после увольнения из армии Зюбин волею судьбы оказался «свободным художником» и написал свою первую, выношенную в сердце книгу о своей родине «Лиски - земля и люди», о милой с детства земле, на которой в 1942 году тоже грохотала война, «взялся за Гришина». Нашел его и своих сослуживцев, поближе познакомился с теми местами, где проходил их общий боевой путь, не один день провел в Центральном архиве Минобороны в Подольске. И работа пошла, собранный материал, как показалось, легко ложился на бумагу. Но случилась беда - инсульт... Отнялась правая сторона тела. Невозможно стало ходить. Оказался прикованным к коляске. Можно себе представить: все это произошло с человеком, находящимся в творческом порыве...
     Не сдался. Научился писать левой рукой. Помогала верная спутница, любящая жена и мать детей Анна Даниловна. Но силы были на исходе.
     Тем временем подрос и пошел по журналистской стезе сын Василий. Стал корреспондентом «Красной звезды». Отец сказал ему:
     - Вася, ты знаешь, над чем я работаю. Книгу надо завершить. Вправе на тебя рассчитывать?
     - Да, отец, я это сделаю...
     Василий (кстати, он и внешне - копия отца) продолжил дело. Не сразу все выходило. Надо было уже ему вникать в историю Великой Отечественной, в Подольском архиве трудиться, беседовать с ветеранами. И вот в канун 65-летия Победы книга увидела свет. Сегодня смело можно сказать, что она восполняет некий пробел в летописи Великой Отечественной. Пробел и в памяти людей. Конечно, молодежь сегодня знает Жукова, Конева, Рокоссовского. А вот о человеке, именем которого названа школа, где он учился, улица в Москве, о военачальнике, прошедшем во главе армии с боями больше тысячи километров до самого фашистского логова, мало кто вспомнит.
     Так кто же он был, Иван Гришин, и каков его вклад в завоевание Победы над Германией?
     Родился Гришин на Смоленщине в деревне Внуковичи Рославльского района в 1901 году. Отец его был призван на фронт в начале Первой мировой войны, и тринадцатилетний Иван с матерью и четырьмя меньшими братьями остались на хозяйстве. Сызмальства Иван узнал, что такое тяжкий сельский труд. А с 1921 года - служба в РККА. Она и стала призванием Гришина. По окончании пехотных курсов он - командир взвода, экстерном - экзамены за семилетку, командир роты, начштаба батальона, учеба в Военной академии имени М.В. Фрунзе и окончание ее с дипломом первой степени. Далее - начштаба дивизии, начальник отдела боевой подготовки Московского военного округа, командир 137-й дивизии в Горьком.
     После проведения на ее базе крупномасштабного учения дивизия получила переходящее Красное знамя НКО СССР и была названа лучшей в Красной Армии, а Гришин награжден золотыми часами.
     Сразу после начала войны дивизия из Гороховецких лагерей убыла на фронт, где вела тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника - отражала натиск танковой группы Гудериана. Гришинцы храбро сражались, но силы были неравными. Дивизия оказалась в окружении. Командование во главе с Гришиным не падало духом. Разбившись на группы, вырвались из окружения. А выйдя из него, без отдыха были переброшены на оборону Тулы. И тут 137-я показала высокие боевые качества, и Гришин в третий раз с начала войны был награжден орденом Красного Знамени.
     Потом последовало: Гришин - начштаба известной 16-й армии, которой под Москвой командовал К.К. Рокоссовский. Армия становится 11-й гвардейской с командующим И.Х. Баграмяном. Успешные бои против орловской группировки, в которых немалую роль сыграла разработанная при участии Гришина операция. Новый орден - новое назначение: командующим 49-й армией того же Западного фронта, в активе которого была тяжелая, но успешная Ржевско-Вяземская операция.
     И вот с нею, с 49-й, которая обороняла рубеж по реке Угра западнее Юхнова, командующий, уже генерал-лейтенант, Гришин неотступно шел на запад. Десятидневные ожесточенные бои за освобождение Рославля, Смоленская операция. А далее - Могилевская, Березинская. Окружение немецкой группировки под Минском - 35 тысяч пленных солдат, офицеров и 12 генералов! Восточная Пруссия - многодневный штурм крепости. Данциг - 10 тысяч пленных. «Нех живе Польска!» Марш к Одеру - 290 километров, форсирование реки. 3—4 мая войска 49-й вышли на канал Элде и на Эльбе встретились с американцами. Неописуемый восторг! Улыбки, обмен адресами и сувенирами...
     Так закончился освободительный поход 49-й армии Гришина. Позади было 1.600 огненных километров. Это и победы, вдохновляющие сердца солдат, и горестные потери, их тоже было немало...
     В заключение хочется сказать: все ближе 65-летие Победы. Много времени прошло со дня окончания самой ожесточенной в мировой истории войны. Защищая свою страну от захватчиков, советские люди разных национальностей совершали великие подвиги «не ради славы - ради жизни на земле». Многие полегли на этом тяжком пути, многие стали героями. И об этом должны знать сегодняшние россияне, и прежде всего молодые люди.
     Этому и учит книга Михаила и Василия Зюбиных. Кстати, в этих заметках обозначена лишь канва повествования, а книга содержит много впечатляющих деталей из фронтовой жизни солдат и офицеров. Она яркими красками рисует образ командующего армией Ивана Гришина, о котором мы знаем гораздо меньше, чем о военачальниках такого же ранга, проживших после Победы долгую жизнь.
     На снимке: генерал-полковник И.Т. ГРИШИН в конце войны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex