на главную страницу

10 Апреля 2010 года

Страна и мир

Суббота

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ СОБЛЮДЕН

Виктор РУЧКИН.



В беседе с корреспондентом «Красной звезды» свое мнение о договоре высказал также депутат Государственной Думы РФ, бывший секретарь Совета Безопасности Андрей Кокошин.

     Данный договор устанавливает важные ограничения на развитие стратегических наступательных вооружений обеих сторон, причем в варианте, который взаимоприемлем для России и Соединенных Штатов Америки.
     Подписание и ратификация этого договора явится актом выполнения Российской Федерацией и Соединенными Штатами главы 6 международного Договора о нераспространении ядерного оружия («каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем»). Эта статья обязывает ядерные державы последовательно сокращать свои ядерные арсеналы. Следует отметить в связи с этим, что несколько месяцев назад такие ядерные державы, как Франция и Великобритания, объявили о сокращении планов развития своих стратегических ядерных сил.
     Обе стороны имеют право в любой момент выйти из Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, если он не будет более отвечать их интересам национальной безопасности. Это означает в том числе, что если развитие противоракетной обороны США дойдет до пределов, когда она будет угрожать эффективности группировки Стратегических ядерных сил России, стратегической стабильности, то наша страна может выйти из договора.
     Важно отметить, что заключение данного договора происходит в условиях, когда новая американская администрация Барака Обамы существенно скорректировала планы развития противоракетной обороны по сравнению с тем, что планировала администрация Буша-младшего. В том числе пока сделан упор на развитие средств, предназначенных прежде всего для перехвата ракет оперативно-тактического назначения, обладающих иными характеристиками, нежели межконтинентальные баллистические ракеты морского и наземного базирования, которые составляют основу стратегической ядерной мощи России.
     В целом, если говорить конкретно о стратегической ядерной сфере, наличие данного соглашения создает условия для сохранения стратегической стабильности на обозримую перспективу, то есть на срок действия этого договора. Однако эта задача будет решаться не автоматически, а только в случае, если Россия будет продолжать совершенствовать по целому ряду направлений свои стратегические силы, повышая их неуязвимость, боевую устойчивость, увеличивая их способность проникновения через любую потенциальную систему противоракетной обороны, которая предназначалась бы для борьбы с боевыми блоками МБР.
     При этом надо иметь в виду, что сохранение стратегической стабильности будет во многом зависеть от развития высокоточного оружия в обычном снаряжении, которому России тоже надо уделять большое внимание, обеспечивая для себя и потенциал неядерного (предъядерного) сдерживания. Последнее, кстати, предусмотрено новой Военной доктриной России.
     Важным элементом договора является и то, что в нем предусматривается необходимый контроль за переоборудованием под обычные вооружения подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков. Обычные (неядерные) боезаряды межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок включены в предельные количества боезарядов, предусмотренные договором, а их носители - в общие «потолки» средств доставки.
     Значительно упрощен по сравнению с прежним договором верификационный механизм. Договор не предусматривает продолжения непрерывного наблюдения за ключевым российским предприятием по производству ракетной техники в Воткинске. Упрощены процедуры переоборудования и ликвидации, отведены попытки обеспечить инспекционное присутствие в ходе ликвидации средств СНВ.
     Процедуры обмена телеметрической информацией, призванные обеспечить дополнительную транспарентность и предсказуемость действия сторон, существенно изменены, упрощены по сравнению с Договором о стратегических наступательных вооружениях. Эти процедуры, как отмечают наши специалисты, исключают возможность получения США данных, раскрывающих военно-технические характеристики перспективных российских ракетных комплексов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex