на главную страницу

9 Апреля 2010 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




Отважный кашевар

    Встреча
    Ресторан «Лот рай» лотошинцы любят: здесь по-домашнему уютно, вкусно готовят и публика приличная. Когда я оказался в «лотошинском рае» впервые, то не мог не обратить внимания на по-хозяйски севшего за служебный столик пожилого человека: плотно сложенный, седые волосы, дорогой костюм, сигара. Но все это затмевала медаль «За отвагу» на лацкане его пиджака.
    Перед уходом подошел к нему. Импозантный мужчина, как я и предполагал, оказался хозяином ресторана. «Павел Иванович Петухов», – представился он. Первый его вопрос ко мне: служил ли я в армии. Получив утвердительный ответ, он указал на стул рядом: «Присаживайтесь». Разговорились. Фронтовик, инвалид войны, боевой путь начал «на брегах Невы» («Евгения Онегина», выходит, читал), закончил на Шпрее. Медаль «За отвагу», оказалось, не единственная его награда. Еще есть орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и, конечно, юбилейные. «Но эта – дороже всех, сам командующий Волховским фронтом Мерецков Кирилл Афанасьевич вручал», – Павел Иванович с нескрываемой гордостью поднес к губам серебряный кружок медали.
    Службу он начал 18-летним пареньком, поваром отдельной снайперской роты: «Командиром у нас был якут Николаев. Отчаянный, а стрелок – каких поискать. Каждый день снайперы уходили «на охоту». Возвращались промерзшие от многочасовой лежки в снегу, голодные. Наркомовские 100 грамм не спасали, а вот с пылу с жару гречневая каша да еще с мясцом... Правда, мясца, особенно под Ленинградом, перепадало нечасто. Под Новый год однажды командир завалил лося. Надолго хватило. А потом мы с Сабуром – это конь, который возил мою походную кухню – попали под минометный обстрел. Мне ничего, а Сабура ранило. Кровью истекал, но кухню по назначению дотянул. Вот кому бы медаль, однако коню она не положена. Сабур был уже не жилец, и мы съели его. А мою кухню командир всю войну таскал за своим «виллисом». Вышло так, что кашеварю до сих пор. Правда, в другой ипостаси».
 ||  Капитан юстиции в отставке Вагиф АСАДОВ.
   Кировский, Лотошинский район, Московская область.




Три войны – как такое выдержать!

    Родная кровь
    Но наш дядя генерал-майор в отставке Мартынов Иван Моисеевич выдержал их – и финскую, и Великую Отечественную, и войну с Японией. В свои 89 лет даст фору иному молодому. Каждый свой день, например, он начинает с физзарядки.
    Войны, последовавшие одна за другой, круто повернули его жизнь. Мечтал стать врачом, с отличием окончил в 1939 году медицинский техникум, но дальнейший путь по линии здравоохранения ему преградила другая линия – Маннергейма. В послевоенное время – Военно-политическая академия, служба в войсках: ГСВГ, Ростов-на-Дону, Куйбышев, Красноярск, Волгоград, Смоленск, Рига...
    Хотя я перечислила крупные города, это не значит, что он и его семья в каждом из них жили. Офицерскую жизнь Иван Моисеевич отдал Ракетным войскам стратегического назначения, а это отдаленные гарнизоны, «медвежьи углы». Республиканскую же столицу, краевые и областные центры я назвала для привязки, в качестве ориентиров. И всюду как нитка за иголкой за дядей следовала его боевая подруга Наталья Леонидовна, с которой в мире и согласии они прожили 54 года. Хотя Натальи Леонидовны уже нет с нами, но ее жизнь продолжается в детях, внуках, правнуке, который родился в день 80-летия прадеда. Иван Моисеевич считает его самым дорогим подарком.
    Сейчас Иван Моисеевич живет в Москве. И, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему принимает активное участие в общественной жизни, ветеранском движении. Ровно месяц остается до Дня Победы, и мы, его родичи-вятичи, сердечно поздравляем нашего дядю с этим светлым праздником.
 ||  Елена ПОБЕДАШОВА.
   Даровской, Кировская область.




Космическая «первопроходка»

    О братьях меньших
    Приближается День космонавтики. Праздник, как известно, был установлен в честь полета в космос Ю. Гагарина. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич первым из людей проложил звездную тропу. Но старшему поколению помнится и другая космическая дата, дата-предвестница – 3 ноября 1957 года, когда впервые на орбиту Земли на советском космическом корабле «Спутник-2» было выведено живое существо – симпатичнейшая собачка Лайка.
    Позже на Байконуре служил мой брат Вадим. Когда я побывал у него в гостях, первое, что меня поразило, – это любовь, которую испытывали к ставшей всемирно известной Лайке люди космодрома. И мои стихи, посвященные космической «первопроходке», даже спустя годы, после куда более великих космических свершений, были приняты на ура:
    Экран телевизора светится белый,
    Волнуясь, не спим, хоть и поздний уж час:
    Пушистый комочек, доверчивый, смелый
    С далекого космоса смотрит на нас.
    Биение сердца все тише, все тише
    (Об этом узнали мы только потом),
    Но голос из космоса все еще слышен.
    Корабль огибает виток за витком.
    И Мушка, Чернушка, и Белка, и Стрелка
    Нам путь открывали.
    Летят корабли...
    Но кажется: голос заливистый Лайки
    Остался в эфире, как спутник Земли.
 ||  Альберт ЛУЩЕНКО.
   Болхов, Орловская область.




«У нас тут свои законы»

    Как живешь, ветеран?
    Такой ответ я получил у себя в городской администрации в ответ на просьбу о предоставлении мне благоустроенного жилья.
    Меня призвали на военную службу 15 ноября 1943 года, когда мне было всего 16 лет 8 месяцев, и направили на Дальний Восток. В августе 1945-го воевал в Маньчжурии с японцами. Я оказался неплохим наводчиком 45-мм противотанковой пушки, ходил в разведку. Дважды был контужен. Демобилизовался уже в 25-летнем возрасте. Так что служить пришлось долго.
    До недавних пор жили с женой в деревне Осиновка. Но в 2005 году у нас закрыли магазин. А тут мне сделали операцию. После этого в райцентр Балтай за тем же хлебом не находишься: автобус тоже отменили. Вот и вынуждены были переехать к сыну в Аткарск. Сын живет в деревянном доме деревенского типа с «удобствами» во дворе. Одна большая комната разделена фанерной перегородкой, вместо двери занавеска. В этом чулане размером 2,3 х 2 м, который служит и спальней, и столовой, а зимой и туалетом, мы ютимся с женой, стесняя и без того стесненную семью сына.
    Обратился к главе городской администрации Кошелеву Юрию Павловичу. Тот внимательно меня выслушал и прислал комиссию. Та решила, что в выделении мне благоустроенного жилья нет необходимости, достаточно отремонтировать дом. Но дом не нуждается в ремонте, сын его только что отремонтировал.
    Я снова в администрацию. Заикнулся там: по телевизору, мол, сообщили, что ветеранам положено 36 кв. м благоустроенного жилья. А мне в ответ: вы телевизор поменьше слушайте, мало что там наговорят, у нас тут свои законы.
 ||  Николай НАДЕЖКИН.
   Аткарск, Саратовская область.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex